Спецтема
Фестивальные дневники

И "Золотым Дюком" награждается...

Первый фильм очередного конкурсного блока - в общем, необязательная, но весьма симпатичная картина «Простые сложности Нико Фишера» Яна Оле Герштера. Герой фильма - типичный представитель поколения людей «без определённого рода занятий», который, достигнув тридцатилетнего возраста, всё ещё переступает в растерянности с ноги на ногу на пороге взрослой жизни. Это человек без увлечений, без амбиций, без привязанностей, быстро теряющий интерес и к занятиям, и к людям.

Кадр из фильма Простые сложности Нико Фишера
Фото: ОМКФ
Кадр из фильма Простые сложности Нико Фишера

Способность героя, даже находясь в положении неудачника и паразита, чувствовать обиду и отстаивать своё человеческое достоинство, а также мгновения эмоциональной близости с окружающими, показывающие его ранимость и доброту, вызывают симпатию зрителя, но едва ли помогут ему отыскать своё место в жизни. Его отец, отчаянно пытаясь исправить непутёвого сына, отказывает ему в содержании, но, кажется, героя можно скорее сломать, чем исправить. В зависимости от того, насколько предрасположен к хэппи-энду тот или иной зритель, финал картины, в котором Нико Фишеру удаётся наконец выпить чашку кофе, о которой он мечтал на протяжении всего фильма, можно воспринимать как начало новой полосы в его жизни или как демонстрацию того, какого рода целей он способен добиваться.

Теме «лишнего» человека был посвящён и следующий конкурсный фильм, трагикомедия «Географ глобус пропил» Алексея Велединского о биологе, который устраивается работать в школу учителем географии. Географии он не знает, детей не выносит, однако на должность, вакантную уже более полугода- примерно столько же, сколько сидит без работы сам герой, -сгодится и такой. Со своими учениками-десятиклассниками, которых он с похвальной откровенностью зовёт стадом тупиц и лишённым человеческого облика тестом, герой в конце концов находит общий язык благодаря готовности участвовать в их паясничании и организации увлекательного турпохода, едва не погубившего его подопечных. Несколько хуже ему удаётся ладить с супругой, измученной бедностью, семейными хлопотами, в которых она не находит у мужа никакой помощи, его ленью и пьянством. При этом он стойко мирится с романом жены и своего лучшего друга и отвлекается от сердечных неурядиц, ухлёстывая за учительницей немецкого и поощряя влюблённую в него ученицу.

Фото: ОМКФ

Картина Велединского стала единственной конкурсной работой, оба показа которой прошли при полном аншлаге, а бурная реакция аудитории, встречавшей шутки и сюжетные повороты хохотом и аплодисментами, позволила предсказать, что высокая зрительская оценка «Ланчбокса» индийца Ритеша Батры, получившего 4,6 балла, будет превзойдена. «Географ» получил 4,626 балла, что фактически определило его победу на Четвёртом Одесском МКФ, Гран-при которого вручается по итогам зрительского голосования. Результат, учитывая наличие более достойных кандидатов, огорчительный, но вполне закономерный. Пускай в словесных пикировках персонажи «Географа» подчас будто пытаются перешутить героев «О чём говорят мужчины», тональность повествования не слишком удачно меняется с лирики на фарс, а финальная часть с экстремальным путешествием по дремучим лесам и речным порогам кажется весьма неловкой попыткой разбавить душевные терзания приключениями на лоне природы.

В «Географе», как и в отечественном «Креденсе», украинский зритель смог узнать окружающую его повседневность, ютящуюся на руинах образования и экономики, с бытовой неустроенностью, профессиональной нереализованностью и «Владимирским централом», преследующим тебя и в маршрутках, и на вечеринках у лучших друзей. При этом свинцовые мерзости жизни смягчены комедийной интонацией и обаянием центрального персонажа картины. Этот человек, эгоистичный и мягкосердечный, полный самоиронии, сжившийся со своей слабохарактерностью, как с добрым приятелем, привыкший после каждой неудачи и очередного проявления малодушия утешать себя алкоголем и горькими остротами- которые ясно дают понять, кто здесь самый умный и тонко чувствующий, -предстаёт идеальным героем нашего времени. И не скажешь, то ли время, когда интеллект и образованность оказываются бесполезным грузом, формирует подобный душевный слад, то ли сама наша эпоха является следствием трусости и безответственности тех, кто был призван стать общественной элитой.

Кадр из фильма Небесные жены луговых мари
Фото: ОМКФ
Кадр из фильма Небесные жены луговых мари

Вошедшие в российскую ретроспективу «Небесные жёны луговых мари» Алексея Федорченко вслед за одноимённой повестью Дениса Осокина с нежностью воспроизводят быт и верования марийского народа, красоту, очарование и варварские суеверия одного из тех заповедных уголков, что остались пока ещё не затоптанными железной пятой цивилизации. Картина состоит из 22-х новелл, в которых события историй о простом женском счастье и несчастье, любви, ненависти и смерти разворачиваются в волшебном пространстве, где в человеческие взаимоотношения бесцеремонно вмешиваются стихии и древние демоны. Мне показалось, что Федорченко не удалось в полной мере найти кинематографическое соответствие самобытному стилю Осокина, и всё же многие сцены фильма пронизаны мягким юмором и завораживающей фантасмагорией литературного первоисточника. Отдельно хочу упомянуть об использованных в качестве музыкального сопровождения марийских поп-песнях, которые, хотя и выдержаны в традициях советской эстрады, по части мелодичности и эмоциональности кладут русские и украинские аналоги на обе лопатки.

«Стокер», американский фильм Пака Чан-Ука - очень больное, но хорошее кино, в сюжете которого, как мне показалось, переосмысляется «Тень сомнения» Хичкока. Превосходный визуальный ряд, изысканное переплетение флэшбеков, безукоризненный монтаж стали идеальной формой для рассказа о врождённом и постепенно осознаваемом желании убивать.

Последней из «Украинских гала-премьер» стал долгожданный «Ломбард» Любомира Левицкого, наш ответ Гаю Ричи, который, кажется, пару лет провёл на монтажном столе - как говорят, показанную на фестивале версию не видел сам режиссёр, отстранённый от монтажа продюсером. «Ломбард» - очень бодрое кино, интонацией и манерой съёмки действительно очень напоминающее стиль британских криминальных чёрных комедий. К сожалению, стилизации уделено гораздо большее внимание, чем персонажам, а сюжет, напротив, перегружен хитросплетениями. Несмотря на ряд достойных актёрских работ, поверхностно выписанные характеры не запоминаются, а разобраться, кто кого подставил и как ему удалось это провернуть после середины фильма становится невыполнимой миссией. Однако «Ломбард» можно только приветствовать в качестве занятного жанрового опыта, который может стать приятной неожиданностью для зрителя, знакомого с Левицким по дебютной «Штольне».

Александр Гусев Александр Гусев , кинокритик
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram