Высказывается несколько версий относительно причин убийства: нетерпимость Путина к критике со стороны Литвиненко (последний обвинял российского лидера в педофилии), уверенность Кремля в том, что бывший ФСБшник предал родину и работал на британскую разведку, и, отдельно, версия родственников убитого, которые считают, что он был ликвидирован из-за сотрудничества с британскими и испанскими спецслужбами по делу "Русской мафии" в Испании (в этом деле фигурирует, например, действующий глава Следкома РФ Александр Бастрыкин).
Впрочем, предположения о причастности Путина к убийству высказывались и ранее, но тогда они не звучали столь явно.
Председатель открытого разбирательства по "делу Литвиненко" сэр Роберта Оуэна пришёл к выводу, что яд попал в организм Литвиненко в результате покушения на убийство и исключил возможность того, что бывший ФСБшник принял полоний случайно или при попытке совершить самоубийство. Судья также отметил, что Луговой и Ковтун могли не знать, какой тип яда использовался для отравления Литвиненко.
"Я уверен, что господин Луговой и господин Ковтун знали, что они используют смертельный яд и что они намереваются убить господина Литвиненко. Однако я не верю, что они точно знали, какой химикат они используют, какова его природа и все его свойства, - заявил Оуэн. - Я уверен, что господин Луговой и господин Ковтун поместили полоний-210 в чайник в баре Pine в лондонском отеле Millennium 1 ноября 2006 года. Я также уверен, что они сделали это с намерением отравить господина Литвиненко".
Также Оуэн предположил, что план по убийству Литвиненко был разработан за два года до встречи в лондонском отеле, в октябре 2004 года, когда Луговой и Литвиненко встречались в последний раз.
Теперь же отношения Лондона с Москвой, которые в последнее время и без того не особо дружили, с высокой долей вероятности не просто ухудшатся, но, скорее, накалятся. Великобритания и без того уже практически свернула сотрудничество с российской ФСБ, считает Россию одним из основных источников киберпреступлений в стране, да и скандал вокруг продажи элитной недвижимости россиянам за деньги коррупционного происхождения ни к чему хорошему в отношениях между двумя странами не привёл.
Вместе с тем, буквально на днях британский МИД призвал Дэвида Кэмерона воздержаться от новых санкций в отношении России, независимо от результатов расследования по делу "Литвиненко". Внешнеполитическое ведомство объясняет это необходимостью наладить сотрудничество с Россией для создания единого фронта борьбы против террористической группировки "Исламское государство", а также важной ролью союзной президенту Башару Асаду Москвы в решении сирийского кризиса.
Российский МИД, само собой, уже заявил, что результаты расследования по "делу Литвиненко" носят политический характер, потому что, конечно же, Запад продолжает свои попытки очернить Россию и, в частности, её лидера в глазах мировой общественности. Представитель российского ведомства Мария Захарова, заявившая, что, мол, и не стоило ожидать "от итогового доклада политически ангажированного и крайне непрозрачного процесса объективности и беспристрастности", однако, забывает, что лучше всего с очернением своей репутации справляется сама Россия в лице своего лидера, которого уже не раз уличали во лжи. В МИДе также пригрозили "серьёзными последствиями" для отношений Москвы и Лондона.
Вдова Литвиненко, между тем, заявила, что "очень удовлетворена тем, что обвинения в адрес господина Путина, высказанные на смертном одре ее мужем, были доказаны английским судом" и призвала отозвать всех сотрудников российской разведки из Великобритании. Шаг правильный, но вопрос в том, пойдет ли на него Лондон.
Что касается Лугового и Ковтуна, то и тут торжество справедливости под вопросом. Сам Луговой, конечно же, назвал выводы доклада Оуэна абсурдными, да еще обвинил Лондон в нежелании установить истинную причину смерти своего бывшего коллеги.
Хотя Интерпол выпустил ордера на арест Лугового и Ковтуна, а британский МИД пообещал заморозить их счета, это едва ли можно считать серьёзным наказанием за убийство. Тем более, что российский "Интерфакс", ссылаясь на источник в правоохранительных органах страны, уже сообщил, что Россия откажется выдать их Великобритании, поскольку "Конституция России не подразумевает выдачи своих граждан", а "в Москве расценивают решение лондонского суда как политически мотивированное".
Британский МИД тем временем вызвал "на ковёр" российского посла, а Кэмерону, согласно сообщению его пресс-секретаря", предстоит "тщательно взвесить" необходимость дальнейших мер в ответ на выводы общественного дознания по делу Литвиненко
***
Расследование по "делу Литвиненко" завершено, но с уверенностью можно сказать, что это далеко не конец истории вокруг убийства бывшего офицера ФСБ. И едва ли ситуация будет развиваться в благоприятную для России сторону.