Казалось бы, что проще: рядом с нами живут народы, разумно и комфортно обустроившие свой быт, логично и эффективно выстроившие систему общественного здравоохранения… Кстати, совсем не скрывающие основы и технологию своего благополучия. У нас, в Украине , всё иначе, мы постоянно, изо дня в день взбираемся на гору нерентабельности, следуя заветам эпохи СССР. Впрочем, это совсем не мешает нам разрушать памятники Ленину и фантазировать на тему украинской (вавилонско-финикийской) древней истории.
Когда-то мне казалось: рухнет информационный железный занавес, мои сограждане получат возможность увидеть современный цивилизованный мир, поймут прелести и риски свободы… и всё станет на свои места, мы изменимся. Увы, всё не так. Сугубо советское воровство госимущества в особо крупных размерах и советская же коррупция укрепились и легализовались. Зря товарищи Суслов и Брежнев так боялись свободы информации.
Когда-то мне казалось: сумеют прийти к руководству страной хорошо образованные люди, владеющие иностранными языками, знающие качество современной цивилизованной жизни, и помогут всем нам научиться жить честнее и лучше. Пришли.
И Президент, и Премьер-министр легко, свободно говорят по-английски, прежде были хорошо образованными, воспитанными мальчиками… А мы живём всё хуже. Глупо, неосмысленно живём.
Всё необходимое для лучшей жизни у нас есть: и свобода участия (и – неучастия) в выборах, и свобода выезда и въезда в свою страну, и свобода слова вместе со свободой вероисповедания, и дружеская рука просвещенных народов, и незаработанные нами чужие миллиарды и миллионы. А живем – всё хуже.
Необходимо нам, в сущности, немногое: создать условия, чтобы выгодны были честность, нравственность и следование здравому смыслу. Как это осуществить? Мы унаследовали от СССР удобство двойной морали, терпимость к воровству, восхищение авантюристами. Ещё в 4-ом веке составитель латинской версии Библии Блаженный Иероним записал: «Богатый человек либо вор, либо сын вора». Не правда ли, своевременное и для нас, живущих в 21-ом веке, наблюдение.
Почтенный француз Анатоль Франс заметил: если хочешь увидеть наступление эры справедливости, то следует согласиться с тем, что может случиться на пути к её достижению – с несправедливостью, зверством, кровью. Он не мог представить себе, какие масштабы всё это получит в двадцатом веке.
А мы живём в 21-ом. С теми же несправедливостью, зверством, кровью. Мы – в войне. Неожиданной, подлой. Впрочем все войны именно таковы… Совсем недавно, в начале этой войны мне казалось: опасность объединит нас, сделает трезвее, решительнее. Умнее. Многие из нас объединились. Именно это спасло нас от тотального военного поражения. Смерти сограждан – жестокая, но неизбежная плата.
Но мы не стали трезвее. Нас по-прежнему легко обмануть, умело вогнать в депрессию нерешительности. Мы по-прежнему по много раз на дню взбираемся на одну и ту же гору. Бессмысленно и тоскливо. Но мы не плачем, спускаясь с неё. Мы проклинаем политиков, осыпающиеся камни, погоду. Не себя. Мы явно не потомки Эзопа.