ГоловнаСпорт

Анна Мельниченко: почти смирилась, что останусь с амбициями, но без медалей

...Молодая пара держится за руки. Издали они похожи на влюбленных студентов младших курсов. На самом деле, оба — уже далеко не дети. Это чемпионка мира в семиборье Анна Мельниченко и ее возлюбленный, также многоборец Алексей Касьянов.

«Мы, спортсмены, все выглядим моложе своих лет, - поясняет Мельниченко. - Не то что бы у нас проблем нет, но у нас своя колея, и это позволяет отвлекаться от житейских будней».

Мельниченко длительное время пребывала в элитной группе спортсменов, но успех пришел к ней поздно. Свою первую медаль чемпионатов мира — и сразу золотую — она выиграла, уже перешагнув 30-летний рубеж.

«В Берлине, в 2009-м, я была шестая, а метни копье на три метра дальше — стала бы второй. Этого же никто не знает, а я без медали и, получается — никто. Я и раньше была готова не хуже, но обстоятельства складывались иначе», - поясняет Анна.

Левий Матвей просил для Мастера покой. Анна Мельниченко в Москве-2013 сама подарила себе успокоение. Там она реализовала себя как спортсменка. Возможно, и потому, что перед этим в ее жизни возникла любовь.

Фото: EPA/UPG

Как изменилась ваша жизнь, как изменились вы после триумфа на чемпионате мира по легкой атлетике?

Для меня ничего не изменилось. Да, кто-то узнает на улице — ну, и что? А вот внутренне мне стало полегче. Наверное, я стала счастливее. Как будто груз с плеч упал. Нереализованные амбиции меня преследовали лет шесть. Думаю: может, я многого хочу? Не все же спортсмены стоят на пьедестале, хотя все проводят в спорте те же 15 лет. Уже почти решила, что буду среди тех, кто так и остается со своими амбициями и без медалей.

Успокаивала себя, что вся моя реализация пошла в личную жизнь, где я обрела счастье, и что реализовать себя еще и в спорте — это уже слишком. Ну, а теперь, когда медаль «случилась», пытаюсь просто получать от жизни удовольствие. И теперь любые проблемы переносятся легче. Говорю себе: какая разница — ты ведь чемпионка мира.

Вы так хвалили Алексея после завоевания медали, что отбили у потенциальных женихов всякое желание хотя бы сделать попытку... Он так много значит для вас?

После встречи с ним я изменилась в лучшую сторону. И продолжаю меняться. Я ценю его и уже даже боюсь немного сглазить наши отношения.

А какой вы были до знакомства с Касьяновым?

Наверное, когда женщина в жизни одна, у нее есть некая опаска по отношению к другим людям. Многое вокруг воспринимаешь в негативе. И после нескольких неудачных отношений начинаешь думать: похоже, я такой человек, которому никто не нужен, буду-ка я лучше одна. Но любой женщине очень нужна вторая половина. Наверное, это самое важное в жизни — найти родного человека.

Фото: ukurier.gov.ua

У нас в стране многим девушкам принципиально не быть в паспорте «Ганною». Вы же на англоязычных сайтах проходите как Hanna или Ganna.

Совершенно спокойно к этому отношусь. Меня, к слову, на российском телевидении и Жанной называли. Часто бывают проблемы с этой Ганной/Нann'ой. Как только меня не объявляли. А когда меня в паспорте внутреннем записывали «Ганной», никто не спрашивал, кем я хочу быть. Но мне и не принципиально.

С высоты своего опыта скажите, сильно ли молодежь спортивная изменилась?

Я бы сказала, что отсутствует уважение к старшим спортсменам. Они уже считают себя звездами, хотя там еще далеко до этого. Не нужно меня носить на руках или на Вы обращаться, но не должно быть дерзости в общении. Наверное, это не очень хорошо. Если для молодого спортсмена нет авторитетов, то к чему он в итоге придет?

А молодцы они в том, что безбашенные, что ничего не боятся. Мы были более зажатыми, а сейчас в спорте больше свободы.

Мне кажется, они гораздо серьезнее подходят к формированию своего образа.

Может быть. Сейчас каждый пытается выделиться не только результатом. Если раньше какие-то вещи считались постыдными, то сейчас кто танцует, кто волосы красит, кто сальто после удачного прыжка может сделать — чтобы его заметили, показали. И такие люди даже больше интересны журналистам, чем просто спортсмены с высокими результатами.

Юниорка Мишель Дженнеке прославилась своим танцем. Осталось прославиться высокими результатами

Я вот в одном из интервью сказала, что организация чемпионата мира в Москве была не на высшем уровне, так все в это уцепились и теперь постоянно меня об этом спрашивают. Но я просто рассказала всё как есть, не зацикливаясь на этом. Понимаете, у меня теперь есть золотая медаль. Все остальное — неважно.

Сергей Бубка на встрече с атлетами перед чемпионатом мира едва ли не упрашивал спортсменов стать более открытыми. Причем в собственных же интересах. Вы как далеко готовы зайти в своей открытости?

Да, ради Бога, готова зайти... Я, по-моему, и так сильно открытая, дальше уже некуда.

Часто спрашивают: почему у нас не развит интерес к легкой атлетике? Я думаю, это не от того, что люди не хотят, они просто не знают, что это за вид спорта. Наши фанаты, которые приехали на чемпионат мира в Москву, поначалу, наверное, были в шоке и не понимали, куда вообще попали. Ехали и ехали... Мне кажется, они и не подозревали, куда едут. Но когда они туда попали, то уже на второй день прониклись атмосферой соревнований. Я их благодарю за поддержку, а они меня благодарят.

У нас же в основном болеют за футбол. Но там все ясно — мяч туда, мяч сюда. А в легкой атлетике не так — тут тебе прыгают, тут тебе барьеры, там бегут, там метают, в многоборье вообще нужно два дня очки подсчитывать. Они поняли, что всё не так просто.

Легкая атлетика — интеллигентный вид спорта. У нас нет такого, что пьяные болельщики куда-то выпрыгивают. Люди приходят со своими книжечками, что-то записывают, отмечают, кто сколько прыгнул. Я даже не знаю, как это донести до наших людей. А интерес бы появился, и не меньший, чем к футболу. Я просто не знаю, как правильно рекламировать легкую атлетику. Может, нас больше показывать.

Есть такой вариант. Анна Мельниченко может показать себя, например, в мужском журнале. Как это сделала российская бегунья Елизавета Савлинис, да и много кто еще.

Я готова. И, возможно, даже с эротическим подтекстом. Главное, чтобы это было красиво и не пошло. И чтобы мне не пришлось оголяться больше, чем нужно. Зайти слишком далеко я не готова. Есть некий предел. Из уважения к Лёше, своей семье и будущим детям.

Я в одном из интервью говорила, что для популяризации легкой атлетики можно снимать наших парней и девчонок в рекламе. В итоге вышла новость: Мельниченко хочет сниматься в рекламе. Но я же не конкретно о себе говорила.

У нас сейчас подобралось очень много симпатичных девчонок. И если бы какая-то марка спортивной одежды нас пригласила, думаю, она не прогадала бы.

Фото: EPA/UPG

Украинкам действительно не хватает раскрутки. Перед стартом чемпионата мира спортивные ресурсы составляли списки самых красивых атлеток турнира. «Евроспорт», если я не ошибаюсь, вас не отметил, хотя, уж извините, «крокодилов» в рейтинге хватало. И не он один не отметил.

Ну, это же дело вкуса. Значит, у составителей были другие предпочтения.

Время от времени ведутся разговоры, что было бы неплохо уместить тягучие соревнования многоборцев в один день. Якобы для большей динамики.

Я слышала другие разговоры: это же так тяжело успеть всё за два дня — а давайте сделаем два вида в один день, два — во второй и так дальше. А я думаю, что все останется, как есть. К слову, раньше уже не прошла попытка ввести десятиборье у женщин.

Есть специальные старты — многоборье за день или даже за час. Всегда мечтала там выступить. Ты стартуешь на дистанции 100 метров — всё, время пошло. Дается по четыре попытки на вид. Уже сам рассчитываешь, на какие высоты делать попытки, сколько отдыхать будешь — 10 минут или полчаса. Но когда час истекает, дается выстрел и ты должен побежать 800 м, или у «полторашку» у мужчин. Там к каждому спортсмену судья приставляется, не отходит от него ни на шаг.

Это работа на износ?

Не сказала бы. Подобные шоу-программы в Европе давно практикуют. К слову, для Европы два дня соревнований — это вовсе не тягучка. Они год ждут этих двух дней! Они нас всех знают. Приносят на подпись какие-то старые фотографии, на которых я сама себя не узнаю, потому что это было лет шесть назад. А люди нас знают с малых лет. И ценят. Лёшу как-то узнали в Гетеборге и спрашивают: ты же приедешь в Гётис (престижнейшие соревнования только для многоборцев), мы будем за тебя болеть.

В многоборье идут те люди, которым не удалось себя реализовать в основной дисциплине?

Я бы не сказала, что Эннис не может себя реализовать в барьерном беге. Еще у нас есть девчонки, которые прыгают в высоту 1.92 м.

Меня тренер в детстве выставлял на все виды. Затем попробовали многоборье, и я стабильно по Украине была в тройке.

И когда чистые видовики думают, что в многоборье они себя проявят, то сильно ошибаются. Пример — олимпийский чемпион в прыжках с шестом француз Лавиллени. Он хотел побить рекорд мира в прыжках с шестом в многоборье — это 5.85 м. Но чтобы этот рекорд засчитали, ему нужно в целом набрать 7 000 очков. Он еле-еле прыгнул 5.47 м. Это был уже восьмой вид программы, а он еще в первый день 400 м еле-еле бедненький добегал. Поэтому человек должен сначала попробовать, что такое многоборье, а затем уже говорить: «Та-а, что там ваше многоборье; я много тренируюсь, а вы все средне выступаете».

Не всё так просто. Я могла бы пробежать барьеры лучше. Для этого мне нужно набрать массу. Но если я сделаю это, то потеряю в прыжках. Главное — подготовиться к каждому виду и показать не высший свой результат, а средний. Со стороны это может показаться странным, но так и есть.

Фото: EPA/UPG

У вас есть ответ на вопрос, почему семиборье уже какой год дарит украинскому спорту красавиц-чемпионок? Блонская, Добрынская, Мельниченко... А есть же еще не такая известная широкому кругу болельщиков Алина Федорова.

Это потому, что все украинки красивые. Многоборье дарит медали — это правда. Но дарят женщины, а женщины кто — украинки, а украинки все красивые. Так и складывается.

Нас там, за границей, конечно, любят. Я четыре года выступала за итальянский клуб. И тренер-итальянец говорит: вы, украинки, отличаетесь от наших — вы женственные, на дискотеках танцуете красиво, не пошло. А там женщины ведут себя как мужчины. У нас женщина хочет быть ЗА мужчиной, а они там настолько самодостаточные. Женщины отдыхают отдельно, мужчины отдельно.

Многоборья нет в программе «Бриллиантовой Лиги». Вы не ущемлены в плане заработков?

Нисколько. И стартов хватает — Гётис, Кладно, Таленс, чемпионаты европейские и мировые. Гётис настолько серьезный турнир, что там результаты бывают выше, чем на Олимпиаде. Есть 5-6 «железных» стартов, помимо них — более мелкие турниры. Кроме того, мы же можем выступать еще и в отдельных видах.

И премиальные отнюдь не мизерные. Гётис и Таленс — это вообще как «Бриллиантовая лига». В Гётисе за первое место платят даже больше, чем на Лиге — 15 тысяч против 10-ти. Многоборье в Европе очень любят, оттого и премиальные немаленькие, нас не обижают.

Организаторы говорят: мы готовы делать призовой фонд и на уровне миллиона долларов, но по законодательству нельзя.

На чемпионат мира не приехала первая четверка по итогам Олимпиады. А вы все равно были не до конца уверены в своих силах. Почему?

В нашем виде спорта много нюансов. Смотрите, в олимпийском Лондоне я, возможно, была готова даже лучше, чем в Москве. По тестам все было классно. Если бы я показала свой результат — 6600/6700 очков, была бы в тройке. Но я зажалась и стала только десятой. А зажалась потому, что морально была неустойчива. Из-за этих дурных сборов. Подёргали нас тогда. Провал? Да.

Хотя вот сейчас наших баскетболистов поздравляют только за то, что они отобрались на чемпионат мира. С «игровиками» вообще, уж извините, носятся. За ними целые штабы стоят, а у нас каждый сам за себя — без докторов, без массажистов, без всего. Я на чемпионате мира в Берлине была шестой. И мы приезжаем, а нам: как, только шестая на мире — однозначно провал. Ёлки-палки... А как у меня может быть не провал, если я тренируюсь на вот таком вот стадионе (делает рукой волну. - LB.ua).

Я стою на дорожке, а рядом — британка Эннис. И я понимаю, что из-за ее плеч выглядывает команда из десяти человек. У нее там целая восстановительная лаборатория, мануалисты, массажисты. Ее привели к старту, отмассировали, поставили — беги. И тут мы выползаем... А в этом году нам еле-еле экипировку дали перед чемпионатом мира. Им бы наши проблемы. Забросить бы их хоть раз в наши условия, и я не знаю, где была бы Эннис. Ну, ладно, что об этом говорить постоянно. Так что – я не жалуюсь.

Фото: EPA/UPG

Вы в предвкушении момента, когда с вашего живота исчезнут «кубики», или для вас это и есть эстетический идеал?

Ну, мои «кубики» не такие уже и «кубики». Бывают и «покубистее». Я сейчас не тренируюсь и начала даже худеть. Чувствую себя стройнее, чем когда нахожусь в спорте. Мышцы уже не такие «набитые», джинсы на мне висеть стали. А вот кубики никуда не пропадают. Наверное, я и после спорта будут держать себя в форме. Главное — не лениться. Чтобы Леше не было за меня стыдно...

(Алексей Касьянов оказался очень толерантным человеком и все время пробыл за соседним столиком, чтобы не сковывать Анну в ответах).

Євген ШвецьЄвген Швець, журналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram