Одним из главных врагов кинотеатральной индустрии является сервис VOD – Video on Demand, то есть «видео по запросу». Это своего рода электронный кинопрокат, с разницей в том, что вы можете смотреть новинки кино в HD-качестве у себя дома, заказав их из каталога у оператора и, конечно же, заплатив за это определенную сумму. Пока что VOD – это, в основном, интернет-телевидение, но развитие кинопроката, как такового, посредством интернета, тоже не за горами.
Естественно, с VOD связана целая куча проблем и скандалов. Как известно, студии Universal, Sony, Warner Bros и Fox не хотят отставать от планеты всей и пожелали запускать свои новинки в электронный кинопрокат уже через два месяца после их премьеры в кинотеатрах. В конце марта было объявлено о решении запустить сервис «Home Premiere», который будет предоставлять фильмы вышеперечисленных студий в электронном доступе, уже в апреле. Цена такого проката – 30$ на двух-трехдневный период, в то время, как цена взрослого билета в кинотеатр (на вечерний сеанс) составляет около 15$. Первой премьерой на VOD компании Warner Bros должен был стать фильм «Неизвестный», с Лайамом Нисоном в главной роли, Sony выбрала фильм, который в наш прокат выходил под названием «Жена напрокат».
Кинотеатры же противятся этому решению, поскольку даже спустя два месяца зрители ходят на того же «Гарри Поттера» или «Аватар» (в Украине, кстати, он до сих пор идет на широких экранах), что позволяет владельцам залов снимать половину от продажи билетов. Но кроме кинотеатральных бизнесменов, взбунтовались и голливудские режиссеры.
В апреле было обнародовано открытое письмо, где режиссеры возмущались тому, что решение об альтернативном кинопрокате было принято студиями без них. Они требовали дискуссии и открытого заявления студиями своих планов насчет дистрибуции их фильмов. Также режиссеры напомнили о том, что существует установленный срок для кинотеатральных релизов – 132 дня, и высказались по поводу того, что VOD не решит проблему пиратства, а только усугубит ее. К тому же, по словам сердобольных режиссеров, это усложнит прокатную судьбу для низкобюджетных фильмов, которым будет отказано в экранах в связи с грядущей битвой кинотеатров за выживание, которая, несомненно, наступит, если VOD станет популярным. Под письмом подписались 23 режиссера, среди которых – Джеймс Кэмерон, Кэтрин Бигелоу, Майкл Бэй, Гильермо Дель Торо, Питер Джексон, Майкл Манн и прочие.
Возможно, именно эта паника привела к решению Джеймса Кэмерона перевести свой оскароносный «Титаник» в формат 3D и выпустить его на широкий экран в апреле следующего года (к годовщине крушения) – пока 3D не очень надоел (хотя уже начинает), нужно вытянуть из него все соки, а из зрителей – деньги за билеты, приобретенные, чтобы посмотреть знаменитую сцену в трехмерном формате. Но представители так называемого «авторского кино», или «артхауса» (в наиболее положительном и широком его значении), кажется, переживают за судьбу своих фильмов не так сильно, как Джеймс Кэмерон.
К примеру, датская кинокомпания «Zentropa», основанная в 1992 году Ларсом фон Триером и продюсером Питером Йенсеном, объявила о том, что создаст отдельный сайт, на котором будет размещен каталог фильмов, снятых как этой студией, так и в целом, под эгидой «Догмы 95», к создании которой даже приложил руку фон Триер. Сайт уже запущен, следовательно, можно заказать фильмы от Триеровского «Элемента преступления» 1984 года до последней картины Сюзанн Бир, «Месть». Сейчас в каталоге – более 100 фильмов, каждый из которых можно заказать на срок 36 часов по цене 4 Евро за новые фильмы, 3 Евро – за более старые, и по 1 Евро за короткометражки и каждую серию сериалов, производством которых также занималась Zentropa.
Возвращаясь к Голливуду, для которого выход из кинотеатров и отказ от DVD с красивыми обложками и дополнительными материалами, будет очень болезненным, скажем, что Home Premiere был все-таки запущен, в рамках компании DirecTV, которая специализируется на цифровом телевещании. Посредством DirecTV можно заказывать фильмы и смотреть их не только на компьютере, но и на телевизоре (для этого нужна соответствующая аппаратура), правда, только на территории США.
Еще одним провайдером Video on Demand стал YouTube. На отдельном подразделе ресурса, который так и называется «Фильмы», выложено около 3 тыс. фильмов, отсортированных по языкам. То есть, если у вас стоит русский язык в настройках на Youtube, вам будут показаны только фильмы на русском языке – их все можно посмотреть бесплатно.
Также видео по требованию продает Amazon. Можно прогнозировать, что в дальнейшем сервис VOD будет доступен посредством многих популярных ресурсов и даже, наверное, социальных сетей. Гораздо интересней то, сможет ли электронный кинопрокат если не заменить традиционный, то хотя бы идти с ним параллельно. Иными словами, станет ли практика запуска премьер в электронное плаванье повсеместной и к чему она, в конце концов, приведет?
Станет ли VOD популярным в Украине – сказать пока затруднительно, интересней было бы спросить мнения официальных дистрибьюторов. Но поскольку украинцы – те еще пираты (и вовсе не Карибского моря), приучить потребителей и зрителей платить за контент, выуживаемый ими из Интернета, будет крайне сложно.
Тем не менее, что-то похожее запустила украинская компания ВоляКабель – сервис под названием Кинопоказ. Тут все действует по той же системе, что и в кинотеатре – есть расписание сеансов, на которые зритель покупает не билет, а абонемент на неделю, или целый месяц. Много ли там фильмов (в расписании сеансов на текущую неделю – два фильма) и будет ли ВоляКабель сотрудничать с дистрибьюторами, и в каком формате – пока неизвестно.