Действительно тяжелая тема. Потому что здесь дозволено многое, почти всё. Врачи, психологи и социальные работники молча пытаются помочь страждущим, наркозависимым, чаще всего – без их, зависимых, на то желания. А сотни малограмотных и равнодушных проходимцев, в том числе и дипломированных врачей-целителей без всякого стеснения и стыда обманом зарабатывают бабло. Зачастую – несметное бабло. Знаю, я давно уже стал объектом ненависти у этих проходимцев и сопутствующих им общественных организаций, сладко поедающих деньги западных налогоплательщиков. Когда высочайшим повелением президента Ющенко в Украину была ввезена так называемая заместительная терапия, я публично пытался задержать этот не подготовленный процесс. При этом четко формулируя: опасен не метадон, опасны руки, его бесконтрольно продающие. Время показало: я был прав, метадон, бесплатно приходящий в Украину для поддержки и реабилитации наркозависимых, стал банальным уличным наркотиком.
Тем не менее, заместительная терапия действительно необходима. И не дело врача бороться с коррупционным использованием метадона в Украине и ненаказуемостью его нелегального распространения. Для этого существуют правоохранительные органы.
У психиатрии зависимостей (по советски – наркологии) существуют свои серьезные внутренние проблемы. Главная из них: традиционное для СССР разделение психиатрии и наркологии на две специальности. Такого нет ни в цивилизованном, ни в полуцивилизованном мире. В 2013 году я совершил тяжелый грех по отношению к коллегам-наркологам, убедил министра здравоохранения Раису Богатыреву воссоединить две разделенные специальности в одну, в психиатрию. Увы, сопротивление наркологов (не всех, разумеется) продолжается и сегодня.
Сейчас руководство минздрава к этой проблеме безразлично. Судя по качеству соответствующих советников и.о. министра, помощи оттуда ждать не приходится. Помощь мы ожидаем с другой стороны. Правительство США готово помочь нам организовать несколько центров, где современным стандартам лечения и реабилитации людей с зависимостями будут обучать лучшие специалисты Запада. Там будут обучать не только медиков, но и психологов, социальных работников, пенитенциарный персонал. Там, в этих центрах, будут обучать и правильному проведению заместительной терапии.
Надеюсь, еще при моей жизни настанет время, когда наши коллеги наркологи, осознав себя частью психиатрической профессии, поймут, наконец, что Закон об оказании психиатрической помощи определяет и их профессиональное поведение. В частности, возможность и необходимость принудительного лечения наркозависимых граждан, проявляющих опасность для себя или для окружающих. А потом, я надеюсь, министерство здравоохранения осознает необходимость подготовки персонала, работающего с детьми и подростками, страдающими зависимостью. Осознав предварительно, что люди преклонного возраста системными наркоманами не становятся.