Горожане требуют от местной власти закрытия завода. Власть и собственник завода никак не реагируют на «крики о помощи» местного населения. Экологическая инспекция в Харьковской области неоднократно проводила пробы воздуха вблизи завода, но не обнаруживала превышения концентрации вредных веществ. И единственной мерой, на которую решились представители экологической инспекции, стало направление письма в Министерство экологии и природных ресурсов Украины о пересмотре лимитов на выбросы «Коксохимом» вредных веществ.
Безусловно, экологическая обстановка в Харькове может стать лучше и без закрытия предприятия, но только при условии, что владелец Коксохимического завода займется капитальным вложением средств в строительство очистных сооружений и организацию четкого контроля за выбросами.
Тем более известно, что согласно условиям Киотского протокола, все коксохимические предприятия Украины должны сделать реконструкцию всех систем, печей и фильтров до 2015 года. Иначе им придется приостановить свою деятельность.
В мире к вопросу уменьшения вредности химической промышленности уделяют огромное внимание. Например, химическая промышленность Германии за три года добилась в 90-х годах снижения выбросов углекислого газа в атмосферу на 25%, а к 2005 году еще на 40%.
В Австралии Ассоциация химической промышленности и производства пластмасс разработала свой собственный кодекс обращения с химическими продуктами, который намного превзошел общие нормативные требования. Компании, входящие в Ассоциацию химических промышленников Канады, по своей инициативе сократили количество выбросов вредных субстанций, кроме углекислого газа, к середине 90-хгодов на 50%, а к 2000 году еще на 50%.
В Европе требования к химическому производству все более ужесточаются и украинские химические производители должна быть к этому готовы. Я считаю, что украинскому правительству и местной власти пора поставить вопросы защиты окружающей среды на приоритетное место, а не способствовать уничтожению одной из перспективных отраслей украинской экономики.
Но почему государство и местная власть не заставляют владельца Харьковского коксохимического завода модернизировать производство? И откуда взять миллионы долларов на его реконструкции?
Но знаете ли Вы, куда Украина тратит деньги, которые ежегодно получает по Киотскому протоколу? Продавая квоты на выбросы парниковых газов, Украина уже получила около 300 млн. евро. Чиновники постоянно заявляют о том, как они эффективно тратят «зеленые» деньги. Но, на самом деле, эффективность поддерживаемых проектов очень незначительна.
Эти деньги якобы тратятся на утепление зданий бюджетной сферы, замену котлов в школах и детсадах котлами, работающими на альтернативном топливе. Но на самом деле схема зеленых инвестиций в Украине внедряется непрозрачно и несистематично.
Но широкая общественность, а порой и сами владельцы, не знают того факта, что согласно приложению к Киотскому протоколу, любой промышленный объект может рассчитывать на финансовое поощрение своей деятельности, которая приводит к реальному снижению выбросов парниковых газов в атмосферу. Не знают потому, что привлекательная перспектива для отечественной промышленности как всегда разбивается о недальновидность чиновников.
Наши политические деятели до сих пор считаю невыгодным вкладывать деньги в экологические проекты. Но во всем мире доказано, что инвестиции в экологию – не просто дополнительные расходы предприятий, а необходимое условие их дальнейшей работы. Экологичность производства и низкая энергозатратность – понятия очень близкие по содержанию.
Меньшее количество вредных выбросов означает меньшее потребление энергоресурсов в расчете на единицу продукции. Но, безусловно, на модернизацию производства необходимы колоссальные средства. Именно поэтому средства, получаемые Украиной от продажи квот по Киотскому протоколу, нужно тратить на модернизацию производства промышленных предприятий.
В Евросоюзе уровень технологий экологически грязных производств таков, что стоимость их модернизации гораздо выше, чем в развивающихся странах. По оценкам Всемирного банка, на каждую тонну снижения выбросов углекислого газа в Украине необходимо затратить всего 7 долларов, в Евросоюзе – 270 долларов.
По Киотскому протоколу Харьков получил 7, 5 млн. евро, из них в 2011 году – 2 млн. евро. Эти деньги местная власть в полном объеме выделила на утепление зданий бюджетной сферы. Но часть этих денег Харьков вполне мог выделить предприятию «Коксохим» под проект его реконструкции. Собственник «Коксохима» мог бы провести реконструкцию под залог предприятия. Таким образом, местная власть решила бы и проблему экологической обстановки в районе, где расположен «Коксохим», и вместе с тем помогла предприятию модернизировать производство.
Такие экономически развитые страны, как Германия, Финляндия, Дания на 25 % ежегодно увеличивают экологическую безопасность на производстве. Нашим политикам пора уже понять, что увеличение экологической безопасности может стать точкой роста, а не дополнительной нагрузкой. Украине нужно срочно менять подход в сфере энергетической эффективности и способствовать развитию украинской экономики.