Криптовалюта – это разновидность цифровой валюты, которая создается за счет использования специфических методов шифрования информации в компьютерной сети. Эта валюта не регулируется на централизованном уровне, фактически, она представляет собой некие цифровые учетные единицы, которые находятся в свободном обращении. Криптовалюта базируется на системе блокчейн – это цепочки транзакций в данной валюте, которые происходят в рамках одной цифровой системы. Система учитывает все транзакции и хранит сведения о них без возможности внести изменения о свершившихся транзакциях.
Не удивительно, что столь нетипичный метод создания расчетных единиц был воспринят регуляторными органами Украины с подозрением. Так, в 2014 году Национальный банк Украины издал несколько писем, в которых категорически порицал криптовалюту, приравнивая ее к финансовым пирамидам.
Тем не менее, в 2016 году в Украине было вынесено два судебных решения по делу № 820/5120/16, в которых первая и апелляционная инстанции признали незаконной индивидуальную налоговую консультацию, согласно которой операции с криптовалютой (E-dinarcoin) облагаются НДС. Фактически, данными решениями опосредованно была признана возможность/законность использования криптовалют в Украине. Примечательным в данном споре является то, что суды учитывали решение Европейского суда по правам человека от 2015 года по делу Хедквист против Швеции. В этом деле было установлено, что биткойны и прочие виртуальные валюты на территории ЕС не облагаются НДС, то есть, фактически, приравниваются к традиционным валютам для целей налогообложения. Как известно, решения Европейского суда по правам человека являются источником права в Украине, то есть, выводы этого суда должны учитываться при определении статуса криптовалюты.
В сентябре 2017 года по итогам заседания Совета финансовой стабильности Украины было решено, что правовой статус так называемой "криптовалюты Bitcoin" в Украине будет определен до конца сентября при взаимодействии Национального банка Украины, Минфина и Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Тем не менее, какого-либо официального регуляторного документа по данному вопросу нет и по сей день. При этом представители Нацбанка и Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку единогласно заявляют, что криптовалюта не может быть признана валютой и, соответственно, не может считаться платежным средством в Украине.
Тем временем, в начале октября 2017 года в Верховной Раде Украины были зарегистрированы два законопроекта, которыми предлагается урегулировать статус криптовалюты в Украине.
Первый законопроект (№ 7183) определяет криптовалюту как программный код, который является объектом права собственности и может использоваться путем мены на любые иные объекты (другую криптовалюту, электронные деньги, валютные ценности, ценные бумаги, товары и услуги). Законопроект № 7183 прямо указывает, что операции с использованием криптовалюты следует квалифицировать как договор мены. При этом обмен криптовалюты на электронные деньги, валютные ценности и ценные бумаги может осуществляться только через криптовалютную биржу.
Согласно Законопроекту № 7183 все риски, связанные с майнингом и обращением криптовалюты, возлагаются на лиц, которые осуществляют операции с криптовалютой, государство не дает никаких гарантий, связанных с этими операциями.
Также законопроект предлагает возложить на криптовалютную биржу функции по идентификации участников криптовалютных операций и мониторингу всех транзакций в криптовалюте. Принятие детальных регуляторных актов в сфере обращения криптовалюты законопроект возлагает на НБУ.
Также законопроектом предусмотрено, что майнингом (генерированием криптовалюты с помощью вычислительных операций) могут заниматься любые физические и юридические лица, при этом полученная вследствие майнинга криптовалюта считается доходом майнера и подлежит налогообложению.
Таким образом, данный законопроект в целом тяготеет к пониманию криптовалюты как некоего программного продукта, обращение которого возможно путем обмена на другие активы.
Второй законопроект (№ 7183-1) приравнивает криптовалюту к финансовому активу, тем самым распространяя на операции с ней действие Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг». Соответственно, регулирование и контроль операций с криптовалютой законопроект предлагает возложить на Нацкомфинуслуг.
Данный проект более жестко ограничивает деятельность на рынке криптовалют в сравнении с законопроектом № 7183. Так, проект детально регулирует вопросы деятельности криптовалютной биржи, на которую возлагается функция по открытию счетов в криптовалюте (с проведением финансового мониторинга, идентификации и верификации клиентов), и которая должна получить специальную лицензию. Майнинг разрешается осуществлять только субъектам хозяйственной деятельности. При этом законопроект предлагает льготные тарифы на электроэнергию для тех, кто занимается майнингом, а также предусматривает внедрение налоговых льгот для майнеров.
В целом, законопроект делает акцент на том, что операции с криптовалютой принадлежат к сфере финансовых услуг.
Как видим, оба законопроекта следуют подходу, ранее высказанному регуляторными органами, согласно которому криптовалюта является неким суррогатом, а статус единственного законного средства платежа все же сохраняется за валютой в ее классическом понимании.