Все публикацииПолитика

Ющенко уже подумывал о введении ЧП

Вчера, до начала заседания СНБО, президент Виктор Ющенко провел целый ряд консультаций с приближенными и уполномоченными лицами на предмет возможности и целесообразности инициирования введения чрезвычайного положения.

Так, согласно закону, у президента есть основания вводить ЧП. Согласно 4 статье Закона «О правовом режиме чрезвычайного положения», введение ЧП допускается в том числе «в случае возникновения особо тяжелых чрезвычайных ситуаций, создающих угрозу жизни и здоровья значительных слоев населения». В перечне примеров значится, в частности, пандемия.

Постановление Кабинета министров «Об утверждении порядка классификации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера по их уровню» содержит критерии, по которым определяется чрезвычайная ситуация государственного уровня. К ним, в частности, относится гибель 10 и более людей.

Механизм внедрения ЧП многоступенчатый. Предложение о его введении, согласно профильному закону, главе государства, как правило, подает Совбез. Однако, если необходимость введения ЧП мотивирована не военными либо террористическими, а природными или техногенными угрозами (например, пандемией), то инициатором должен выступать не СНБО, а Кабмин.

То есть у Тимошенко есть возможность заблокировать процесс введения чрезвычайного положения. Но в этом случае премьер должна понимать, что весь объем ответственности она берет на себя.

Чрезвычайное положение вводится президентским указом, но только после утверждения Верховной Рады. Причем на раздумье парламенту отводится не более двух дней.

Срок действия чрезвычайного положения ограничивается 30 днями. Однако в случае необходимости оно может быть продлено еще на тридцать по той же схеме - президентский указ, подкрепленный согласием Верховной Рады.

ЧП может быть отменено ранее определенного срока в случае, если будут устранены обстоятельства, по причине которых чрезвычайное положение вводилось. С соответствующим предложением на президента должен выходить парламент, однако в случаях, подобных нашему, роль просителя закон возлагает опять-таки на Кабмин.

В условиях чрезвычайного положения запрещено проведение любых выборов и референдумов, вводится табу на изменение Конституции, а также избирательных законов, ограничение прав и полномочий депутатов парламента.

Сдвиг даты выборов на один-два месяца крайне невыгоден премьер-министру Юлии Тимошенко. Расчет бюджетных возможностей произведен с точностью до момента завершения кампании.

Более того, обеспечение этого расчета уже сейчас серьезнейшим образом поставлено под сомнение колебаниями МВФ по поводу выдачи четвертого транша, необходимостью, в случае подписания президентом, выполнения Закона «О повышении социальных стандартов» и серьезными тратами, неизбежными в случае борьбы с эпидемией. Дыра после выборов была обеспечена правительством любому, кто бы ни стал президентом. Попадать в нее лично (а главное - до финального свистка) Юлия Владимировна не планировала... Невыгодна возможная затяжка с финишем кампании и Арсению Яценюку. Арсений Петрович поехал с базара. Тенденция наметилась четкая и устойчивая. И одно дело - к 17 января потерять треть рейтинга, и совсем другое - половину к новому сроку выборов.

Не очень холодно и не очень жарко от подобного решения кандидатам так называемого второго эшелона - Анатолию Гриценко, Сергею Тигипко, Олегу Тягнибоку. В каждом случае есть нюансы. Но в целом шансы «альтернативщиков» могут дополнительно вырасти в случае традиционно неэффективной работы власти в критической ситуации.

И нет никаких сомнений в том, что перенос даты выборов на руку Виктору Ющенко и Виктору Януковичу. Первый, в случае введения ЧП, может получить минимум два месяца «бонусного» правления Украиной. Второй - улучшить свои шансы в борьбе с Юлией Тимошенко. Ибо главный конкурент Юлии Тимошенко на выборах - это отечественная экономика. А состояние ее - экономики - здоровья лишь ухудшается.

Кстати, никому не известно, как должна протекать кампания после отмены ЧП. Ни в одном нормативном акте соответствующий рецепт не указан. Никто не в силах дать вразумительный ответ: выборы после введения чрезвычайного положения будут приостановлены или прерваны? Поясним разницу. Если речь идет о приостановке, то после отмены ЧП гонка будет продолжена.

Получится, что те соискатели президентского звания, которые на момент введения ЧП уже обзавелись кандидатскими удостоверениями, получат фору перед теми, кто этого сделать не успел. А это нарушает принцип равности претендентов. Обиженные могут обратиться в КС и получить от него документальное подтверждение ущемления прав. Получается, что логичнее говорить о перерыве. То есть после отмены ЧП кампания должна начаться с нуля. Но это вряд ли устроит тех, кто уже потратился. А главное - когда же в этом случае должны пройти выборы?

И последний, весьма существенный нюанс. Под запретом на проведение выборов одни кандидаты понимают лишь перенос дня голосования, а другие - мораторий на весь комплекс предвыборных мероприятий. Скорее всего, правы именно вторые. Но если первые на время действия ЧП будут проводить встречи с избирателями, их портреты будут по-прежнему красоваться на билбордах, то у ЦИК и КС прибавится работы.