Все публикацииПолитика

Возвращение к Конституции

Действительно ли может возникнуть новая Конституция страны в результате усилий ассамблеи, созданной указом Виктора Януковича? Или новый документ так и останется еще одним текстом, демонстрирующим подлинные интересы правящей элиты и напоминающим, что системным изменениям в жизни страны власть предпочитает декорацию заботы о государстве?

Фото: Макс Левин
Украинских граждан постоянно убеждают в том, что проблемы в их жизни связаны с конституционным несовершенством. Но на самом деле это отнюдь не так. Украинские проблемы вообще не имеют никакого отношения к конституционному несовершенству. Чего действительно не хватает стране – так это системных изменений в экономике, преодоления коррупции, ставшей сутью и символом государственного существования, введения новых правил во взаимоотношениях между чиновничеством и бизнесом, между властью и гражданином. Если ничего этого не будет, Конституция останется лишь красивой брошюркой в кармане роскошного депутатского костюма. И совершенно неважно, какой при этом будет формально считаться страна – парламентской республикой или президентской. Суть управления – в балансе сил и общественном контроле.

Для иллюстрации этого очевидного факта можно привести ситуацию в соседней Молдове. Когда эта страна была президентской республикой, тогдашние руководители государства Мирча Снегур и Петр Лучинский имели весьма слабые позиции в парламенте страны. И в результате роль парламента и правительства страны была огромной, нередко даже определяющей. Когда же страна была преобразована в парламентскую республику, находившаяся до этого времени в оппозиции Партия коммунистов получила большинство в законодательном органе и смогла избрать своего лидера Владимира Воронина президентом республики. Власть сосредоточилась в президентском кабинете, глава государства – с конституционной точки зрения церемониальный – принимал все принципиальные решения, роль премьера стала исключительно служебной. Настоящей парламентской республикой Молдова стала только после победы на выборах хрупкой коалиции демократов, когда страна умудрилась на протяжении нескольких лет вообще прожить без президента.

Или Россия. Пока Владимир Путин был президентом страны, считалось, что у премьера исключительно служебные, несущественные полномочия. Но, пересев в премьерское кресло, Путин доказал, что это совсем не так. На постсоветском пространстве объемы власти зависят не от прописанных в Конституции полномочий, а от реальных возможностей политиков и ветвей власти. И доказательством этому служит, конечно же, не только молдавский или российский, но и украинский опыт.

Фото: EPA/UPG

Поэтому можно написать любой конституционный текст, даже самый замечательный. Но в условиях, когда фактически ликвидировано разделение властей, когда парламент, Генеральная прокуратура и суды управляются из президентской администрации, когда правительственное большинство сформировано с помощью нехитрой операции с переходом зависящих от власти депутатов в «правильный лагерь» - какое это все будет иметь значение? На самом деле Украине нужно не менять Конституцию, а вернуться в конституционное поле, размытое с того самого момента, когда к старой редакции Основного закона вернулись по решению Конституционного суда, не пытаясь даже получить одобрение Верховной рады. Начинать построение страны, в которой будут уважать закон, придется именно с этого.