ГоловнаСуспільствоЖиття

Діти, яких забули на війні

Более 600 детей из детских домов, домов малютки и школ-интернатов стали заложниками боевиков ДНР и ЛНР.

Фото: EPA/UPG

18 июня был издан указ ДНР о том, что детей с территории республики можно вывозить только в Российскую федерацию. Широкой общественности о происходящем стало известно 12 июля, когда вооруженные люди пришли в интернат в городе Марьинка и пытались заставить его руководство подписать разрешительные документы на вывоз детей в Россию.

Закончилось тем, что боевики перевезли 54 ребенка из Марьинки в помещение школы-интерната №1 в Донецке. Там уже содержится, фактически, под стражей, 93 ребенка. Насколько удалось выяснить LB.ua, переговоры об освобождении этих детей - эвакуации их в другие области страны - ведет множество правительственных и неправительственных организаций, к делу подключились ОБСЕ и ЮНИСЕФ. Но ДНРовцы соглашаются отпустить детей исключительно в Россию.

На данный момент эвакуировать детей из интернатов и детдомов с территорий, контролируемых сепаратистами, невозможно. Таким образом, заложниками боевиков стали более 600 детей из различных учреждений, в том числе малыши из домов малютки и инвалиды из специнтернатов.

Возникает закономерный вопрос - почему же все эти детдома и интернаты не эвакуировали раньше, до 18 июня? Например, LB.ua задавался этим вопросом еще 16 мая, когда писал о семьях с детьми, переселившихся под Киев из Славянска и Краматорска.

Тогда Дарья Касьянова, руководитель проекта "Сиротству — нет" фонда Ахметова "Развитие Украины", говорила, что многих детей забрали домой родственники (в основном, воспитанники интернатов и детдомов не являются сиротами, просто их семьи неблагополучны), некоторых воспитатели увезли на отдых в летние лагеря, но массовая эвакуация не объявлялась и потому не проводится.

LB.ua обратился к ней с тем же вопросом сегодня (Касьянова является самым компетентным экспертом по ситуации с донецкими интернатами и детдомами, она сама находится в Донецке). “Министерство образования не давало указаний проводить эвакуацию, - ответила Касьянова. - Школы-интернаты ведь подчиняются МОН. Кроме того, детей нужно вывезти куда-то, для них должны быть места. Предствители МОН говорили о местах в других интернатах страны, но информация об этих местах не подтвердилась”.

Специнтернаты, в которых содержатся дети-инвалиды, находятся в подчинении Минсоцполитики, дома малютки - в подчинении Минздрава. Еще два месяца назад правительство должно было принять решение о том, чтобы увезти всех этих детей подальше от войны, но не приняло.

Аналогично решение не принималось на уровне области.

“До последнего времени руководство Донецкой области не видело в сложившейся ситуации опасности для этих детей, - говорит представитель Уполномоченного по вопросам соблюдения прав ребенка Аксана Филипишина. - Я не хочу комментировать действия правительства, просто скажу, что если вывозить детей - то нужно было предложить какие-то варианты, куда их везти. Руководители учреждений никаких указаний и распоряжений по этому поводу не получали”.

Можно не сомневаться, что если бы для вывоза сирот не нужно было разрешения от госструктур, волонтеры в частном порядке спасали бы этих детей в первую очередь. Но волонтеры были бессильны, и дети остались в Донецке.

По словам Аксаны Филипишиной, “переговоры ведутся всеми возможными способами”. Кроме того, служба Уполномоченного обращается в различные российские инстанции с просьбой в случае чего не пропускать автобусы с детьми на территорию РФ.

Российскому государству наши сироты, конечно, нужны не больше, чем украинскому. Для украинского государства не выпустить детей из страны - дело принципа, как же, ведь дети украинские и должны, конечно, оставаться дома. Для российского государства принять сирот из Донецка - вопрос пропаганды. “Спасаем братьев-новороссов от карателей из бандеровской хунты, слава Путину”.

А что, собственно, нужно детям? Предположу, что меньше всего им нужно оставаться там, где они могут стать случайными (о другом даже думать не хочется) жертвами войны. Воспитанники интернатов и детдомов, которых забыли на передовой, - наверное, не самые счастливые дети в мире, и совсем уж кощунственно превращать их в предмет политических торгов.

Возможно, Украине стоило бы стать той матерью, которая согласится отдать младенца другой женщине, лишь бы его по приказу царя Соломона не разрубили надвое. Боевики согласны отправить детей в безопасное место в России? Может, стоит проверить, не блефуют ли они, готова ли Россия действительно принять на отдых украинских детей? (Потому что уже была история, когда детей из Славянска отправили в “Артек”, но оказалось, что их там не ждут).

В противном случае мы уподобимся той же России, которая предпочитает, чтобы ее дети-инвалиды гнили в интернатах, но ни в коем случае не попали в приемные семьи в США.

Вікторія ҐуерраВікторія Ґуерра, журналістка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram