Тушенка из воды и жира
В Минобороны признают: в прошлые месяцы могли быть перебои с поставками еды – из-за несвоевременных расчетов с поставщиками. Но с 7 мая, когда министерство оплатило долги, питание должно поставляеться на склады всем частям (задержки могут быть лишь при развозке на передовую – это делается силами самих бригад).
Кроме того, нормы продуктов увеличены, и стоимость базового дневного набора на каждого военнослужащего выросла вдвое: с 17,6 (эта норма действовала с 2008 года) до 35 грн. Теперь солдату положены сало и мед, которых раньше не было, немного увеличилось количество мяса и сыра в дневном рационе, для участников АТО прописали даже поливитамины и карамель. На бумаге выглядит красиво – но на деле тех, кто получал бы питание, соответствующее новым нормам, найти непросто.
Опрошенные LB.ua военные в АТО получают от Минобороны преимущественно овощи разного качества, дешевые крупы, сахар, хлеб (его часто не хватает) и консервы для приготовления горячих блюд. Помимо этого основного набора, поставки варьируются от части к части.
«Мешок макарон, полмешка ячневой крупы, треть мешка сахара, 5 кило типа масла – но оно такое хорошее, лучше маргарина, серьезно. Есть его не будешь, но для готовки нормально, - усмехается повар 93-й бригады Владимир В., перечисляя продукты, которые он получил буквально на днях на свое подразделение из 10 разведчиков (сводная группа из нескольких бригад). – Потом, кусочек сыра дали им - с килограмм, мешок хлеба и два ящика сухпаев. Картошки у нас в Украине много – картошку хорошую дали, 2 мешка. А морковку негодную привезли, и лук весь проросший».
По его словам, это еще хорошо – ребята, которые приезжают на ротацию, рассказывали, что в их расположении части сидят на пшонке и сухпаях.
Сгущенку и тушенку Владимир получил еще в прошлую поставку, 2 недели назад. Однако тушенка состоит преимущественно из жира – солдатам такое есть нельзя, уверен повар, который выбрасывает весь жир из жестяной банки, после чего в ней остается «чуть-чуть воды и два кусочка мяса». Благо, волонтеры привозят разведчикам тушенку в стеклянных банках, содержание мяса в которой видно невооруженным глазом.
Волонтер 93-й ОМБр Евгений «Джексон» поведал и вовсе забавный случай, как с месяц назад бойцы в Песках попытались разогреть тушенку, а она превратилась в воду. «Жир, желатин - не знаю, из чего ее делают. Об этой тушенке ходят легенды по всему фронту», - говорит Евгений.
«Если бы обеспечением занималось только Минобороны, то мы бы давно уже все «крякнулись», не надо было бы никому нас завоевывать. Поумирали бы сами от проблем с желудками или от голода. На продуктах, которые волонтеры привозят, все и держимся», - резюмирует Санчес, волонтер 3-го батальона 93-й бригады, который в марте-апреле участвовал в обороне поселка Пески близ Донецка.
На пути к прогрессу
Вопросами питания военнослужащих с недавних пор заведует активистка БФ «Крылья Феникса», сотрудница отдела взаимодействия с волонтерами в МОУ Диана Петреня. Она говорит, что вот уже полгода продирается сквозь бюрократические препоны, чтобы улучшить рацион военных.
«Чтобы просто элементарно в сухой паек включить ложку, нужно оббегать семь министерств», - приводит пример Петреня. Объявленный на март тендер по обеспечению питания в армии так и не состоялся - госзаказ распределили между собой те же фирмы, что уже много лет работают с МОУ на договорной основе, но все же улучшения есть, отмечает Петреня.
Благодаря торгам по отдельным позициям, часть продуктов обошлась министерству дешевле, чем в прошлом году, а контроль за качеством усилился - хотя и в ручном режиме. Кроме того, “тыловиков” научили развозить еду на передовую, чего они совсем не умели год назад, и, при наличии поваров, организовывать полевые кухни. Результат, по словам Дианы, ощутимый.
Если год назад ее подопечные десантники из 79-й бригады ВСУ просили ее привезти полноценную еду: овощи, крупы, консервы, - то теперь они ждут от волонтеров преимущественно «вкусняшки».
«Пепси-колу, паштет иногда просят, конфеты - очень большой популярностью пользуются подарочные наборы, потому что там сразу много всяких конфет. В качестве бонусов могу привезти йогурт, если его, к примеру, “Лакталис” даст. Если мне фермеры привезли машину овощей, то я в бригаду завожу. Лично мои замечания: если комбриг адекватный, бойцов нормально кормят», - считает Петреня. Командир бригады является ответственным лицом, он может не подписать акт приема-передачи продуктов, если они – ненадлежащего качества, и потребовать замены. Но таких ситуаций, по данным МОУ, не возникает.
Прогресс заметили и в некоторых других подразделениях. Волонтер Ольга Голубева, которая помогает бойцам 43-й и 93-й бригад, говорит, что с питанием сейчас дела обстоят намного лучше, чем в прошлом году – бойцы исправно получают основные крупы и консервы, и даже вода в 5-литровых бутылях стала поступать, чего не случалось прежде.
«Яйца никогда раньше не давали – а это вдруг 150 яиц привезли, - не нарадуется повар 43-й бригады Юрий. – Консервы рыбные дали: сардины, килька, бычки в томате. Тушенка перед этим плохенькая была, но теперь новая, нормальная, мясо свежее». Единственное, чем остался недоволен Юрий – это качеством армейской картошки, но волонтеры восполнили ему этот недостаток.
Ольга Ларина, замдиректора компании «Авика», одного из поставщиков МОУ, утверждает, что с первого дня АТО кормит вверенных ей военных в соответствии с нормами. Говорит, что все довольны – кроме тех случаев - к счастью, редких, - когда большая часть из поступающих на склад продуктов до солдат не доходит.
«У нас были случаи в зоне АТО, когда мы ломали голову: да что же это такое, мы же бойцам возим до последнего зернышка все что им положено, а они жалуются, что не хватает еды. А потом мы выявили, что некоторые командиры или их люди торгуют на рынках тем, что мы привезли», - свидетельствует Ларина.
Что касается других поставщиков армейского питания (еще 3 основные фирмы), по словам представительниц «Волонтерского десанта», их продукция бывает и дороже, и худшего качества – но отказаться от их услуг нет возможности из-за особенностей тендерной процедуры. Так что специалисты МОУ решили контролировать качество питания в воинских частях при помощи группы, в которую входят волонтеры. Также Диана просит бойцов и командиров обращаться к ней непосредственно с фидбеком.
«Я прошу опубликовать мой телефон: 066 733 25 78066 733 25 78.Если вас не устраивает питание - в АТО или не в АТО - вы просто высылаете мне фотографию того, что вас не устраивает, на е-мейл, звоните мне, говорите об этом. Мне надо знать только, какая бригада, чтобы я понимала, какая компания кормит, и нужны некие фотофакты», - предлагает Петреня, обещая отвечать на звонки до 3 ночи.
Денежные вопросы
К сожалению, практически не поступают в армию дорогие крупы, такие как гречка и рис, свежие фрукты – но здесь дело, очевидно, в бюджете. Украина не может себе позволить кормить солдат так же, как кормят оборонные ведомства стран побогаче.
На питание израильского солдата государство ежедневно тратит около 20 долларов – эта статья расходов выросла впятеро за последние 7 лет. В американской армии эта сумма составляет не менее 11,5 долларов в день, а сухпаек в армии США стоит вдвое дороже и содержит 24 отличающихся меню, включая вегетарианские, кошерные и халяльные варианты - для приверженцев разных религий и убеждений. Аналогично – в канадском сухпае.
Украинский сухой паек по цене чуть более 3 долларов к употреблению годен – но только в самых крайних случаях.
«Реально, когда голодно, можно есть все. Наш сухпай - терпимый, его можно есть, хотя и на вкус не очень приятный. Если он есть – это неплохо. Но волонтерский вариант гораздо лучше. А вообще - это здесь, приехав на гражданку, можно рассуждать: плохое, нормальное, хорошее. Там ешь все подряд, не думая о последствиях», - говорит Санчес, повоевавший на передовой. По его словам, после армейских сухпайков немало сослуживцев заработали проблемы с ЖКТ.
Больше всего вопросов по сухпайкам у военных - к консерве типа «каша с мясом». Рассказывают, что холодной ее кушать невозможно – каша будто зацементирована, а греть в полевых условиях не на чем, разогревательный элемент не предусмотрен.
Иногда армейским готовым наборам продуктов находят альтернативное применение.
«Ребята ими делятся с местными: вкусно-не вкусно, но люди хоть что-то поели. И тогда можно получать какие-то сведения, где какие группировки расположены. Есть такие моменты в работе с местным населением», - делится хитростями Браславский.
«Авика» уже разработала новые виды питания для военных, в том числе, качественные сухпаи, которые закупают благотворительные фонды. К примеру, каша с мясом, действительно, содержит много мяса, в набор входят готовые к употреблению первые блюда и сладости. Стоимость дневного комплекта из трех меню для солдата – около 150 грн, Минобороны пока такую роскошь себе позволить не может.
Представители «Волонтерского десанта» привлекли специалистов, в том числе, диетологов извне – в МОУ таковых нет по штату - и, с учетом пожеланий военных, вместе разработали доступный, но приниципиально новый сухой паек, который ждет утверждения в санэпидемстанции. Из-за бюрократии Петреня не берется предсказать, в какой перспективе военные попробуют этот паек, но надеется, что согласование не затянется на годы.
Чего не даст ВСУ
Пока представители «Волонтерского десанта» борются за бюджет и «выбивают» подписи на килограммах документации для того, чтобы заменить одну консерву на другую, волонтерские инициативы по питанию в армии развиваются.
Группы «Кухонная сотня», «Кулинарная сотня», «Крылья Днепра» и другие производят для бойцов силами активистов сухие смеси для приготовления борщей и супов, сушеное мясо, незаменимое в рационе разведчиков, сухофрукты и даже мюсли, которые можно кушать со сгущенкой. «Сушка» удобна в транспортировке и приготовлении, питательная и вкусная.
«Почему Минобороны не хочет сделать энергетические наборчики, которые делаем мы? Немножко орешков, немножко кураги, немножко изюма - пакетика на 50-60 гр в день хватает ребятам, чтобы утолить чувство голода при выполнении боевой операции», - говорит Браславский.
По непонятной автору причине в армейском питании (кроме летной нормы и особых случаев) напрочь отсутствуют цельное молоко и кисломолочные продукты. В МОУ это объясняют тем, что молокопродукты - скоропортящиеся и их можно легко повредить при транспортировке. Между тем, в армиях других стран военным дают и молоко, и йогурты. В Украине же «молочка» входит в число «вкусняшек» и остается пока на плечах волонтеров.
«Шоколад почему не дают? Это же энергетическая еда. Шоколад всегда присутствовал в армейском пайке», - продолжает удивляться Браславский. А фотокорр LB.ua Макс Требухов отмечает, что недавно ему довелось попробовать черный шоколад, который входил в состав пайка германской армии во время второй мировой. Этот шоколад сохранился до наших дней – по словам коллеги, у него «до сих пор прекрасный вкус».
Действительно, несмотря на то, что украинский президент Порошенко владеет крупнейшим в стране бизнесом по производству шоколада, до сих пор бойцы в АТО получают этот деликатес только от волонтеров. Сами активисты уверены: если бы чиновники и генералы наверху не воровали, то можно было найти деньги и наладить питание бойцов на должном уровне – было бы желание.
Call using SkypeSend SMSLearn moreYou'll need Skype CreditNo Skype credit required