У многих людей зарплаты ниже, чем стоимость проживания в своих квартирах

Что теперь делать большинству людей, у которых уровень зарплат ниже, чем стоимость проживания в собственных квартирах?

Фото: urist.in.ua

И как объяснить, что после того, как энергетика ушла в конкретные частные руки и, получив в собственность генерирующие мощности, владельцы этих жирных активов, не вкладывая денег в модернизацию отрасли, успешно и из года в год создают дефицит, поднимая ценники. Наконец, кто и когда додумал эту очень доходную тему с тарифами? И как долго еще монополисты и отдельные чиновники Минэнерго и НКРЭКУ будут безосновательно обогащаться за нас счет? Сразу замечу, что тарифы на коммунальные услуги – это тепло, вода, газ, электроэнергия, точка. Их не так уж и много. И именно эти тарифы регулируются государством. В соответствии с Законом Украины «О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг» к полномочиям Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере коммунальных услуг, относится установление тарифов на коммунальные услуги субъектам естественных монополий и субъектам хозяйствования на смежных рынках, лицензирование деятельности которых осуществляется НКРЭКУ.

Раз так, то можно ли заморозить тарифы ЖКХ? Теоретически, конечно, можно. Но что показывает практика последних десяти, ну, может быть, пятнадцати лет попыток реформирования в Украине и жилищного и коммунального хозяйства? После любого «замораживания» или сдерживания цен наши монополисты затем жестко отыгрывают свою недополученную выгоду последующим быстрым ростом тарифов ЖКХ. Иного, к сожалению, у нас еще не было.

В этой связи, что ждет нас уже в ближайшем будущем? Для нас, потребителей и собственников квартир, этот вопрос становится все больше ключевым. Мы сможем оплачивать, к примеру, через два-три года с нашей зарплатой киевские квартиры? Конечно, мы на это надеемся. Правда, если будут еще и предприняты определенные усилия наших властей.

Эксперты в этой отрасли неоднократно отмечали, что можно и нужно уже в этом году заморозить тарифы наших монополистов, например, в рамках нормы потребления этих коммунальных ресурсов. В частности, по норме потребления определенного объема воды, электроэнергии, тепла и т.д., а вот инвестиционные программы монополистов, к примеру, решать за счет повышения тарифов на сверхнормативное потребление. Причем, за счет одного бедного населения все проблемы ЖКХ не решить, поэтому необходимо Кабмину А.Яценюка разрабатывать целевые национальные программы софинансирования капитальных вложений в эту отрасль ЖКХ.

Более того, почему мы должны молчать, проглатывая одну горькую пилюлю за другой? К примеру, формирование тарифов ЖКХ и субсидии (компенсации малоимущим) – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Хотя очень многое уже прописано в основном финансовом Законе Украины – госбюджете на 2015 год. Ведь в этом финансовом документе правительство уже просчитало, а народные депутаты проголосовали за то, какими в текущем 2015 году будут уровень инфляции, рост реальных доходов и т.п., включая и то, на сколько процентов будут повышены услуги естественных монополий – и не более того, т.е. не выше этих финансово-экономических показателей.

А у нас этого учета и контроля над исполнением государственного бюджета как раз и нет. Поэтому уже много лет подряд в Украине рост цен на услуги естественных монополий превышает рост доходов населения. Особенно в этом 2015 году принимаются такие решения, которые очень резко повышают расходы наших семей при ограниченном росте доходов. Это когда-то остановится? И мы каждый год лишь будем наблюдать за выступлениями чиновников и представителей монополистов, которые будут нам говорить, что, к сожалению, они вынуждены допустить очередной рост тарифов ЖКХ?

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram