Как известно, за 2014 год золотовалютные резервы страны сократились более чем на 60% с 20,416 млрд. долл. США. «Объемы производства в промышленности снизились на 10,7%, в строительстве - на 21,7%, оборот розничной торговли уменьшился на 8,6%. Единственной отраслью, производство которой росло, было сельское хозяйство (2,8%) благодаря рекордному урожаю зерновых культур», - об этом свидетельствуют данные Национального банка Украины. И при этом, как сообщало Министерство финансов, общая сумма государственного и гарантированного государством долга в гривневом эквиваленте в 2014 году выросла в 1,9 раза - до 1,101 трлн. гривен. По оценкам НБУ, основными факторами падения были военные действия на востоке Украины, слабый внешний спрос из-за ухудшения экономической ситуации у основных торговых партнеров Украины, ухудшение торговых отношений с Россией, снижение покупательной способности населения, а также ухудшение финансовых показателей предприятий на фоне сужения кредитной активности. Позитивных факторов было только два: высокий урожай и либерализация доступа украинских товаров на рынки ЕС.
А что дальше будет делать Нацбанк с курсом гривны и учетной ставкой? Сегодня, как мы прекрасно знаем, Национальный банк Украины выступает крайне пассивным регулятором, не формирует денежно-кредитную политику и, в принципе, просто плывет по течению. Зато, например, все в мире видят, как в Соединенных Штатах на протяжении последних 30 лет их центробанк – ФРС США постоянно стимулировала экономику путем ослабления денежной политики. Так, их учетная ставка в 1981 году была 19%, а в 2008 году стала равной нулю. И в прошлом 2014 году рост ВВП США достиг 5%!
Вопрос к Президенту Украины: «Кто у нас примет на себя ответственность за ужесточение регуляторных функций?» Это очень важный вопрос, потому что надо понять, где сейчас заканчиваются полномочия Национального банка и возникает политическая ответственность?» Казалось бы, это дело НБУ, а на самом деле - это уже ключевой политический вопрос. Ведь сегодня места для оптимизма уже нет, более того – остался лишь выбор между дефолтом и социальными протестами. Кстати, отдельные представители НБУ предлагают всё-таки играть по правилам открытой экономики. Однако, всё больше в последнее время находится сторонников постепенного сворачивания рыночной экономики с активным введением различных административных рычагов, что мы в эти дни и видим.
Поэтому нынешняя кажущаяся стабильность курса нацвалюты потенциально очень опасна. И наше население не перестанет держать на руках доллары и евро. В тоже время лично у меня вызывает недоумение тот факт, почему в условиях ведения АТО на востоке страны наши финансовые власти и силовики до сих пор не закрывают вывоз капитала из Украины и коррупционные схемы дерибана бюджетных статей. О чем с убедительными цифрами на руках Юлия Тимошенко говорила 16 марта в ток-шоу «Свобода слова». Плюс в открытых экономиках власти понижают учетные ставки, а у нас, наоборот, НБУ в этом году уже подтянул эту ставку, доведя ее до астрономического уровня в 30%.
Непонятной также до сих пор остается позиция Национального банка по поводу связывания уровня инфляции и учетной ставки НБУ. Дело в том, что денежные агрегаты в украинской экономике, в частности, скорость обращения денег в последние годы снижается. Поэтому инфляция носит не монетарный характер. Инфляция у нас структурная и уровень ее постоянно растет. Но такая высокая инфляция у нас также и из-за того, что очень быстро растут тарифы естественных монополий.
И вот теперь, когда в Украине тарифы выросли на проценты с двухзначными цифрами, то, соответственно, цены в экономике в целом выросли на размер инфляции издержек. Однако, инфляцию издержек (к сожалению, многие чиновники этого не понимают) монетарной политикой изменить нельзя. И все эти пустые разговоры о том, что будто бы НБУ борется с инфляцией, повышая учетную ставку, это не верно, т.к. не может Нацбанк бороться с тем, чего сам не создает. Плюс в золотовалютных резервах есть средства правительства, которые в ближайшее время будут нужны для погашения части внешнего госдолга. А реструктуризация его – под очень большим вопросом.
Да, судьба наша печальна, впереди нас ждут более серьезные потрясения. Еще и потому, что нынешний кризис в Украине привел к серьезному кризису государственного управления, модели государства, действующие институты уже не справляются с новой ситуацией в стране, а власти по-прежнему не проводят необходимые социально-экономические реформы.