ГоловнаСуспільствоЖиття

Наше коріння

В тоталитарном СССР единственной «референтной группой» для личности было государство. Тоталитарное государство использовало всю свою мощь для утверждения мифологизированной версии одной идеологии в качестве единственно возможного мировоззрения. Кто-то из российских философов в 90-е годы прошлого века заметил: «В тоталитарном государстве люди должны приспосабливаться к иррационализму языка, который, говоря о мире, скорее скрывает, чем объясняет реальное положение вещей. Они вынуждены вести шизофреническое существование, при котором следовать официальным предписаниям невозможно, но необходимо делать вид, что руководствуешься ими… Но публично своё личностное начало нельзя раскрывать».

Фото: Алексей Чернышев

Именно такими были психологические установки спокойной, уверенной жизни советского гражданина. Это утвержденное государственной системой двоемыслие основывалось на страхе. Отклоняющееся поведение гражданина наказывалось. Двоемыслие в СССР было феноменом, способствовавшим выживанию, успешной жизни в зоне социального советского комфорта.

Сегодня, в 2016 году, в Украине стремление к социальному комфорту совсем не сопрягается со следованием государственной идеологии, ее новой мифологизированной версии. За последние тридцать лет мы научились жить обособленно от власти, позволяя себе её публичную критику и даже публичное физическое сопротивление. Мы участвуем в свободных выборах (или абсолютно безнаказанно игнорируем их), мы без согласования с институтами государства покидаем свою страну и возвращаемся в неё… Но вот необъяснимое: современные украинские бабушки и дедушки, пенсионеры, тридцать лет тому назад были молоды, участвовали в референдуме о независимости Украины, часами смотрели и слушали телевизионную трансляцию происходящего в зале Верховной Рады. Они, в большинстве своем, хотели, наконец, социального покоя и социального комфорта. А сегодня именно эти люди приводят в парламент и в другие органы власти худших своих сограждан. Бывших уголовников, к примеру.

Феномен пожилого возраста? Т.е. сугубо физиологические причины? Разумеется, не это.

Сохранившееся у наших сограждан традиционное советское двоемыслие позволяет им брать гречку, макароны и прочие предвыборные «подарки» от претендентов на власть, прекрасно понимая, что именно по вине этих же претендентов, уже не раз отметившихся в коррупционной скверне, в их домах нет горячей воды, газовых счетчиков и т. д. и т. п.

Иногда и я, вполне не молодой человек, с тоскою думаю: «И зачем я голосовал за этого президента, за этого градоначальника… Может действительно правы молодые украинцы, своим осознанным неучастием в выборах игнорирующие государство?»

Отчетливо помню, как много лет тому назад участвовал в работе экспертного круглого стола, где обсуждались грядущие зоны риска для Украины. Инициатором, кстати, был Виктор Владимирович Медведчук. Обсуждались действительно важные надвигающиеся проблемы: критическая изношенность домов-«хрущевок», состояние плотин на наших реках и многое другое. Ни одна проблема не решена. И – не решается. Бесконечные прорывы труб в теплотрассах – отсюда. Из нашего приближающегося невеселого будущего.

Знаем ли мы об этом? Разумеется, знаем. Но по-прежнему выбираем худших. Мародеров и циников с уголовным прошлым, которые сегодня называют себя бизнесменами. Очень хотелось написать: и с уголовным будущим. Но этого, увы, не будет. Не будет у нас ни социального покоя, ни социального комфорта. Надежде в будущем мы предпочитаем двухкилограммовый пакет с гречкой. Мы – реалисты, всё ещё двоемыслящие реалисты.

Семен ГлузманСемен Глузман, дисидент, психіатр
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram