«Смирные миротворцы»
Первое было озвучено на авторитетной международной Мюнхенской конференции безопасности. Отчет, который был представлен высокопоставленным чиновникам, в частности, спецпредставителю США по вопросам Украины Курту Волкеру, составил бывший генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен. Который теперь является советником президента Петра Порошенко.
Судя по всему, в команде Порошенко, наконец, поняли бесперспективность попытки продавить через Совет безопасности ООН не устраивающий Россию формат миротворческой миссии. Не смотря на то, что уже три года назад было чётко объяснено, почему «миротворческий фейк» Порошенко можно «расценить как боковую и в данных условиях тупиковую ветвь эволюции мирного процесса на Донбассе». Названные Институтом «Диалог» в феврале 2015 года причины того, почему миротворческая миссия (хоть в формате полицейских ЕС, хоть традиционной миротворческой миссии ООН) на Донбасс НЕ будет направлена, остаются актуальными и в феврале 2018-го. Более того, к старым причинам того, почему "голубые каски не поедут на Донбасс", с осени пришлого года добавились новые, опасные и для Украины, и для перспектив мирного урегулирования на Донбассе обстоятельства.
Поэтому понятно, почему у президента Порошенко начали пытаться переформатировать своё вИдение peace-keeping`aна Донбассе. И решили попытаться сделать его приемлемым для России. Последней цели служат содержащиеся в подготовленном группой Фог Расмуссена документе предложения о том, что в состав этой миссии не должны входить контингенты из стран-членов НАТО. Зато должны быть военные из стран, которым доверяет Россия. "Для операции необходимо привлечь ряд европейских стран, таких как Швеция, стран, которые имеют опыт миротворческих операций, таких как Бразилия, и стран, которым доверяет Россия, таких как Беларусь", - говорит соавтор отчета и эксперт по ООН Колумбийского университета Ричад Гован.
Хотя после учений «Запад-2017» в Беларуси ни у кого (кроме, наверное, авторов представленного на Мюнхенской конференции отчёта) не осталось ни малейших сомнений в том, что военные из Беларуси работают «под колпаком» и под диктовку Москвы.
Что в предложении группы Фог Расмуссена заслуживает внимания как правильный шаг – так это предложение разместить помимо контингента миротворцев в зоне конфликта ещё и 4-тысячную полицейскую миссию. Как объяснил министр иностранных дел Украины Климкин, полицейские необходимы, чтобы обеспечивать аресты особо опасных правонарушителей и разоружение местных сил. Хотя, если с арестами более-менее понятно, то хватит ли четырёх тысяч полицейских для того, чтобы эффективно разоружить десятки тысяч вооруженных Россией боевиков?
Что обращает на себя внимание в предложениях советника Порошенко – так это отсутствие комплексного стратегического плана мирного урегулирования конфликта на Донбассе. Первым, и пока единственным таким предложением президента за почти четыре года конфликта остаётся "Мирный план Порошенко", представленный только что избранным президентом в июне 2014-го.
Peace-keeping from Mr.Yatsenyuk
Альтернативный президентскому вИдению план достижения мира на Донбассе на этой неделе представил «Народный фронт». Пожалуй, впервые второй член правящей коалиции так однозначно заявил о наличии у него своей собственной позиции по мирному урегулированию конфликта и преодоления его последствий.
Озвученный лидером этой партии своеобразный «Мирный план Яценюка» образца 2018-го является меньшим по объему, чем 14 пунктов плана Порошенко образца 2014-го. В нём всего три пункта.
Во-первых, Яценюк предлагает отойти от практики рассматривать отдельно аннексию Россией Крыма и развязывания ею войны на Донбассе. И рассматривать в комплексе вопросы возобновления контроля Украины и над Крымом, и над неподконтрольными «отдельными районами» Донецкой и Луганской областей. А для того, чтобы закрепить в международной практике связку Крыма и войны на Донбассе - объединить санкции за Крым и Донбасс.
Пока не известно, поддержат ли такой подход страны-посредники нормандского формата Германия и Франция. В чём можно не сомневаться уже сейчас – так это в яростном сопротивлении четвёртого участника «нормандского квартета», Москвы, попыткам объединить вместе «кейсы» Крыма и Донбасса. Поскольку чрезвычайно последовательно, жёстко и даже можно сказать железобетонно с самого начала аннексии Крыма Москва на всех уровнях отстаивает положение: «Вопрос с Крымом – закрыт: это - неотъемлемая часть России. Здесь мы обсуждать ничего не будем. Пути решения конфликта на Донбассе мы готовы обсуждать».
Во-вторых, Яценюк выступает за применение на практике механизмов, предусмотренных свежепринятым законом «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях» И поставить вопрос о возмещении Россией убытков Украине за агрессию и оккупацию.
Причём для урегулирования этого вопроса лидер НФ предлагает как минимум дополнить Минские соглашения-2, а как максимум – заключить новый договор. "Когда мы вернем эти территории - и этого нет в" Минске ", - кто будет платить за восстановление Донецка и Луганска? Это десятки миллиардов долларов. В законе о деоккупации, четко указано, кто за это должен платить - государство-агрессор, а это Российская Федерация. Это должно также стать частью новых договоренностей по мирному плану восстановления территориальной целостности Украины", - полагает Яценюк.
И в-третьих, НФ предлагает свой алгоритм разворачивания миротворческой миссии в соответствии с реалиями конфликта на Донбассе и нормами международного и украинского законодательства. Указывая, что постоянный член СБ ООН Россия - агрессор, и быть миротворцем на Донбассе не может, что называется, по определению. Причём на Донбасс не должны быть допущены не только миротворцы из РФ, но также из контролируемой ею ОДКБ (включая упомянутую у Фог Расмуссена ту самую Беларусь).
Что касается реализуемости всех озвученных экс-премьером предложений – есть вопросы. В частности, вряд ли Германия и Франция поддержат предложение категорически потребовать от Москвы рассматривать только в связке вопросы аннексии Крыма и войны на Донбассе. Как открытым текстом заявляли европейские дипломаты, их устроит практически любой вариант, лишь бы на Донбассе прекратили стрелять. Также трудно представить, чтобы Россия согласилась «здесь и сейчас» выплатить десятки миллиардов компенсации за разрушенный Донбасс.
Но что стоит отметить как качественный позитивный факт-это то, что, наконец, официальный Киев прервал затянувшуюся почти четырёхлетнюю паузу в подготовке соответствующих реальной ситуации собственных планов урегулирования гибридного конфликта в Украине. И начал хотя бы ставить важные в первую очередь для нашей страны (а не для стран-посредников или России) вопросы, связанные с урегулированием ситуации с Крымом и подконтрольными Москве территориями на Донбассе.