Все публикацииПолитика

«Грузинский след» украинских реформ

Амбициозное заявление Петра Порошенко о планах подписать заключительную часть Соглашения об ассоциации с ЕС уже до конца июня, не может не вызвать в украинском обществе повышенные ожидания. Теперь главный вопрос в том, как обещанные европейские стандарты быстро и эффективно перенести с бумаги в реальную жизнь. Запрос на реформы в украинском обществе существует колоссальный. И уже скоро оно будет требовать наглядных подтверждений того, что реформы проводятся, а главное – дают результат. В конечном итоге, это может стать не менее серьезным фактором сплочения общества, чем мобилизация перед лицом военной угрозы.

Фото: cp.ge

Важным сигналом того, что в кабинетах власти преобладают решительные настроения касательно реформ, стало приглашение для сотрудничества в Киев целого «десанта» грузинских управленцев, которым в своей стране начиная с 2004 года, удалось совершить настоящий реформаторский прорыв. Теперь на их опыт рассчитывают в Украине.

Каха Бендукидзе, который с 2004 по 2008 год координировал экономические реформы в Грузии, лично подтвердил свое назначение советником новоизбранного Президента Петра Порошенко, а также дал обширное интервью «Украинской правде» под общим девизом: «Промедление с реформами смерти подобно». Кроме него в консультативный совет входят два канадских и два американских советника.

Также 26 мая Виталий Кличко заявил о том, что одним из советников нового главы государства может стать экс-президент Грузии Михаил Саакашвили.

Интересно, что буквально через пару дней после этого заявления, сам Саакашвили в статье для американского «Wall Street Journal», рассказал, что знает Порошенко еще со времен обучения в КНУ им. Шевченко, и вообще не скупился на лестные отзывы в сторону нового Президента Украины.

Официально Порошенко своего решения по привлечению Саакашвили в советники еще не подтвердил. В то же время, журналист Юрий Бутусов утверждает, что новоизбранный Президент в ходе неофициальных переговоров с Михаилом Саакашвили поднял вопрос о привлечении всей команды грузинских реформаторов в качестве советников и координаторов реформ в Украине.

Впрочем, «грузинский след» в коридорах украинского правительства появился довольно давно. Глава Министерства юстиции Павел Петренко еще в начале марта заявил о том, что в проекте модернизации регистрационной системы его ведомству будут помогать грузинские эксперты во главе с бывшим замминистра юстиции Грузии, а ныне депутатом парламента Георгием Вашадзе. В Грузии Вашадзе являлся одним из кураторов проекта сети Домов юстиции, ставшей одной из визитных карточек новой Грузии.

Павел Петренко(слева) и Георгий Вашадзе
Фото: www.minjust.gov.ua
Павел Петренко(слева) и Георгий Вашадзе

Грузинская «фишка»

Еще 10 лет назад Грузия была одним из «лидеров» по уровню коррупции, бюрократии и хищения финансов. Но приход к власти молодых и прогрессивных реформаторов кардинально изменил и саму систему госуправления. Комплиментарность этих слов легко подтверждает статистика.

Согласно рейтингам «Doing Bussiness», в период 2004–2007 годов, Грузия стала самой реформируемой страной в мире. В частности, за три года в рейтинге стран мира она поднялась с 137 до 11 места в показателе лёгкости ведения бизнеса. В 2013 году Грузия продвинулась в этом рейтинге уже на 8 место, опередив Германию, Францию и Японию.

Одной из ключевых причин такого впечатляющего скачка стало успешное функционирование сети Домов Юстиции. Не будет преувеличением сказать, что грузины гордятся этим проектом. Ведь все 13 филиалов в разных городах страны, помимо выполнения своих основных функций, являются еще и привлекающими внимание произведениями современной архитектуры. Что, видимо, неслучайно – грузины посчитали, что имидж новой Грузии должен восприниматься, в том числе и визуально.

Большинство из более 300 предоставляемых сервисов забирают у посетителя в среднем от 5 до 15 минут времени. Услуги, ради которых украинскому гражданину до сих приходится блуждать по бесконечному бюрократическому лабиринту ЗАГСов, ОВИРов, налоговых и отделений милиции, можно получить в максимально сжатые сроки и в комфортных условиях.

Одно из знаменитых прозрачных отделений милиции в Грузии
Фото: primetimenews.ge
Одно из знаменитых прозрачных отделений милиции в Грузии

Разумеется, проект появился не на пустом месте. Для его успешной реализации несколько лет создавалась единая государственная база данных на всё население страны, к которой были подключены все государственные службы. Все эти ступени придется пройти и Украине.

Дом Юстиции по-украински

О необходимости создания качественно новой системы админуслуг в Украине говорит хотя бы то, что до сих пор украинским гражданам приходится получать около пятидесяти видов административных услуг в различных кабинетах органов власти, а коррупционная составляющая достигала, по данным руководства Минюста, десятков миллиардов гривен в год.

Поэтому в ведомстве, возглавляемом Петренко, рассчитывают в первую очередь на солидный практический опыт Вашадзе (несмотря на то, что грузинскому политику всего 33 года) при создании украинского варианта Домов Юстиции.

18 мая грузинская команда во главе с Вашадзе уже презентовала Министру юстиции концепцию проекта. Она предусматривает строительство зданий центров админуслуг, где под одной крышей можно будет оформить все необходимые документы без очередей за максимально короткое время.

В Министерстве юстиции говорят, что в системе регистрации необходимо поменять саму концепцию отношений «гражданин – государство». Она должна стать не просто услугой, а сервисом и предоставлением гарантий со стороны державы. Согласно видению руководства Минюста, одной из основ планируемой реформы станет отсутствие традиционных контактов между гражданином и государственным регистратором. С людьми будет работать администратор, который только принимает документы и фиксирует момент получения и выдачи соответствующих документов. Сроки получения сервиса будут четко регламентированы, чтобы не было субъективного фактора и желания взять взятку. Специальные административные центры будут формироваться на базе местных государственных администраций и органов местного самоуправления.

Наряду с планирующимся введением безвизового режима с ЕС, создание новой – инновационной и европейской – украинской сети центров админуслуг, которая заставит забыть о бесконечной бумажной волоките, чиновничьем хамстве и взяточничестве, может стать таким же серьезным козырем новой власти, как это произошло в свое время в Грузии.

Украинцы уже привыкли к очередям в госучереждениях
Фото: nashkiev.ua
Украинцы уже привыкли к очередям в госучереждениях

Безусловно, и в руководстве Минюста, и приглашенные эксперты понимают различия в стартовых условиях между Украиной и Грузией до начала внедрения проекта. Впрочем, сами грузины всегда отмечают, что для успешного воплощения подобных начинаний, прежде всего, нужна политическая воля руководства. Все остальное – раздутый бюрократический аппарат, зарегулированная система и тотальная коррупция – проблемы, которые можно и нужно решить максимально быстро.

Поэтому и реализацию своих грандиозных планов в Минюсте видят не только как некую конечную цель, но и как важный инструмента. Общая задача нынешней команды правительства, говорит Павел Петренко, заключается в том, чтобы провести максимально быстрые реформы и с помощью грузинского опыта войти в двадцатку стран мира по простоте ведения бизнеса. Сегодня согласно рейтингами «Doing Bussiness-2014» Украина занимает 112 место.

Вместе с тем, очевидно, что у данного проекта есть и другая весомая роль. Получив большой кредит доверия, руководство страны столкнулось с целым рядом объективных факторов, которые неизбежно повлияют на уровень его поддержки в обществе. С 1 мая подорожал газ для населения, с 1 июня – повысились тарифы на электроэнергию, в ближайшее время вырастут цены на коммунальные услуги.

Учитывая тяжелейшее состояние в экономике и сдержанные прогнозы на будущее, правительству крайне нужны яркие и наглядные победы. И победы там, где государство непосредственно встречается с человеком, исполняет свою какую-то функцию и делает это совершенно по-другому, лучше, эффективно со вниманием и заботой о человеке. Нужны победы – зримые, ощутимые и понятные каждому.

Реализация этого и подобных проектов будет означать, что Украине по силам очень многое. Что изменилось не только украинское общество, изменилось и целеполагание властей. И нет ничего плохого в том, что процесс реформ будет ориентироваться на тех, у кого в свое время получилось, и будет отчетливо виден «грузинский след» украинских реформ.