"18 июля у нас начали бомбить, - рассказывает LB.ua Тамара Михайловна Светличная, пенсионерка из города Попасная Луганской области, - до этого было тихо. Пришлось прятаться по подвалам, как-то раз 5 часов просидела. А потом, в какой-то день, было затишье, так я быстро собрала вещи, документы, забронировала место в автобусе и поехала. Дорого выехать вообще, поэтому многие и остаются там. Денег нет, пенсии не приходят, банки не работают, хлеб по 6 гривен. Мне пришлось заплатить 300 гривен за то, чтобы меня довезли до Харькова. А потом на электричку, и в Киев. Живу сейчас в Броварах у своей снохи, вот хочу зарегистрироваться, чтобы хоть пенсию перевели".
В Киеве регистрируют переселенцев на ж/д вокзале на втором этаже. Для регистрации необходимо иметь при себе лишь паспорт и идентификационный код, для детей - свидетельство о рождении. На месте заполняется заявление.
"Я сразу собрала все документы, как только это все началось, и носила их с собой, на всякий случай. Самое главное - выехать с того места, где тебя могут убить. А такой случай может представиться в любой момент" - добавляет Тамара Михайловна.
На месте регистрации переселенцев большая очередь. По словам сотрудников МЧС, в день приходит около 300 человек. "Мы с дочкой тут уже 40 минут стоим, - говорит Татьяна Михайловна Кинченко из Луганска, - приехали еще 4 августа, вот, хотим зарегистрироваться, стать на учет, может, работу какую найти. Возвращаться нам некуда, наше жилье уничтожено. Будем оставаться в Киеве, пока не закончится война".
Татьяна Михайловна с дочкой поддерживали Евромайдан и бойкотировали референдум. По их словам, голосовали за ЛНР и ДНР представители старшего поколения, бабушки и дедушки, прожившие жизнь в СССР. Уехать из родного города семейству Кинченко пришлось тогда, когда в их дом, в соседний подъезд, попал снаряд. Сейчас живут у родственников. Связи с Луганском нет уже 12-й день, говорят, что город на 30% разрушен и из 500 тысяч населения осталось лишь около 180 тысяч. По официальной статистике, по состоянию на 5 августа, в Луганске остается 250 тысяч мирных жителей.
Переселенцам с Донбасса приходится решать многие проблемы, в том числе — искать жилье и работу. Некоторые сталкиваются с предвзятостью по отношению к переселенцам. Анастасия Лаврушкина из города Алчевск Луганской области раньше преподавала в Высшем военном училище. Девушка пришла устраиваться на работу в Киеве, и у нее сразу спросили, кого она поддерживает в военном конфликте. Не за террористов ли она? "Мне некуда возвращаться, мой город разбит. Скорее всего, я уже не вернусь в Алчевск, буду обустраивать свою жизнь здесь, - говорит Анастасия. - А как я смогу найти работу и квартиру, если в глазах работодателей и риелторов я сепаратистка и террористка? Я ведь не звала ЛНР в Луганск, я не голосовала за них на этом, с позволения сказать, референдуме! Я виновата лишь в том, что родилась в Луганской области..."
"У меня в городе никто не хотел в Россию, только нас ведь никто не спрашивал. Пришли, провели референдум, не обращая ни на кого внимания, и все. А референдум-то - цирк! Выдали листочки формата А5, на черно-белом принтере напечатан вопрос и два варианта ответа: да/нет. Где гарантия того, что это именно мой голос? Я такие референдумы могу каждый день проводить, дайте только принтер распечатывать "бюллетени", - объясняет Анастасия Лаврушкина.
Связи с Донбассом практически нет, но иногда все же удается дозвониться, говорят переселенцы. В захваченных террористами населенных пунктах не работают банки и магазины, продуктов нет, газа и воды - тоже, электричество кое-где еще имеется. Те магазинчики, которые еще не закрылись, подняли цены на товары в несколько раз. На вполне логичный вопрос: "Почему не уехали раньше, когда еще не началась активная фаза АТО?", отвечают одно и то же: "Думали, обойдется. Кто ж знал, кто мог предвидеть, что такое начнется?"
По данным СНБО, по состоянию на 1 августа количество переселенцев из Донбасса составляет 62 500 тысячи людей. Многие еще остаются под пулями, потому что не имеют возможности выехать. У некоторых хозяйство, бизнес, дети, бабушки/дедушки. Другие прожили всю жизнь на Донбассе и не собираются его бросать. Кто-то боится выезжать, потому, что это тоже опасно: могут в лучшем случае высадить из автобуса, в худшем — расстрелять.
Война не имеет территориальных границ, в отличие от АТО. Украинцам придется осознать, что разгромлена квартира не какой-то там семьи в Луганске, а их соседа. А хорошие соседи помогают друг другу.
Что нужно для регистрации
Чтобы зарегистрироваться, нужно иметь при себе паспорт и идентификационный код, для детей - свидетельство о рождении. На месте заполняется заявление. Если есть какие-то проблемы с документами, например, потерялись, остались дома или уничтожены, направляют на бульвар Шевченко, 27, там находится паспортный стол для граждан-переселенцев. После делается запрос в родную область, и, по словам сотрудников МЧС, в течении месяца вопрос должен быть решен.
Сам процесс регистрации происходит следующим образом: нужно взять заявление, заполнить его, выждать свою очередь. Затем человек проходит внутрь небольшого помещения, где стоит пять столов от различных социальных структур. Сначала переселенцу нужно подойти к столу Департамента социальной политики, а затем туда, куда ему необходимо, в зависимости от его социальных потребностей. В частности, свои услуги предоставляет Департамент образования, Департамент строительства, Главное управление пенсионного фонда Украины. Тут же можно получить консультацию по трудоустройству. Все это проходит под надзором МЧС и согласовано с КМДА.