Все публикацииПолитика

Часть "диктаторских" законов принята новой властью. Часть – так и оставалась в силе с 16 января

Резонансные законы от 16 января 2014 года, которые в обществе окрестили «диктаторскими», могут стать камнем преткновения в начале работы Верховной Рады VIII созыва.

Я хотел бы, чтобы общественность четко понимала, что собой представляют так называемые «диктаторские» законы и почему часть из них действует и сейчас.

Для начала надо вспомнить,что именно принималось 16 января в парламенте. Дело в том, что говоря о так называемых «драконовских» законах, которые были отменены чуть больше чем через месяц после принятия, почему-то, напрочь забывают о том, что некоторые из них в силе и сегодня. Хотя, отмечу, процедура голосования для всех законов была едина.

Фото: EPA/UPG

Начну с того, что 16 января был принят Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2014 год», который и сегодня действует. По этому Закону Украина живет и сейчас. Отдельно надо сказать о законе о внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей», закона о заочном уголовном производстве, закона о внесении изменений в Закон Украины «О безоплатной правовой помощи».

К примеру, если взять закон о внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей», то им, в том числе, предлагалось усилить государственную защиту судьям, их близким родственникам, членам семей. Безусловно, это положение заслуживает поддержки. Я хочу отметить, что вопрос безопасности судей актуален и сегодня. И не только в нашей стране. Это не придумано депутатами. Судебные органы практически на каждой конференции поднимают вопрос необходимости обеспечения безопасности судей. Это, как говорится, давно назрело и принять такую норму следовало бы много лет назад.

В отношении вопроса заочного уголовного производства, то хочу сказать, что закон, который в октябре был принят в парламенте - закон о внесении изменений в УК и КПК, который устанавливает институт специального уголовного производства То есть фактически, повторяет «драконовский закон». По сути, это то же заочное производство. Только механизмы его осуществления – очень туманно выписаны, нормы – мягко скажу, предполагают двойное, а то и тройное толкование. Более того, - права лица, в отношении которого будет вестись это производство – существенно сужены даже в сравнении с «драконовским» законом от 16 января. Однако, я что-то не наблюдаю выступлений общественности против норм этого закона. По своей сути этот закон стал еще более «драконовским», так почему это устроило общественность?

Закон о внесении изменений в Закон Украины «О бесплатной правовой помощи» предусматривал отсрочку начала предоставления бесплатной вторичной правовой помощи с 1 января 2014 года до 1 января 2015 года. Этот закон также был принят 16 января, зачислен в разряд «драконовских». И что мы видим сегодня? Это крайне интересно. Сегодня, действующая редакция предусматривает, что начало предоставление бесплатной вторичной правовой помощи гражданам (а это, чтобы вы просто понимали – бесплатное представительство интересов граждан в суде) – будет начато с 1 июля 2015 года. То есть «правильный» закон предусмотрел срок начала предоставления вторичной правовой помощи на шесть месяцев позже «драконовского». А суть осталась той же.

Фото: facebook Игоря Мирошниченко

В СМИ об этом никто не пишет. Почему? Ответ прост: не выгодно. А в большинстве случаев журналисты просто об этом не знают потому, что интересуются темой поверхностно, только с политической точки зрения. Сегодня просто все мыслят категориями определенных штампов: если законы были приняты 16 января – они априори «диктаторские». А все, кто за них голосовал - негодяи и точка. А копни чуть глубже - никто толком и не знает, что же представляют собой эти законы. Да и откуда взяться знанию, если сейчас высшее образование у некоторых новых депутатов не в чести… 

Так, конечно, проще. Крайне сложно самому взять проанализировать тот или иной документ, прочитать действующие нормы и разобраться, разобраться хотя бы для себя. Хотя бы для того, чтобы не выглядеть, мягко говоря, странно, когда совершенно не понимаешь то, о чем с умным видом и категорично пытаешься судить.

 Знаете, то, что эти законы вызвали такую бурную реакцию в обществе, было вызвано, в основном, накалённой политической ситуацией в стране. И, зачастую, отсутствием объяснения сути этих законов. Никто не понимал и не хотел понимать того, как они будут применяться. Законы очень объемные и сложные. Каждый начал рисовать в своей голове самые страшные картины. К тому же в СМИ массово выступали полуграмотные спикеры и делились с общественностью своим видением этих законов. При чем видение это основывалось не на норме закона, не на юридическом обосновании, а на политической конъюнктуре. Ну и, конечно же, собственном пиаре на резонансной теме. А с учетом того, как наэлектризовано тогда было общество, всем уже было не до того, чтобы вникать в суть законов… Конечно, это было огромным упущением. 

Безусловно, я считаю, что ни один режим, ни одна власть, ни один закон не стоят человеческой жизни. Очевидно, что в тот момент необходимо было просто снизить накал и успокоить людей. Что было и сделано. Снова преимущество оказалось у политической целесообразности в ущерб здравому смыслу и законности.

Кстати, один из законов 16 января был внесен мной и принят. Это закон об устранении негативных последствий и недопущения преследования и наказания лиц, в отношении событий, которые имели место во время проведения мирных собраний. Об этом в прессе не было ни слова. Но я не удивлён. Это еще раз подтверждает, что никто ничем толком не интересуется.

Этот Закон предусматривал освобождение от преследования и наказания лиц в связи с массовыми акциями протеста в ноябре – декабре 2013 года. Закон предусматривал полное освобождение граждан от наказания в виде лишения свободы на определенный срок и от других наказаний, не связанных с лишением свободы. Все уголовные производства должны были быть закрыты. Закон подлежал полному исполнению в месячный срок. И знаете, закон был принят 16 января и он был исполнен. Писался этот закон для того, чтобы освободить Виктора Радченко, Романа Беленького, Олега Матяша, Виталия Благодарного, Егора Превира, Александра Остащенко, Валерия Гарагуца, Ярослава Притуленко, Романа Тесленко, Николая Лазаревского, Сергея Нужненко, Геннадия Черевко, Олега Панаса, Юрия Болотова, Владислава Загоровко, Андрея Дзынздю, Владимира Кадура, Александра Солоненко и других.

Фото: Макс Левин

Я запросил у Генеральной прокуратуры Украины информацию и оказалось, что всего, на основании моего законы от уголовной ответственности было освобождено 50 граждан! Я думаю, этот закон достаточно важен и то, что я его вносил именно в такой сложный период, как мне кажется, показывает мою позицию как гражданина и политика. Не представляете, чего мне стоило переубедить очень многих коллег по парламентскому залу голосовать «за»… 

Сейчас все чаще говорят о том, что депутатам, голосовавшим 16 января будут банально мстить. Хочу вам сказать, что я не боюсь. А за что, собственно, месть? За то, что я внес закон, который освободил от уголовной ответственности граждан, принимающих участие в митингах и хотя бы попытался что-то сделать? И, как показывает практика, в политике вообще «месть» не самый действенный и цивилизованный метод работы. Как и в православии, которое не приемлет месть как таковую. Горящие угли, брошенные в оппонента, непременно вернуться бросающему. Если не сегодня, то завтра. Неизбежно.

 Политики за свою деятельность несут ответственность перед своими избирателями, на выборах. Каждый гражданин на выборах, голосуя «за», дает собственную оценку деятельности кандидатов. Свою оценку от одесситов я получил на внеочередных парламентских выборах. 

Теперь будет следующий интересный этап – начало работы Верховной Рады VIII созыва.

Думаю, что сегодня самой главной задачей является объединение страны. Украина - большое государство. И каждый регион имеет свою специфику, свою историю, свои особенности. И с этим нужно считаться. К примеру, взять тот же закон о языках. В Одессе, к примеру, этот закон восприняли более 98% населения. Но я прекрасно понимаю, что отношение к этому во Львове или даже в Киеве – совершенно иное. Но языковая политика в стране обязательно должна быть и учитывать особенности каждого региона. Это необходимо для того, чтобы исключить спекуляции на языковой теме. Люди должны говорить и думать так, как им комфортно. И так, как они привыкли. Вполне возможно, что в перспективе в Украине будет только украинский язык. Но это произойдет эволюционным, а не революционным путем.

Знаете по итогам внеочередных президентских и парламентских выборов, очевидно, что центром единения страны должен выступить Президент Украины, который победил в первом туре с поддержкой больше пятидесяти процентов. На парламентских выборах ни одна партия не получила такой поддержки от населения. Сегодня, как никогда важно, чтобы государственная политика была направлена на объединение страны и сплочение наших граждан. И я надеюсь, что работа парламента VIII созыва будет этому способствовать.

Фото: Макс Левин

И не будет повторяться ситуация, когда принимаются законы с грубым нарушением процедуры, предусмотренной Регламентом Верховной Рады. Я очень надеюсь, что новый парламент никогда не повторит ошибок 16 января. Знаете, депутаты ведь тоже люди, и когда в пленарном зале на тебя обрушивается огромный массив информации, который просто физически невозможно обработать за время до того, как вопрос ставится на голосование, особенно в атмосфере шума и гама – не исключена ошибка. Мое мнение – депутаты должны готовится к пленарным заседаниям и у них должна быть такая возможность.

Законы не должны приниматься так, как было 16 января. Тогда все принималось в каком-то в хаосе. Ведь регламентная процедура и была придумана для того, чтобы процесс работы парламента был максимально прозрачен, а у депутатов было время на скрупулезное изучение проектов, которые им предлагается поддержать. Обсуждение законопроектов, процедура нескольких чтений, время на изучение, невозможность принятия в целом объемных законов (которые содержат более 100 статей или пунктов), объективный подсчет голосов - это требования регламента, которые были нарушены. Кроме того, законы принимались без обсуждения, не были розданы тексты законопроектов. Я уже не говорю о том, что выводы Комитетов должны предоставляться народным депутатам не позднее, чем за семь дней до дня рассмотрения законопроекта на пленарном заседании. Этого вообще сделано не было. – все это крайне важные требования Закона Украины «О Регламенте Верховной Рады Украины», которые должны неукоснительно соблюдаться.

Главное, что нарушение хотя бы одной нормы Регламента создает прецедент и открывает дорогу к дальнейшим нарушениям. К сожалению и после 16 января законы принимались с нарушением всевозможных процедурных правил. Любому, кто следит за работой парламента – это очевидно. И во многом, сегодня, мы ощущаем последствия такого поспешного и необдуманного «крючкотворства».

Я не хочу сейчас приводить конкретные примеры и устраивать «охоту на ведьм»…

Наверное, все помнят, что после принятия «драконовских законов», СМИ обращали внимание на то, что при голосовании руками количество рук было подсчитано неправильно (или вообще не считалось). И результаты голосования не отображали реальной картины. Очевидно, воспользовались и тем, что процедура подсчета рук в Регламенте не урегулирована. Для организации голосований Верховной Рады и определения их результатов избирается счетная комиссия, которая подсчитывает голоса во время голосования. Отмечу, что счетная комиссия избирается Верховной Радой на основе принципа пропорционального представительства депутатских фракций (депутатских групп) большинством голосов от конституционного состава Верховной Рады путем открытого поименного голосования по списку без его обсуждения.

Думаю, все помнят, как тогда все происходило. Никто и опомниться не успел.

Отсюда вывод: всегда, при любых обстоятельствах, при любых накалах страстей и повышении политического градуса в стране в целом и в парламенте – в частности, - необходимо придерживаться буквы законы. Исполнение законов должно начаться с парламента, который должен и принимать законы строго исключительно в соответствии с регламентом. И тогда никто ничего «протащить» через парламентский зал не сможет.