ГоловнаСуспільствоЖиття

«Міліцейка» під загрозою. Друга серія

Больше года назад жители одного из домов на Бессарабке в Киеве узнали о том, что у них во дворе планируется строительство торгового центра. Дом – памятник архитектуры, построенный в 1933-35 годах, стоит на склоне. Более того, на месте строительства проходит теплотрасса и канализация. Местные жители смогли добиться аннулирования разрешения на стройку, но в конце января этого года она возобновилась.

Фото: предоставлено автором

За это время не раз случались конфликты активистов с застройщиком, некоторые переходили в потасовки. Во время одной из этих потасовок сломали руку старейшей жительнице дома – 89-летней бабушке. LB.ua уже писал об этой проблеме, теперь попытался разобраться, почему эта история никак не заканчивается. В центре Киева, на Бессарабке, по адресу улица Круглоуниверситетская 2/1, находится дом, который имеет статус «памятника архитектуры». Он был построен еще в 1933-35 годах, в свое время здесь жили сотрудники областной милиции, за что дом и получил прозвище «милицейка». В начале октября 2015 года жители дома получили письма о том, что строительная фирма «Диамант Холл» собирается построить торгово-выставочный центр вплотную к дому. Местные жители выступили против этой застройки. Люди тогда были настроены настолько решительно, что, в случае чего, готовились перекрывать центр.

Фото: предоставлено автором

– С мая месяца шла позиционная борьба (часто блокировали технику застройщика), было много судебных заседаний и активной переписки со всеми инстанциями. Сейчас мы загнали застройщика в глухой угол – пытаться продолжать работу он может лишь с помощью судебных решений, там у них еще сохраняются завязки. Так, в ноябре киевский ГАСК ( Государственный архитектурно-строительный контроль , – ред. ) аннулировал ему разрешение на строительство, а в начале декабря на заседании суда, куда даже не пригласили представителей ГАСКа, было принято решение про приостановку действия этого приказа об аннулировании, – рассказывает местный житель Владимир Хенгистов.

Помимо запрета от Департамента архитектурно-строительного контроля (который застройщик оспорил в суде), на руках у местных жителей есть еще ряд документов, большинство из которых запрещают строительные работы на этом месте. Все эти документы активисты предоставили в распоряжение LB.ua:

1. Распоряжение от Департамента жилищно-коммунальной инфраструктуры от 02.08.2016 года. В распоряжении сказано о том, что на месте стройки проходит трубопровод тепловых сетей, и любое строительство там запрещено.

2. Запрет от «Киевэнерго» от 04.01.2016. Согласно документу, причина запрета в том, что строительная площадка находится в охранной зоне тепловых сетей.

3. Аннулирование разрешения на строительство от Департамента ГАСК от 10.11.2016.

4. Ответ на запрос местной жительницы от «Киевводоканала» от 18.01.2017, в котором сказано, что под строительной площадкой проходит дворовая канализация. «Киевводоканал» выдал застройщику предписание о вынесении канализационной сети из-под пятна застройки. Кроме того, в документе сказано, что строительство не ведется, а подключение к канализации не установлено.

5. Ответ на запрос местной жительницы от Департамента земельных ресурсов от 27.12.2016. Департамент сообщает о том, что земля застройки находится в частной собственности, она ограждена металлическим забором и там время от времени проводятся земляные работы. В октябре прошлого года Департамент выдал предписание о приостановлении строительных работ. Позже, во время проверки, оказалось, что предписание не исполняется. Когда сотрудники Департамента попытались провести еще одну проверку, их попросту не пустили на территорию застройки. Также сообщается, что действие указа об аннулировании разрешения приостановил Окружной административный суд Киева 2 декабря 2016 года.

6. Акт о нарушении охранных зон тепловых сетей от "Киевэнерго" от 05.08.2016, который сообщает, что строительный забор находится в охранной зоне тепловых сетей, что запрещено. "Киевэнерго" предписал убрать строительный забор.

7. Контрольная карточка от Департамента городского благоустройства и сохранения природной среды о временном нарушении благоустройства в связи с установлением забора.

8. Разрешение от Министерства Культуры на проведение земляных работ на территории памятника архитектуры, которое действительно до 31 декабря 2016 года.

Застройщик, впрочем, все замечания о запретах от городских властей ловко парирует и показывает огромную стопку документов. Якобы все необходимые разрешения есть, а местные жители просто вымогатели.

– Это все называется «вымогательство», эти люди нарушают закон. Они противодействуют законной хозяйственной деятельности, это строительство ведется согласно всем нормам и разрешениям действующего законодательства. Все документы есть, разрешение на стройку является действительным. Работы ведутся согласно техническим условиям, полученным в «Киевэнерго» и в «Киевтепло». Все эти сети будут сохранены, и с ними все будет хорошо, а мы к ним подключимся, согласно всем техническим условиям, – говорит представитель застройщика Василий Бугайчук.

Фото: предоставлено автором

По поводу конфликта с местными жителями Бугайчук говорит, что люди таким образом просто хотят получить деньги и «препятствуют честным застройщикам в благоустройстве города».

– Нормальным людям, которые кормят эту страну, обеспечивают рабочие места и пытаются что-то здесь сделать, устраивают вот такое. Если жителям что-то не нравится, то я предлагаю жителям продать квартиры и переехать за город. Это город, это центр города. Я строю согласно действующим нормам и законам, – говорит он.

Местным жителям действительно многое не нравится, они уже больше года борются с этой застройкой: ходят по судам, обращаются во всевозможные инстанции, устраивают митинги на месте стройки и тому подобное. На митингах регулярно происходят словесные перепалки, некоторые из них перерастали в потасовки. По словам активистов, застройщик несколько раз привлекал к борьбе с ними титушек. Во время одной из потасовок, 26 января этого года, сломали руку старейшей жительнице дома – 89-летней Оксане Николаевне Шарафутдиновой.

Фото: предоставлено автором

– Это произошло, когда сюда заезжал экскаватор, тут люди стояли. Началась потасовка, Васька ( Василий Бугайчук , – ред. ) очень сильно толкнул одного мужчину, и рикошетом толкнуло и бабушку. А тут же горочка, дом на склоне. Так она три раза кувыркнулась, я не знаю, как она жива вообще осталась. Еще и в таком возрасте. А если б она головой ударилась! То есть, получается, застройщик не лично бабушку толкнул, но он жителя нашего толкнул, все равно было рукоприкладство, – рассказывает местная жительница Наталья Пилипенко.

Наталья Пилипенко
Фото: предоставлено автором
Наталья Пилипенко

Полиция, как правило, на эту стройку никак не реагирует, хотя ее неоднократно вызывали местные жители. Некоторые приезжают, не видят нарушений и уезжают. Некоторые экипажи, по словам Владимира Хенгистова, «наловчились здороваться с застройщиком за руку». По поводу сломанной руки бабушки предложили написать заявление, и только после этого разбираться.

Основным препятствием для местных активистов и города является то, что земля находится в частной собственности. Еще в 2012 году компания «Вилима-95» купила эту землю, и в том же году продала участок застройщику. Таким образом, земля приватизирована, а значит – на ней можно делать все, что угодно. На это и давит юрист застройщика, и этого не отрицают даже в КГГА.

– Основная проблема здесь в том, что у застройщика очень сильный юрист. Любые проверки, которые осуществляет город в рамках своих полномочий, через ГАСК и Департамент благоустройства, они блокируют. Застройщик моментально подает в суд, и получает приостановку запретов. Это все происходит от того, что земля эта находится в частной собственности, и город очень ограничен в действиях, – говорит Дмитрий Белоцерковец, экс-глава Департамента благоустройства, советник мэра Киева.

По словам Белоцерковца, единственное, что может сделать город, чтобы вернуть эту землю на свой баланс, это так называемый «принудительный выкуп». Но, согласно украинскому законодательству и городским нормативам, такой выкуп можно осуществить только в том случае, когда этот участок необходим для того, чтобы провести какие-нибудь важные коммунальные работы. Например, проложить новые трубы или провести новые линии электропередач. Что касается коммуникаций, которые там уже есть, то это не является достаточным основанием для «принудительного выкупа». Разве что, если застройщик как-то их повредит, то он обязан будет сделать ремонт.

Дмитрий Белоцерковец
Фото: akcent.org.ua
Дмитрий Белоцерковец

– Единственное, на сегодняшний день, на что можно и нужно давить – это запрет «Киевэнерго» на ведение работ, в связи с тем, что там близко подошли к коммуникациям. Следующее основание – это то, что застройщик, по предварительным подсчетам, вылез забором за территорию своего участка. Плюс, нужно перепроверить все документы, которые были выданы ранее, а именно – декларацию на строительство и градостроительные условия. Но, опять же, поскольку земля частная, трудно будет провести какие-то проверки. Визуально-то можно посмотреть, но зафиксировать на бумаге не получится, они имеют полное право попросту не пустить проверку за забор, – говорит Белоцерковец.

Тем временем, после того, как строительство возобновилось, оно ведется весьма активно – участок оградили забором, наняли рабочих и завезли строительную технику. Гаражи, которые раньше были на этом месте, снесли, вырыли котлован и забили сваи.

Местные жители не собираются сдаваться, по их словам основная задача сейчас – убрать забор, чтобы обеспечить возможность проведения проверок и вернуть землю в коммунальную собственность.

– В основном, нам надо будет что-то решить с землей, потому что пока она у них в частном владении, особо ничего не сделаешь. Ну, и нужно каким-то образом убрать забор, чтобы городские власти могли осуществить проверки. Ведь, пока стоит забор, туда попросту никого не пускают, – говорит Владимир Хенгистов.

Дарья ЧабановаДарья Чабанова, журналист
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram