Институт Горшенина провел экспертный опрос о том, что ждет в будущем одно из наиболее крупных нефтеперерабатывающих предприятий Украины.
Народный депутат Украины (фракция БЮТ), член Комитета ВСУ по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Александр ГУДЫМА не исключает связи между переговорами по вопросам снижения цены на газ и судебными разбирательствами вокруг Кременчугского НПЗ. «Мы не знаем, как действовала бы новая власть, если бы не было российского фактора. Сейчас российский фактор очень силен, поэтому нет ничего удивительного, что эти два процесса совпали», - считает депутат. По мнению А. Гудымы, наиболее оптимальным вариантом был бы возврат к совместному украино-российскому владению Кременчугским НПЗ. «Тогда мы можем говорить о теоретически идеальной схеме, в которой будут работать украинские акционеры – НАК «Нефтегаз Украины» - и татарские. Для переработки будет поступать татарская нефть – это плюс, однако на завод должна поступать также и украинская нефть – это обязательное условие», - сказал депутат. А. Гудыма не видит перспектив для группы «Приват» сохранить за собой управление заводом. «Мы знаем, как новая власть относится к таким «деликатным» делам. Если и будет какое-то сопротивление со стороны Коломойского, оно будет быстро подавлено», - отметил А. Гудыма.
Директор энергетических программ центра «Номос» Михаил ГОНЧАР полагает, что группа «Приват» постарается не уступить в соперничестве за владение Кременчугским НПЗ. «Не следует иметь каких-либо иллюзий по отношению к группе «Приват», мы знаем, в чем заключается успех судебных процессов «Привата». В конечном счете, кто кого переплюнет: «Приват» своими наработанными каналами или нынешняя команда, в частности, топ-менеджмент Министерства топлива и энергетики, которая имеет как административный ресурс, так и необходимый денежный ресурс», - отметил М. Гончар. Однако эксперт считает, что шансы у «Привата» успешно закончить разбирательство невысоки. «Я бы не стал так однозначно утверждать, что «Приват», как и в прежние времена, сможет всех переплюнуть. Сейчас ситуация для него менее благоприятна, а перспектива выигрыша или сохранения позиций через использование судебного инструмента не так велика как ранее», - сказал М. Гончар. Вместе с тем, эксперт не видит перспектив сохранения пакета акций в государственной собственности. «То, что госпакет будет возвращен под контроль государства, не означает, что так все и останется. Можно с большой уверенностью сказать, что потом произойдет передача этого пакета одной из российских компаний. В меньшей степени вероятности, «Татнефти», которая и была изначально в ЗАО «Укртатнафта», и с большей степенью вероятности, что этот пакет будет передан «Газпромнефти»», - считает М. Гончар.
Президент Киевского международного энергетического клуба «Q-club» Александр ТОДИЙЧУК, в свою очередь, поставил под вопрос целесообразность передачи госпакета акций российским компаниям. «Передать в полную собственность российской стороне, думаю, было бы неразумно, потому что российские компании и так владеют значительным потенциалом нефтепереработки: «Лукойл», ТНК. Если мы передадим еще и Кременчугский НПЗ - мы отдадим практически всю нефтепереработку одной стране, а это не на пользу конкуренции и энергетической безопасности», - сказал А. Тодийчук. По мнению эксперта, наиболее оптимальным было бы сохранение завода в государственной собственности. «Государству Украина необходим нефтеперерабатывающий завод, в котором государство имело бы более 50%, с тем, чтобы иметь возможность вести свою собственную политику в нефтеперерабатывающем секторе», - полагает А. Тодийчук.
Уполномоченный экс-Президента Украины В. Ющенко по международным вопросам энергетической безопасности Богдан СОКОЛОВСКИЙ, напротив, не видит пользы в сохранении за государством права собственности на Кременчугский НПЗ. «Если брать мировой опыт, то я даже на пальцах одной руки не смогу насчитать нефтеперерабатывающих предприятий по всей Европе, которые бы находились в государственной собственности. Вместе с тем, существует много нефтеперерабатывающих заводов, в которых государство имеет ту или иную долю. В современном мире вариант, когда государство владеет нефтеперерабатывающими предприятиями, является не лучшим способом обеспечения собственного рынка качественными нефтепродуктами», - отметил Б. Соколовский.