Украинские фильмы в прокате 2014 года

В 2014 году в национальный прокат должны выйти 10 полнометражных игровых фильмов, созданных при поддержке Госкино.

Все они – разные по жанрам, тематике, стилистике и, конечно же, по уровню профессионального мастерства их создателей. Это разнообразие очерчивает внятные контуры лица новой украинской кинематографии, формирование которой – одна из главных задач реформирования киноотрасли, затеянного Госкино в 2010 году. Теперь главное, чтобы какие-нибудь астральные силы не помешали приделать этому лицу «рученьки-ніженьки-лагідні очі».

Фрагмент постера фильма "Креденс"
Фото: Facebook / Креденс
Фрагмент постера фильма "Креденс"

Открывает украинский год в прокате трагикомедия Валентина Васяновича «Креденс», стартующая в кинотеатрах 23 января.

Во втором своем фильме (после «Обычного дела», вышедшего в 2013-м) Васянович демонстрирует явный профессиональный скачок: премьера «Креденса» на прошлогоднем Одесском МКФ собрала максимальное количество положительных отзывов отечественной кинокритики по сравнению с остальными украинскими картинами, участвовавшими в разных программах фестиваля.

При этом в центре внимания режиссерского исследования по-прежнему остаются рефлексии украинского интеллигента. Только на сей раз бытовая драма, переживаемая отдельно взятой семьей, таит в себе глобальный смысл, отображая процессы, переживаемые целой страной. По словам Васяновича, «Креденс» – история противостояния хищного советского и традиционного украинского мировоззрений. Чтобы избавиться от непрошенных гостей, герой вынужден отложить виолончель и взять в руки мощный киёк». (В главных ролях: Андрей Саминин, Ольга Гришина, Михаил Жонин, Наталия Васько).

Кроме «Креденса» среди всех прокатных фильмов, пожалуй, только два отмечены истинной печатью украинской ментальности – «Братья. Последняя исповедь» Виктории Трофименко и «Поводырь или Цветы имеют глаза» Олеся Санина. Собственно, по этим трём картинам можно начинать идентификацию нового украинского кинематографа как такового.

«Поводырь» – качественно новая эстетика исторического украинского кино. Эмоциональный котел, в котором органично смешаны яростная динамика событий, чувств и глубинной поэтики. Особая цветовая палитра, в отдельных эпизодах напоминающая колористику Куинджи, театральная композиция кадров выводит этот рассказ, основанный на реальных событиях кроваво-трагических 1930-х, за пределы времени. Такая национальная информационная сущность, живущая постоянно где-то там, в незримых измерениях. (В главных ролях: Станислав Боклан, Александр Кобзарь, Антон Грин, Джамала, Джеф Барелл, Олег Примогенов).

При всей разности сюжетов и исторического контекста в «Креденсе» и «Поводыре», их главных героев объединяют порывы одной души – национальной, украинской, формировавшейся веками в плодородном лесостепном ареале, живописно-бескрайние просторы которого порождают мечтательность, поэтичность, чувственность, пассивность и одновременно – непреодолимую тягу к воле (иногда граничащую с анархией).

Психологическая драма «Братья» – история двух старых немощных братьев, которые больше сорока лет пребывают в состоянии войны и из последних сил стараются пережить друг друга. Сценарий, написанный по мотивам романа «Шмелиный мёд» известного шведского писателя Торгни Линдгрена, переносит действие фильма в сердце украинских Карпат. Это кинополотно кажется сотканным из уникальной этнической магии этого региона, в свое время прельстившей Параджанова.

«Братья» – это ритуальный танец вокруг огня, зажженного до начала времен. Танец, завораживающий зашифрованными, но легко считываемыми смыслами вечных истин, неизбежности греха и вариантов его искупления. Универсальная человеческая история, пропущенная через коллективную национальную душу. С точки зрения киноязыка – история одной национальной души, завернутая в универсальную интеллектуальную упаковку. (В главных ролях: Виктор Демерташ, Олег Мосейчук, Наталка Половинка, Вероника Шостак, Орест Ягиш, Николай Берёза, Роман Луцкий).

«Братья» и «Поводырь» планируются в осенний прокат – оба фильмы еще должны пережить свои фестивальные истории.

В первом же полугодии ожидаются следующие релизы.

«Люби меня» – украинско-турецкое творение семейной режиссерской пары Марины Эр Горбач и Мехмета Бахадыра. Социальная драма, повествующая, по словам продюсера Елены Ершовой, о большой любви и ее главном враге – страхе, оправдывающем отказ от этой любви. Фильм примечателен неожиданным появлением в родных пенатах украинской красавицы-актрисы Виктории Спесивцевой, последнее десятилетие живущей в Германии (она и молодой турецкий актёр Усан Такир – исполнители главных ролей).

«F 63.9. Болезнь любви» – романтическая комедия, с которой известные украинские режиссеры Дмитрий Томашпольский и Алена Демьяненко возвращаются в отечественный кинематограф после нескольких лет работы в России. Томашпольский и Демьяненко верны себе – комедии они продолжают снимать в своем фирменном «жанре» легкого стёба. Что не помешало им превратить историю любви космонавта и венеролога в оригинальную метафору настоящей Любви. Фильм снят в украинско-французской копродукции. (В головних ролях: Алексей Зубков, француженка Нина Сол, Александр Игнатуша, Владимир Абазопуло, Лариса Кадочникова).

Первый отечественный детский киномюзикл «Трубач». Еще одно возвращение: Анатолий Матешко, прославившийся сериалами о «Буржуе» и вынужденный долгим кинематографическим безвременьем продуцировать другие телемувики (преимущественно в России), наконец-то снял кино для большого экрана. Разбивая 3 мая прошлого года «тарелку» «Трубача», Матешко не удержался от радостного возгласа: «Впервые за 20 лет бью «тарелку» в национальном кинематографе! Я счастлив!..»

«Трубач» продолжает тенденцию нового украинского детского кино, обозначившуюся в «Иване Силе»: юного зрителя и его родителей приглашают в красочный и уютный экранный мир, в котором Добро всенепременно побеждает Зло, потому что по-иному в этом мире попросту быть не может. (В главных ролях: Лёня Шевченко, Владимир Горбунов, Владимир Горянский, Нонна Гришаева, Римма Зюбина, Ольга Матешко).

Картина намечена в прокат на весенние школьные каникулы. Тогда же должен выйти и полнометражный анимационный фильм «Кто боится дядечку Бабая?» – радостный конгломерат всех возможных сказочных и мифических персонажей, включая гоголевского Вия.

В апреле ожидается выход психологического триллера Владимира Тихого «Зеленая кофта» – психоделического произведения, рассчитанного на немногочисленных, но последовательных поклонников арт-хауса. Его знатоки, возможно, уловят в сюжете и стилистике «Кофты» сходства с «Юрьевым днем» Кирилла Серебрянникова и «Генуей» Майкла Уинтерботтома. Ну так не зря же «Кофта» стала первым отечественным фильмом, приглашенным в основной конкурс МКФ в Сан-Себастьяно, на котором тот же Уинтерботтом получил в 2008-м «Серебряную раковину» как лучший режиссер за ту же «Геную».

Но и приверженцам ясного и добротного зрительского кино тоже будет радость. В весеннем прокате появится «Лука. Святитель-хирург» Александра Пархоменко, Татьяны Ходаковской и Андрея Толошного – байопик, повествующий о драматической судьбе выдающейся личности ХХ века – уникального хирурга и архиепископа Святителя Луки (Валентина Войно-Ясенецкого). Несомненное достоинство фильма в том, что его создателям удалось избежать морализаторского пафоса, коварно подстерегающего авторов кинобиографий великих церковных деятелей, и снять динамичную, эмоционально напряженную, искренне-пронзительную жизненную историю. (В главных ролях: Андрей Саминин, Виталий Безруков, Екатерина Гусева).

Во втором полугодии на широкий экран должны выйти еще два фильма. «Хроники» Ивана Кравчишина – народная комедия, состоящая из трех новелл о трех главных поступках, совершаемых человеком (человек рождается, рождает сам и умирает). И игровой полнометражный дебют Анны Акулевич «Это я» – социальная драма (впрочем, тоже с элементами народной комедии). В фильме анализируется психология отечественного варианта типажа, когда-то введенного в культурную парадигму Василием Шукшиным – маргинала, чьи душа и сознание навеки застряли между городом и деревней. Участь «гнезда на ветру», по убеждению создательницы «Это я», рано или поздно приводит к трагической развязке. (В главных ролях: Анна Ткач, Яна Соболевская, Ирина Калашникова, Василий Чорношкур, Виктория Зубрейчук, Юрий Якуша).

Елена Чередниченко Елена Чередниченко , Пресс-секретарь Госкино
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram