Ты с кем, товарищ Асад?
17 мая Россию с достаточно неожиданным визитом посетил сирийский президент Башар Асад – встречаться с Путиным он приехал в черноморский курорт Сочи. Это уже третья поездка главы сирийского режима к его российскому коллеге Путину с момента начала военной операции Москвы в Сирии. Перед этим Асад наведывался к россиянам в октябре 2015 и в ноябре 2017 года.
Так, в 2015 году Асад оперативно прилетел к Путину, чтобы отблагодарить его за оказание массированной военной помощи, которая смогла помочь ему укрепить позиции в Дамаске перед лицом вероятного близкого поражения. Это вообще был первый иностранный визит Асада с момента начала гражданской войны, так как 4 года Асад очень боялся покидать Сирию – видимо вообще более не надеясь вернутся назад, ведь его выезд из столицы мог быть воспринят как банальное бегство. А сообщения, что он может вместе с семьей сбежать в Тегеран появлялись даже в 2018 году, когда с помощь иранских военных, российских воздушных бомбежек и химического оружия Асаду удалось существенно улучшить свое положение в стране.
Не стоит забывать, что в 2015 году Путин зондировал почву на предмет готовности Асада уйти с высшего поста, чтобы запустить старт переговорного процесса по мирному урегулированию. Схожие проблемы обсуждались между Путиным и Асадом и в 2017 году. Тогда они откровенно поговорили о роли сирийского лидера в будущей «новой Сирии».
Многие аналитики считают, что и Путин, и Асад единодушны в том, что президенту Сирии в конечном итоге придется уйти в отставку, чтобы освободить дорогу для нового правительства. Но тогда эта тема вслух не поднималась, чтобы не злить иранских друзей-асадитов, для которых сохранение алавитского режима было жизненно важной задачей. Перед выборами 2018 года Путину было крайне важно показать единство «Сочинской тройки», куда, кроме Ирана, также входила Турция, а по этой причине тему ротации Асада не затрагивали.
В тоже время майский визит 2018 Асада в Москву должен стать окончательным сигналом – в Дамаске окончательно решили иметь дело с россиянами, чем с иранцами. Стремление Асада продемонстрировать успехи в подавлении оппозиции всех мастей в стране любыми способами перед российской стороной указывает на то, что сирийцы очень не хотят, чтобы их бросили, также как ранее Москва поступала с другими своими союзниками.
Асад наверняка заверял Путина в том, что он готов поддержать политический процесс в стране именно на базе российских наработок. Речь идет о том, что параллельно с подавлением оппозиции необходимо показать стабильность ситуации в стране, и показать, что на дымящихся руинах появились предпосылки для политического процесса.
Но пока Асад был в Сочи силы его противников вероломно начали контрнаступление в южных пригородах Дамаска и вполне могли восстановить контроль над районом Хаджар аль-Асвад. Как известно силы режима потратили почти месяц на зачистку анклава, потеряв 221 убитых бойцов. А это больше, чем число погибших боевиков – 189 бойцов.
В общем, даже при помощи российских ВКС сирийская армия несет большие людские потери. При этом впереди еще ожесточенные схватки за район Тадамон и 70% района Ярмук.
Одним словом, такая себе уж очень относительная стабильность. При этом еще в начале мая сами россияне предупреждали, что ИГИЛ возобновит свою деятельность в районе освобожденных городов Меядин и Абу Кемаль и следует ожидать полномасштабных операций. Сохранение или реанимация группировок ИГИЛ очень даже выгодно России, т.к. они рассматриваются в качестве рычага давления на Дамаск, а также Тегеран, дабы сделать их более сговорчивым.
Здесь очень интересным является еще один новый тезис Путина: Асад должен четко дать понять, что на подконтрольных ему территориях могут находиться после начала процесса мирного урегулирования только лишь легальные иностранные формирования.
Неясно, какие именно вооруженные силы Путин имеет в виду, поскольку в настоящее время в Сирии находятся военнослужащие России, Ирана, США и некоторых других стран. Он отметил, что их вывод станет частью процесса мирного урегулирования сирийской гражданской войны.
Войска Ирана и России сражаются в Сирии на стороне Асада. Если Путин имел в виду военное присутствие Ирана в Сирии — которое в мае вылилось в обмен ударами с Израилем — это его высказывание может означать, что Россия попытается помешать Ирану закрепиться в Сирии. Исходя из озвученной формулировки товарищу Асаду придется крепко призадуматься кто для него более значимый: российский «брат» или иранские единоверцы?
«Путинский мир» и минусование иранцев
Выслушивая пожелания Путина, президент-диктатор Асад четко понял, что ситуация приобретает довольно серьезный оборот. Кремль, живущий в международной изоляции со стороны стран Запада, располагает все меньшим объемом ресурсов для широких жестов далеко от российских границ. Тем, более, что большинство новинок российского ВПК уже прошли обкатку на сирийской земле и теперь объем интересов у россиян сокращается.
И чтобы поправить репутацию Путину важно показать его верховную роль в сирийском мирном процессе, подальше отодвинув от этого дела иранских мулл. Осознавая такую конфигурацию, Асад заверил Путина, что Дамаск с воодушевлением поддерживает политический процесс в арабской республике и начинания Сочинского конгресса национального диалога не канули в Лету.
Хитрые сирийцы стремятся всячески польстить Путину, и показать, что именно Москва локомотив и решающая сила для достижения мира в Сирии. Для этого Асад заверил Путина, что их встреча дает возможность выработать совместные позиции на следующий период по переговорному процессу в Астане и в Сочи.
Но это не более чем очередная потёмкинская деревня.
Также косвенно Путин выполняет требования турков. Глава турецкого МИДа Мевлют Чавушоглу заявил, что «Турция, как страна гарант интересов сил оппозиции, предоставила список из 50 человек, которые могут войти в состав комиссии. Однако режим Башара Асада до сих пор не предоставил своего списка. Нам говорят, что не в силах оказать давления на Асада. Однако мы этого не допускаем. Страны-гаранты по Сирии обязаны выполнять свои обязательства».
Но до полноценного урегулирования фантастически далеко. Вся территория Сирии контролируется разными силами, часть западной коалицией, часть РФ, часть Турцией удерживается под контролем, а еще есть значительное иранское присутствие.
В конце 2017 года Иран стал самой видной силой на сирийском юге, игнорируя соглашения других стран: России, США, Иордании и Израиля. Еще в середине 2017 года в докладе Института по исследованию средств массовой информации Ближнего Востока говорится, что «Иран превратился в главную и фундаментальную проблему, стоящую перед Россией в Сирии. Он снизил шансы для достижения российских интересов». Россия рассматривает Иран как нестабильное государство, поведение которого невозможно предугадать», — сообщается в докладе.
В дело вступает Израиль
Действительно, после 7 лет гражданской войны в Сирии ситуация существенно изменилась. Об этом свидетельствует то, что Москва стала нейтральной по отношению к действиям Израиля на сирийской территории и заявила, что не будет вмешиваться для поддержки какой-либо стороны. Россияне полностью освободили руки правительству Нетаньяху в его деятельности по ликвидации иранской угрозы и разрастания «Хезболлы-2» на сирийской земле. Между Россией и Израилем существует взаимопонимание касательно военных ударов.
Речь идет об израильской воздушной операции в Сирии под кодовым названием «Карточный домик». В течение 90 минут 28 израильских истребителей выпустили 60 ракет при полном безразличии России. По словам военных экспертов, Иран потерял достаточно своего военного потенциала в Сирии. Цахал распространил аэроснимки с изображением иранских объектов, ставших мишенью для ударов авиации. Это крупнейшая операция Израиля со времен Войны Судного дня в 1973 году. Иранские ракетные склады были полностью уничтожены, элитные подразделения «Аль-Кудс» понесли тяжелые человеческие и материальные потери.
Это очень порадовало россиян, ведь Путин не удовлетворен наличием иранского влияния в Сирии. Тем более, что он хочет сам иметь самое веское слово на сирийской арене. И вот теперь Тегеран уже совсем не чувствует себя номером один в Сирии, особенно после российского вероломного предательства.
Это значит, что «ситуационный альянс» с русскими полностью себя исчерпал, ведь началась схватка между победителями на той части Сирии, что находится в руках Асада. Но на таком клочке территории ужиться им не получается. Москва давно считает, что Тегеран перегибает палку и не помогает продвигать политическое урегулирование в Сирии.
Тот факт, что Башар Асад в Сочи выступил с заявлением об интенсификации мирного урегулирования идет в разрез с интересами иранцев. Асад подчеркнул, что есть страны, которые не хотят, чтобы политический процесс развивался и имел успех. Это намек на Иран.
Одним словом, Кремль предложил Асаду так называемый «путинский мир»: вытеснение Ирана из Сирии. Из пресловутой оси «Москва-Дамаск-Тегеран» минусуется один компонент, и из иранцев делают козлов отпущения – чтобы самим выжить. Их опасения на то не безосновательны.
Не Ираном единым: реконструкция и химия
Помимо стандартных вопросов войны и мира для Сирии Асад привез для Путина тревожную информацию о потребностях страны в ресурсах для реконструкции и необходимые ей объему гуманитарной помощи.
Асад хочет привлечь российских инвесторов в инвестиционные проекты на территории Сирии, и может предоставит россиянам такие же льготы, как и иранцам.
Но здесь есть проблема: если Тегеран готов вкладывать деньги в значительные инфраструктурные проекты (такие как постройка газопроводов и автомагистралей), то российский капитал интересуется лишь эксплуатацией сирийский нефтегазовых ресурсов, фосфатами и торговлей. Да и конкретных заинтересованных российских компаний пока очень мало, ведь война разрушает инвестиционную привлекательность страны.
Пока общее количество утвержденных инвестиционных проектов не превышает даже 1 млрд.$. При том что общие вложения для восстановления сирийской экономики должны составить более 400 млрд.$. Где россияне возьмут такие деньги, находясь самим под санкциями, совершенно не ясно.
Также очень велики потребности Сирии в гуманитарной помощи. Это еще одна головная боль для Москвы. И она предлагает заплатить за восстановление Сирии Евросоюзу.
Так, постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов в интервью телеканалу АРД (ARD) отметил 26 апреля 2018 года, что большую часть расходов по восстановлению Сирии должен взять на себя ЕС. «Я глубоко убежден в том, что ЕС сам должен быть заинтересован в том, чтобы находиться на вершине международных усилий по урегулированию сирийского конфликта. К этому относится и участие в восстановлении страны», - подчеркнул Чижов.
Секрет кроется в том, что Москва и дальше пугает европейцев нестабильностью и беженцами, и хочет заполучить от них деньги на восстановление страны, которую ВКС РФ так активно сами и разрушали.
В частности, на встрече Путина с канцлером ФРГ Ангелой Меркель в Сочи 18 мая он клянчил у немцев денег для Сирии. В материалах по итогам встречи сказано: «Обсуждали проблему сирийского кризиса. Констатировали, что необходимо совместно вносить вклад как в процесс политического урегулирования, в том числе на женевской и астанинской площадках, так и в стабилизацию ситуации «на земле», в предоставление гуманитарной помощи населению Сирии. Мы отмечаем стремление Федеративной Республики Германия серьёзно участвовать в восстановлении социально-экономической инфраструктуры этой страны…».
При этом Москва намекает, что нужно дать деньги Асаду, но пока не будет мира их не будет. В тоже время страны Запада планируют выделить 6-7 млрд.$ для восстановления территорий свободных от диктатуры Асада.
В данном контексте также важно помнить о военных преступления сирийского режима. Намомним, 16 мая Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) подтвердила, что 4 февраля в районе города Саракеб в сирийской провинции Идлиб был использован хлор в боевых целях. И здесь не обошлось без россиян, которые были гарантами ликвидации химического арсенала Асада.
Поэтому нельзя исключать, что Асад обсуждал с Путиным совместную тактику как свалить на Тегеран «химическое досье». Сейчас сложилась довольно удобная ситуация, когда США вышли из ядерной сделки с Тегераном, и репутация персов выглядит очень подмоченной на фоне обвинений Израиля в существовании параллельной секретной ядерной программы.
Таким образом, Москва стремится убедить Асада сдать иранцев, пока не закрылось «окно возможностей». С этой целью российскими СМИ уже запускаются материалы, в которых речь идет, что Иран готовится пойти на сделку с Вашингтоном в обмен на отказ от противодействия силам Коалиции в Сирии и сокращение контингента, а значит Тегеран готов предать своего сирийского протеже.