Все публикацииПолитика

Игорь Райнин: «Второй срок Порошенко? А что, есть альтернатива?»

Долгое время имя карьерного чиновника Игоря Райнина столичной политтусовке было малоизвестно. Да, после Революции достоинства он уже работал заместителем главы АП, но недолго - всего четыре месяца, а затем вернулся в родной Харьков, где в феврале 2015-го получил назначение на губернаторство. И вот, в конце августа стало известно: первый - при Президенте Порошенко - глава АП Борис Ложкин, так давно планировавший распрощаться с должностью, что в серьёзность намерений многие и верить перестали, все же покидает пост. Покидая - передаёт давнему соратнику Игорю Райнину, кандидатуру которого Президент охотно одобрил.

В эти дни многие задавались риторическим вопросом: "Who is mr.Rainin?". Сложить ответ было не из чего - слишком мало наличествовало информации о том, кто такой - как человек, чиновник, управленец - Игорь Райнин, каковы его сильные и слабые стороны, каковы - связи, амбиции и т.д. Особый акцент - манера управления (во многом зависящая от объема полномочий, желания проявить себя, также - горизонтальных связей с ключевыми игроками). Ведь одно дело - Харьковская область (даже со всей ее прифронтовой спецификой), качественно иное - вся страна.

Дефицит сведений неизбежно порождал мифы о "человеке в футляре", "несамостоятельном персонаже" и т.д. А они ясности картине, разумеется, не добавляли.

Это интервью главы АП Игоря Райнина - первое, данное им в новом статусе. Да и вообще - в таком масштабе - первое. Позволяющее расставить точки над "і", дать вполне исчерпывающий ответ на тот самый главный вопрос. Ключевые вопросы были заданы, ответы - получены, пищи для ума вполне достаточно. Сегодня представляем читателям LB.ua печатную версию беседы.

Соня КошкинаСоня Кошкина, Шеф-редактор LB.ua

«Ложкин – гений коммуникации»

Итак, в конце августа вы сменили пост главы Харьковской ОГА на пост главы Администрации Президента. Как происходило само назначение?

Все достаточно просто. Я работал главой крупнейшей в Украине - Харьковской - области в то время, как Президент пригласил меня на разговор. В ходе этого разговора от главы государства поступило предложение возглавить его администрацию. Мы обсудили различные вопросы: вопрос ответственности, функциональный, то, как будет строиться управление. Я благодарен Президенту за то, что такое предложение поступило, я его принял и работаю главой Администрации президента.

Чем предложение аргументировалось? Тем, что Борис Евгеньевич Ложкин давно хотел уйти и его нужно кем-то заменить? Или есть какие-то особые вызовы, в связи с которыми необходимо именно ваше присутствие в АП?

Ложкин перешел на другой участок работы, который для экономики страны сегодня крайне важен. Невозможно выстраивать мирную эффективную жизнь, которую ждут люди, без дополнительных финансовых источников. Инвестиционная деятельность – это важный элемент в экономике любой страны. А менеджера лучше Ложкина в Украине нет. Поэтому и встал вопрос о ротации кадров внутри команды. Я, безусловно, являлся и являюсь членом команды Президента. Мнение Ложкина также сводилось к тому, что глава Харьковской областной администрации в состоянии справиться с такой работой. Скажу, что для меня решение было ответственным. Я - коренной харьковчанин, и последние 1,5 года мы активно работали в Харьковской области. Не могу сказать, что у меня не было сомнений.

Не хотелось уезжать?

Вопрос в другом. Каждый руководитель, который болеет за дело, несет за него ответственность. Поэтому внутренние сомнения присутствовали. Но поскольку было доверие Президента, а мнение Президента я очень ценю и уважаю, я принял его предложение.

Думаю, можно говорить о полной преемственности власти и передаче дел. Именно Борис Ложкин представлял вас в Администрации узкому кругу журналистов и общественных активистов.

Совершенно верно. Речь идет о полной преемственности в работе, это нормальная европейская и мировая практика. Кроме того, с Борисом Евгеньевичем мы контактируем по всем вопросам. И очень здорово, что Президент такую практику внедряет в Украине. Позитивных случаев, когда присутствует преемственность в работе и не нужно тратить время на обсуждение «попередников», в стране не так много.

Давайте конкретизируем задачи, которые перед вами поставил Президент. Что вам - как преемнику и новому руководителю - необходимо сделать в первую очередь.

Скажу откровенно: мне досталась абсолютно рабочая система функционирующей Администрации президента. Уход Бориса Ложкина связан лишь с необходимостью заниматься инвестиционной политикой, в чем нуждается страна. Его мнению верят инвесторы, он, действительно, гений коммуникации. И такое решение Президента, я считаю, - 100% попадание в “десятку”.

Фото: 24tv.ua

“Гений коммуникации” – очень точно, мне нравится. Ну, да, правда. В том числе, коммуникации с олигархами.

Со всеми. Ложкин очень хорошо коммуницирует и с олигархами, и с простыми людьми. Недавно мы проводили в Харькове инвестиционный форум, на котором присутствовал Борис Евгеньевич, он абсолютно открыто общался со студентами, с обычными людьми. Здесь нет никаких проблем.

Возвращаясь к задачам. Первая из них, безусловно, - совершенствование региональной политики. Время идет, оно определяет другие задачи и цели. Сегодня мы должны выстраивать правильную человеческую вертикаль, которая будет направлена на общение глав местных администраций с людьми. Подобное мы делали в Харькове. В районах, селах и городах нужно объяснять людям решения, которые принимаются с выгодой для экономики и социальной политики. Не нужно бояться принимать эти решения, их нужно просто доносить людям, а не прятаться за стены.

Второе - это продолжение реформ и активизация этого процесса, его организационной составляющей. Поскольку большинство реформ инициированы Президентом и требуют коммуникации и внимания, администрирования.

И третье?

Коммуникации с Кабинетом министров. Кабмин у нас новый, глава Администрации - тоже, поэтому нужны определенные коммуникации, которые позволят работать общей командой. Это очень важно.

Насколько мне известно, при формировании Кабмина Гройсмана вы рассматривались на должность первого вице-премьера. Верно?

Да, был такой разговор.

И почему вы им не стали?

Нужно было закончить ряд проектов в Харьковской области. Я - сторонник того, чтобы каждый этап имел завершающую стадию и результат. Люблю разговаривать не о планах, а непосредственно о результатах. Можно много говорить о планах, изображать, имитировать деятельность, а потом - не достигнув результата - сказать, что кто-то помешал. Мне было важно завершить начатое. И сделали мы это, кстати, с помощью нового Кабинета министров, при поддержке Президента.

Вернемся к гению коммуникации Ложкину и его контактах с олигархами. Собственно, последнее было одной из его задач в статусе главы АП. Я правильно понимаю, что данная функция по-прежнему осталась за ним? Или все-таки перешла к вам?

Вопрос не имеет однозначного ответа. Лучше его, конечно, задать Борису Ложкину. Когда есть вопросы, направленные на развитие страны и требующие взаимосвязи с парламентом, возникает необходимость коммуникации с теми или иными олигархами. Хотя я называю их по-другому.

Как интересно. Значит, взаимосвязь с парламентом требует коммуникации с олигархами?

Я думаю, что все должно быть направлено на результативность реформ.

Так требует или нет?

Результативность реформ требует голосования.

А коммуницировать кто будет - вы или Ложкин?

С кем конкретно?

С Игорем Коломойским, Ринатом Ахметовым, Дмитрием Фирташем, например.

О коммуникации с Дмитрием Фирташем я ничего не знаю. С Игорем Коломойским я лично не знаком, лишь с Ринатом Ахметовым.

С Коломойским не знакомы?

Нет.

Фото: 24tv.ua

Ранее Ложкин еще имел контакты со своими российскими коллегами, в частности главой АП РФ. У вас есть эта функция? Есть ли в ней необходимость на нынешнем этапе?

На сегодня такой необходимости нет. Весь переговорный процесс проходит официально - в рамках “нормандской четверки” - и освещается достаточно.

«Не вижу сейчас оснований, чтоб Аваков начинал самостоятельную политическую карьеру»

С Ложкиным вы давно близко общаетесь, ваша тесная коммуникация, в общем-то, понятна. Но многие называют вас еще и человеком Арсена Авакова. Что скажете?

Мы знакомы с Аваковым, наверное, с 2005 года. Он был главой областной администрации (Харьковской - С.К.), а я работал в структуре ОГА. Потом мы, будучи депутатами областного совета, представляли оппозицию в регионе. Мы вместе работали, это правда. И сейчас работаем вместе.

Куда ж вы теперь друг от друга денетесь. Корректно ли вас называть человеком Авакова?

У меня есть отец, была мама, я - их человек.

Аваков способствовал вашему назначению на нынешнюю должность?

Нет, но и не препятствовал.

Будете ли вы поддерживать Арсена Авакова, в случае если он решит начать самостоятельную политическую карьеру?

Не вижу сейчас для этого оснований. А обсуждать то, что не имеет оснований, невозможно. Сегодня и «Народный Фронт», одним из лидеров которого является Аваков, и Блок Петра Порошенко «Солидарность» - одна коалиция. Нет никаких предпосылок для того, чтобы какая-то политическая сила начинала свой собственный отдельный проект.

Вы серьезно?

Я говорю свое мнение. Это не нужно стране. Коалиция есть. Никакого сурового конфликта, как кому-то хотелось бы изображать, в ней не существует. Есть разные позиции, но так и должно быть у той или иной политической силы. Сегодня никаких предпосылок для того, чтобы коалиция дала трещину, не существует.

Может быть, это связано исключительно с тем, что «Народный Фронт» и БПП равно не заинтересованы в возникновении предвыборной ситуации?

В первую очередь, к предвыборной ситуации не готова страна. А «НФ» и БПП имеют определенную ответственность перед страной. Чего, кстати, не хватает многим другим политсилам.

«С Ковальчуком у меня самые хорошие и теплые рабочие отношения»

Вы - больше политик или чиновник?

Фото: 24tv.ua

Я больше администратор.

У вас есть политические амбиции?

Я - руководитель областной партийной организации «Солидарность». Это все мои амбиции на сегодня.

А руководите (местной партийной ячейкой БПП - С.К.) по долгу службы или по призванию?

По призванию. Абсолютно.

Значит, в региональном масштабе вы все-таки политик?

Я ничего должностями не измеряю. В 2010 году (когда к власти пришел Виктор Янукович - С.К.) я мог найти себе любую должность. Но выбрал нахождение в оппозиции, будучи депутатом областного совета в Харьковской области, что было очень непросто.

Намекаете на то, что у вас был шанс работать в команде Януковича?

Я мог делать к этому шаги, тем более, что такие предпосылки с той стороны были. Мною они были отклонены. 

Как у вас складываются отношения с вашим замом Виталием Ковальчуком? Известно, что он тоже претендовал на должность главы администрации Президента.

С Виталием Ковальчуком у меня самые хорошие и теплые рабочие отношения. Он отвечает за региональную политику, а поскольку пустует вакансия заместителя по экономическим вопросам, эти обязанности возложены и на него тоже. Теплые отношения у нас (с Ковальчуком - С.К.) сложились давно. Познакомились мы в конце 2014 года перед моим отбытием в Харьковскую область (на должность губернатора - С.К.).

Тогда вы четыре месяца проработали заместителем главы администрации…

Совершенно верно. На тот момент я занимался вопросами региональной политики и, поскольку уходил, передавал ему дела. Мы коммуницировали в процессе работы в Администрации президента, даже где-то поддерживали товарищеские отношения. Поэтому здесь никакой ситуации напряжения, о которой пишут СМИ, не может быть в принципе. Говорю, глядя вам в глаза.

Он вас слушается как руководителя?

У нас нет такого. Есть общая работа в администрации. Если речь идет об административно-исполнительской дисциплине, то она присутствует.

«Губернаторы – вертикаль президентская»

Региональные вопросы курирует Ковальчук. Вы - как глава АП - заявили, что намерены реформировать региональную вертикаль. Это будет совместная инициатива или каждый станет тянуть одеяло на себя?

Вы спрашивали о приоритетах, я их назвал. Разумеется, за каждое направление деятельности (АП - С.К.) персональную ответственность несет заместитель главы Администрации президента, которого - своим указом - назначает Президент.

К тому же, я говорил не о “реформировании”, а о “совершенствовании”. И делать мы это будем общей политикой. 

Что именно вкладываете в это понятие? Конкретно - в контексте децентрализации?

По ряду областей мы будем налаживать отношения между администрациями и областными советами. Там, где такого диалога нет, страдают люди, поскольку возникает политический дисбаланс, чего не должно быть в местных советах. Нужно находить пути, чтобы их сотрудничество было эффективным.

Фото: 24tv.ua

Не забывайте, существует еще и кабминовская региональная вертикаль!

Законодательно все четко разведено. В Конституции и Законе «О местных администрациях» сказано, что обладминистрации подотчетны Кабинету министров и Президенту Украины. АП - это консультативно-совещательный орган при Президенте Украины. Все полномочия Президент реализует самостоятельно. Позиция АП заключатся в том, чтобы анализировать, консультировать и организовывать именно само администрирование этих процессов.

Но здесь вопрос не в формальных законодательных моментах, а в роли личности, занимающей то или иное кресло.

Я не вижу, кто главнее. Дело общее, команда общая. Конкуренции нет и не будет. Губернаторы – вертикаль президентская. Безусловно, Кабмин осуществляет контроль за их деятельностью.

Важный мэсседж для губернаторов. Подсказка, на кого им самонаводиться. Вы участвуете сейчас в совещаниях “стратегической семерки”?

Я участвую в большинстве совещаний, которые проводит Президент Украины по ключевым вопросам в развитии страны. А эта “семерка”, “пятерка”, “девятка” – такое дело....

“Семерка” - условное название. В последнее время этот совещательный формат – по словам участников процесса – превратился в своеобразный хурал. В нем, например, принимает участие Арсений Яценюк, который давно не является премьером, или Борис Ложкин, которому по должности сейчас не положено. Вам не кажется, что это уже не совсем конструктивный орган для принятия решений.

Что касается Яценюка, он - лидер партии «Народный фронт», которая входит в коалицию. И в зависимости от того, какой вопрос рассматривается, Яценюк присутствует (на заседании “стратегической семерки” - С.К.) или нет. То же касается и Бориса Ложкина. Если вопросы связаны с инвестиционной деятельностью, международной, Ложкин принимает участие. Здесь нет четко определенных 7-9 человек, которые встречаются в одном составе по всем вопросам. Это такое же совещание.

«Было много руководителей АП, претендовавших на статус «серого» кардинала»

Каким главой Администрации президента вы хотите запомниться?

Эффективным и полезным стране.

Общие фразы.

Смотря, кто и что в них вкладывает. Для меня они не общие. Президентом инициировано много реформ, мы хотим довести их до логического конца. Именно на это и будет направлена вся работа АП вместе с Кабинетом министров.

Инициировано много, даже слишком. Реализовать все, тем более успешно – нереально. Так что выделите несколько приоритетных.

Есть судебная реформа

Которой занимается зам главы АП Алексей Филатов.

Да, я говорил, что за каждым направлением закреплен тот или иной заместитель (главы АП - С.К.). Есть судебная реформа, вопрос децентрализации, борьба с коррупцией. Те институциональные органы, которые созданы, требуют усовершенствования и взаимодействия с АП. Вот вам три достаточно мощные реформы. Если они будут реализованы, это будет большое движение вперед.

И электоральный результат. Когда мы с вами общались в кулуарах, вы сказали следующую фразу: «Успех главы Администрации президента – это успех самого Президента». Готовы инвестировать усилия, дабы позиции Петра Алексеевича, в том числе, и электоральные, были укреплены?

Администрация президента – при Президенте Украины. Просто невозможно и абсолютно бессмысленно рассуждать на тему ее эффективности (отдельно от главы государства, - ред.). Но я понимаю, о чем вы говорите: было много руководителей АП, которые все время претендовали на статус «серого» кардинала.

Фото: 24tv.ua

Виктор Медведчук. Сергей Левочкин…

Виктор Балога. Но Ложкин - другой и Райнин - другой.

Уместно ли сейчас вести разговоры о возможности второго срока Порошенко?

Я отвечу как гражданин Украины: альтернатива есть?

Корректный чиновничий ответ.

Я считаю, что альтернативы нет.

Вам не кажется, что это преждевременное суждение?

Даже разговоров никаких нет (относительно реальной конкуренции Порошенко - С.К.). Как гражданин, я знаю: Порошенко сохранил эту страну в тех границах, которые есть.

И вы готовы делать все, чтобы перспектива второго срока была реализована?

Я хочу, чтобы страна двигалась вперед, а не была разорвана. Первый мэсседж, который я озвучил в Харькове (при вступлении в должность губернатора - С.К.): мы будем «сшивать» регион, а не разрывать его. И я выполнил сказанное.

Вы - достаточно молоды как для чиновника такого ранга. Ясно, что нынешний пост – не последний для вас. Однако, ответы ваши пока слишком обезличены. Должны же и личностные какие-то перспективы?

Я никогда не тянулся за должностями и не искал их.

«Харьковская область - прифронтовая, но развивается она лучше, чем территории внутри страны»

Владимир Гройсман часто вспоминает опыт своего руководства Винницей как успешный пример реализации реформ. До сих пор он неразрывно ассоциируется с Винницей. Как вы, собственно, - с Харьковом. Но даже крупный регион несопоставим с масштабами страны. Зациклиться (на одном регионе - С.К.) не боитесь?

Нет. Но забывать свою малую родину – тоже плохо. Харьков – стратегический регион. Харьковская область имеет 600 км границы: 300 – с Россией, 300 – с зоной АТО, причем и с Донецкой, и с Луганской областью. В Харьковской области - самое большое количество переселенцев, сегодня - каждый десятый.

Это такой себе форпост не только Украины, на востоке - крайняя мирная точка Европы. Поэтому зациклиться я не боюсь! На стратегических регионах и нужно зацикливаться, это абсолютно нормальный процесс. Понятно, что масштаб разный, задачи разные, другой подход в работе и другие управленческие задачи. Но Харьков - моя малая родина, это нужно понимать.

Покинули вы регион на мажорной ноте: открыли органный зал в филармонии, станцию метро в присутствии Президента, Бориса Ложкина. Красиво поставили точку, перевернули страницу и поехали в мир!

Думаю, это было определенное совпадение. Перед нами стояла четкая задача - закончить в августе важные социальные объекты, наиболее знаковые для жителей Харькова и области. Например, в Волчанске - в 8 км от российской границы - в день города мы открыли физкультурно-оздоровительный комплекс, строительство которого заморозили в мирном 2012 году. И таких объектов очень много. Мы показываем нашему так называемому северному соседу (России - С.К.), что Украина развивается. Это очень важный политический и геополитический момент! Может, это - микроуровень, но и он важен!

Ваши успехи заметил Кабмин. В мае 2016 года Харьковская область заняла второе - после Киева - место в рейтинге развития регионов за 2015 год. При этом сегодня наблюдается отток инвестиций из области и сокращение рабочих мест. Согласно той же кабминовской статистике, между прочим.

Фото: 24tv.ua

Харьковская область - прифронтовая территория, но развивается она лучше, чем территории внутри страны. Это не личная заслуга Райнина или кого-то еще. Нам помогал Президент, мы были в полной коммуникации с Кабинетом министров.

И с городской властью, в лице Геннадия Кернеса!

Мы были в коммуникации с общественным сектором, у нас есть полная поддержка ряда общественных организаций, в том числе, участников АТО. Вот все эти коммуникации и объединения регионов позволили добиваться таких результатов. Без этого не было бы такой динамики!

Но что делать с сокращением инвестиций и рабочих мест?

Прифронтовая Харьковская область имеет приток инвестиций, можем это проверить вместе.

Рабочие места?

С чего вы взяли, что есть сокращение рабочих мест (в Харьковской области - С.К.)?

Это кабминовская статистика!

Нет такого. Давайте посмотрим вместе! По инвестициям - говорю абсолютно ответственно - никакого оттока нет! Более того, ни один крупный инвестор не покинул Харьковскую область! От центра города Харькова - от рабочего кабинета главы областной администрации - до границы с Россией – 38 км. К нам на международный инвестиционный форум приехало 30 международных делегаций, 11 послов! Поэтому я как раз вижу позитивную динамику.

При этом я далек от иллюзий, что все классно, и в регионе уже - Европа. Нет, конечно! Такого переключателя, который вмиг меняет регион, не существует. Просто мы говорим о том, что в прифронтовой области совместными усилиями удалось достигнуть: первое – стабилизации, второе – развития.

Вот, слушаю вас и вспоминаю Евгения Петровича Кушнарева. Раннего Кушнарева вы напоминаете. В хорошем смысле.

Раннего я не знал. Только во времена, когда он был главой Администрации.

Преемником на должности губернатора Харьковской области стала бывший ваш заместитель - Юлия Светличная. Она номинировалась по новым условиям - посредством конкурса. Однако многие участники и сторонние наблюдатели говорили о том, что конкурс изначально был запрограммирован под нее. И работа комиссии, собственно, была направлена на победу Светличной.

Каким образом, если абсолютно каждый мог подать свои документы? То, что Светличная была более подготовленной, и то, что нужно над собой работать и развиваться, – этого никто не хочет видеть! Невозможно взять и сразу кем-то стать - врачом, инженером.

Губернатором так тем более. Да?

Губернатором – тем более! Потому что управленческая деятельность имеет определенные критерии, требует определенной подготовки, и т.д. Конкурсная система предполагает право на участие любого кандидата, который отвечает критериям, обозначенным законом и проголосованным парламентом.

«При мне статус России как страны-агрессора проголосовали сразу»

Мне известно, что в бытность руководителем Харьковской области вы проводили внутреннюю социологию, результаты которой показали достаточно высокий уровень поддержки в области и довольно скромный - непосредственно в Харькове. Чем вы это объясняете?

Думаю, наиболее точные цифры показали последние местные выборы. Партия «Солидарность» - без города Харькова - набрала 24% и выиграла выборы. В Харькове результат составил около 8%. Действительно, две большие разницы. В целом, на выборах в облсовет «Солидарность» Харьковской области заняла второе место, обыграв «Оппозиционный блок»! Представители руководства областной администрацией показали очень хорошие результаты, и это служит критерием доверия власти. Та же Светличная, баллотируясь в облсовет, набрала 48%. Несколько других моих заместителей набрали 23-24% и не прошли, потому что для «Солидарности» низшая планка прохождения в областной совет была 27%. В Харьковской области! Я думаю, что это более чем достойный результат! В целом, на местных выборах «Солидарность» получила 10 тысяч мандатов, из них 1000 - в Харьковской области, это каждый десятый местный депутат.

Раз уж заговорили на тему местной кампании 2015 года, то резонанснейшим ее событием стал триумф партии «Возрождение». В частности, безальтернативно победивший в первом туре мэр Харькова Геннадий Кернес. Надеюсь, вы не станете спорить с тем, что это произошло при попустительстве областной власти.

Конечно, стану!

Фото: 24tv.ua

Ну-ну, давайте.

Что значит «при попустительстве областной власти»? Областная власть, понимая, что победить Кернеса возможно только при условии выдвижения единого кандидата от демократических сил, выступила с соответствующей инициативой. Мое мнение: кандидат должен был соответствовать самым простым моральным требованиям. Но тогда коалицию представляли пять партий. И в итоге получилось небольшое шоу, которое устроила не «Солидарность» и не «Народный фронт», а представители других партий.

Вы не о «Самопомощи» сейчас говорите?

Я говорю о других партиях, в том числе, и «Самопомощи». Она как раз сразу отказалась выдвигать единого кандидата.

Тем не менее, по результатам местных выборов «Самопомощь» получила отличный результат в Харькове. Это свидетельствует не столько о том, что они хорошие, сколько о том, что запрос на демократические преобразования был! Был! Но власть не помогла ему реализоваться.

По вашим словам, «Солидарность» получила плохой результат при том, что она вторая в области. «Самопомощь» - хороший; при том, что она далеко не вторая!

Я говорю, в целом, о тенденции.

Так и я о ней! «Солидарность» заняла второе место в Харьковской области в целом. А из 27 районов в 18-ти председатели областных советов представляют «Солидарность». В большинстве районных советов тоже выиграла «Солидарность». Я могу назвать территории, которые граничат с Россией и зоной АТО – таких районов 12. Так вот, на границе с Россией «Солидарность» имела под 40%. А иметь надежное большинство в таком случае - значит, что Славянск больше не произойдет (имеется ввиду захват административных зданий в апреле 2014 года вооруженными людьми, которые назвали представителями “Народного ополчения Донбасса”, после чего город перешел под влияние ДНР. В июле город зачистили от ополченцев - С.К.)! Для меня - как главы областной администрации - тогда было важно прикрыть именно политически прифронтовые территории и территории, которые граничат с Россией.

Так у вас с четвертого раза Россия была признана агрессором (местными властями, - С.К.)!

При мне - сразу!

Но голосовали-то всего четыре раза!

Я был назначен главой областной администрации 3 февраля 2015 года. 9 апреля Россия была признана агрессором.

Это было красивым пасом Бориса Евгеньевича Ложкина, приложившим много усилий для того, чтобы это случилось.

Я не знаю, откуда такая информация.

Центральная власть надавила на региональные активы, в том числе, на соратников господина Кернеса.

Я опровергаю этот тезис.

«Никто никого никуда загонять не будет»

Изначально было понятно, что Кернес станет баллотироваться на второй мэрский срок. Ваше назначение в феврале 2015-го многие связывали с надеждами на то, что вы сумеете сплотить демократов в регионе, способствовать появлению альтернативного кандидата. Запрос, повторяю, был. Сего, однако, не произошло. Почему, собственно, и невозможно было – как вы сами сказали – победить Кернеса.

Я сказал, что возможно, но объединившись.

Получается, желание объединяться было не слишком сильным. Я к чему говорю: единственный выход, который, при таких условиях, оставался - договориться с Кернесом. Что, собственно, и произошло.

О чем договориться, если в противовес Кернесу другие партии выдвинули своих кандидатов? Я говорю о том, что демократическим силам нужно научиться объединяться для того, чтобы выигрывать в восточных областях выборы мэра, в том числе, и в Харькове.

Но у вас не случилось объединения! При том, что в запасе имелось полгода!

Я не принимаю этот тезис, потому что с нашей стороны, действительно, было долгое время убеждения, и партия «Солидарность» своего кандидата выставила самой последней.

Правильно. Самого слабого и самой последней. Для того, чтобы он не победил. Очевидный же расклад! На тот момент, да и сейчас Кернес является фигурантом уголовного дела. Без доброй на то воли власти, невозможно было, чтоб он повторно избрался мэром. Вот, просто невозможно. Он это понимал. Понимая, взамен на «добрую волю» гарантировал удержание ситуации в городе, где, как ни крути, он пользуется авторитетом. Чистый договорняк, Игорь Львович! Всех все устраивало!

Фото: 24tv.ua

Нет, это абсолютно не договорняк. Вы свою логику изложили, а мою слушать не хотите, хотя я уже дважды повторил: демократическим силам на востоке Украины, в частности в Харькове, нужно объединяться.

Так почему этого не произошло?!

Есть партии, которые не хотят этого делать. Они вышли из коалиции, настроены на дестабилизацию ситуации. Думают, что если страна или какой-то регион разорвется, они от этого что-то выиграют. А ничего они не выиграют.

Вы были губернатором с февраля по октябрь. Полно времени и достаточно полномочий, поддержка Президента, главы Администрации президента. Местных демократов, если бы действительно хотели, сумели бы консолидировать!

Нет. Эта дорога - двусторонняя. Идти нужно навстречу друг другу, а не только к одной стороне. Если бы все так и было, парламентская коалиция состояла бы из пяти партий. Что касается договоренностей, в Харьковском облсовете сейчас шесть партий.

БПП, «Возрождение», «Батькивщина», «Наш край» «Самопомощь» и “Оппоблок”.

Да. Совершенно разные. Но 90% решений голосуется 100% голосованием. А вы знаете, что все решения в областном Харьковском совете принимаются не менее чем тремя четвертями голосов? А вы в курсе, что такие программы как “Антитеррор”, безопасность, Стратегия развития области, бюджет получили ноль голосов «против»?

Все потому, что в парламенте есть фракция партии «Возрождение», которая напрямую зависит от Банковой, а Банковая зависит от того, дает ли «Возрождение» голоса (за стратегически важные законопроекты - С.К.)....

А как же остальные, которых вы перечислили, включая «Батькивщину», «Самопомощь», «Наш край»?

Очень многие люди, с которыми я общалась - в рамках подготовки интервью, в Харькове - прямо говорят: областной - не городской - совет де-факто подконтролен Кернесу и «Возрождению».

Глупости. Я не знаю, с кем вы общались.

Ближайший соратник и подельник господина Хомутынника, ныне – замглавы облсовета Владимир Скоробогач - яркое тому подтверждение.

Если на сегодняшний день нет ни одного голоса “против” в облсовете, выходит, все объединились. И это уже называется региональная ответственность, потому что совсем близко идет война.

Вы отрицаете тот факт, что не приложили достаточных усилий, чтобы в первом туре не победил господин Кернес?

В рамках действующего законодательства мы приложили все усилия, чтобы демократические силы объединились. Но вы можете заставить человека сделать то, чего он делать не хочет?

Фото: 24tv.ua

Победа Кернеса в первом туре имела колоссальный психологический эффект не только для Харьковской области, но и для всей страны.

Правильно. И мы это говорили демократическим силам тысячу раз. В 2015 году - в разгар войны - проводился социологический опрос: 92% харьковчан не поддерживают во время военного конфликта, который совсем рядом, различные митинги, махание флагами. Нас услышали? Нет. Поэтому давайте не перекладывать все на одни плечи, есть и другие политические силы, которые ответственны за развитие страны.

Давайте все свалим на «Батькивщину» или «Самопомощь».

Я не сваливаю. И об отдельных партиях вообще не говорю. Просто есть политические силы, которые ответственны перед страной, а есть те, которые преследуют личные политические амбиции в надежде, что им будет лучше (из-за политической нестабильности - С.К.). Не будет. Страна не выдержит любого напряжения. И стратегические регионы, которые рядом с войной, не выдержат. Это нужно понять. А они играют в игры.

Когда вы - при всех своих возможностях - говорите: “Я призывал все демократические силы объединиться, но они - такие негодяи безответственные - не послушались”, это несерьезно звучит.

Никто никого никуда загонять не будет. Есть внутренняя ответственность. От нас поступило предложение и сделаны все шаги, чтобы объединиться. «Солидарность» готова была не выдвигать своего кандидата в мэра Харькова. Но объединение не состоялось.

Какие-то выводы – хотя бы на партийном уровне - вы сделали?

Выводы всегда нужно делать и анализировать любую ситуацию.

Существует ли на сегодняшний день в Харькове угроза дестабилизации в сторону

Фото: 24tv.ua
России?

Если не предпринимать никаких мер, то, конечно, существует. Сегодня мы активно работаем в Харьковской области и в других регионах, которые имеют линию соприкосновения с зоной АТО и российской границей. Что касается Харьковской области, я уже говорил: принято три программы - “Антитеррор”, программа по безопасности и программа территориальной обороны. Все три, напоминаю, проголосованы (в областном совете - С.К.) без единого голоса “против”. Такой вот нехороший договорняк.

С Геннадием Адольфовичем (Кернесом - С.К.) у вас хорошие отношения?

У меня с Геннадием Адольфовичем ни хороших, ни плохих отношений нет, они - рабочие. Как было положено - безотносительно фамилии - любому главе областной администрации.

Его решение выдвигаться от «Возрождения», а не от “Оппоблока” вас удивило?

Я бы не стал уделять этому внимание. \

Как вы оцениваете влияние господина Хомутынника на процессы, происходящие в Харькове?

Он является народным депутатом от одного из районов города Харькова, мажоритарщик. Руководитель группы «Возрождения» в парламенте и часто в Харькове не бывает.

Зачем ему часто бывать, если его соратник - Владимир Скоробогач - зампредседателя облсовета?

Абсолютно нормально, что у каждой фракции есть руководитель. Скоробогач - руководитель фракции «Возрождение» (в Харьковском областном совете - С.К.).

Вы лоббировали его на эту должность, правда?

Вы только что сказали, что облсоветом управляет Кернес, а назначение Скоробагача лоббировал я? Что-то не совпадает.

На уровне облсовета - могли себе это позволить.

Это было решение фракции «Возрождение» - кого им выдвигать заместителем председателя совета.

Все-таки вы больше политик, нежели чиновник.

Нашим кандидатом - от «Солидарности» - был первый заместитель (в настоящее время - С.К.) председателя облсовета Виктор Коваленко, который набрал в Золочевском районе, граничившем с Россией, как раз 41%.

Соня КошкинаСоня Кошкина, Шеф-редактор LB.ua