Между совещаниями один из координаторов движения Алексей Гриценко дает интервью журналистам Wall Street Journal. LB.ua – следующий на очереди.
- После поездки на Межигорье около 2000 автомобилистов получили повестки в ГАИ. У некоторых отобрали права. Наказывают даже тех, кто не ездил в Межигорье или в Черкассы. Людей это только озлобляет.
Вполне успешный 34-летний айтишник Алексей Гриценко еще несколько месяцев назад играл в хоккейном клубе «Беркут-2» и, конечно, не мог предположить, что вскоре спецназовцы из одноименного подразделения милиции будут жестоко избивать его друзей и уничтожать их автомобили. В воскресенье, 26 января, команда аматорской хоккейной лиги была переименована в «Феникс» - чтобы не иметь ничего общего с преступниками в погонах. По случайному совпадению, в то же воскресенье революционеры освободили здание «Украинского дома», в котором теперь вчерашний ледовый нападающий Гриценко вполголоса рассказывает, как вечером того же дня ездил в Черкассы на мирный митинг, обернувшийся для всех участников ловушкой.
Черкасская западня
- Когда мы планировали эту поездку, в штабе Евромайдана обещали, что дадут нам в поддержку отряд самообороны, но в итоге отряд не дали, потому что была угроза штурма. Тем не менее, люди говорили, что если собрались ехать - надо ехать. Кто-то сказал, что это бессмысленно, но к тому времени уже все телеканалы и радио рассказали, что мы туда поедем - и мы решили выезжать. Прибыли под здание администрации, собрались постоять, сходить в МакДональдс, который находится рядом, потом отдохнуть – а на утро решить, что делать. Подъехали к ОГА - а там все заблокированно, в окнах деревянные столы. На втором этаже окна открыты – нас оттуда сразу начали поливать водой. Ребята в ответ стали бросать снежки. Тут прибежали пару человек в масках, начали кидать "коктейли Молотова". Выскочил Беркут, побил машины, 7 человек наших повязал, многих избили. Мы еще успели вернуться к машине, в это время подъехал автобус Беркута – на нас сразу оружие направили прямо в присутствии народных депутатов, журналистов.
Провокаторы скрылись сразу после того, как бросили бутылки с зажигательной смесью. Под удар попали те машины, которые стояли ближе всего ко входу. Кто успел – уехал. Кто-то убежал. Беркутовцы ловили убегающих, нападали с дубинками и добивали упавших.
Сергей Хаджинов – один из координаторов поездки, по его собственным словам, просто стоял у автомобиля и, когда к нему подошли милиционеры, попросил показать удостоверение. В этот момент его ударили сзади. Благо, у Сергея был GPS датчик, и он успел среагировать - нажать тревогу. Приобор сообщил о его местонахождении, позже друзья сверили адрес – он совпадал с координатами Сосновского РОВД. Готовились к суду, но следователь обманул их, сказав, что суд будет 29 января. О начавшемся на день раньше заседании узнали случайно, позвонив в отделение, чтобы узнать, как дела у их задержанного товарища.
Хаджинову и другим избрали меру пресечения в виде нахождения под стражей – 2 месяца в СИЗО, ставшие уже стандартом для всех задержанных на акциях Майдана. Им относительно повезло: угрозы для их жизни нет, об их местонахождении знают, о них заботятся, отстаивают их права и помогают, как могут. Активисту общественной организации "Правовое пространство" Олегу Собченко удалось избежать тюрьмы только через больницу.
- Очень сожалею о том, как сильно пострадал Олег. У него большая потеря крови, 10 см шов на голове, колени поломаны, - свидетельствует активист Ярослав Гончар. Он видел Собченко на пресс-конференции, которую 29 января по итогам поездки в Черкассы дала Татьяна Чорновол, после чего его отвезли в клинику. Гончар не по наслышке знает о том, как бьет «Беркут» - он сам попал «под раздачу» и лишился автомобиля еще 19 декабря, во время переговоров Кличко с Януковичем, когда несколько автомобилей «Автомайдана» встретились с несколькими десятками автобусов агрессивно настроенных спецназовцев на выезде из Киева. Активист все еще должен находиться под присмотром врачей, но приехал в штаб, чтобы участвовать в обсуждении важных дел.
Внимание, розыск
Другого координатора движения – Дмитрия Булатова, предпринимателя и отца троих детей, а до недавнего времени лица «Автомайдана» – товарищи разыскивают уже вторую неделю. Последний раз с ним общались 22 января. За информацию о Дмитрии назначили вознаграждение в размере $ 10 тыс, в воскресенье эту сумму увеличили до $ 25 тыс – но новостей по-прежнему нет.
- Дима выступал перед прессой, он работал с людьми, которые к нам обращались, вел учет автомайдановцев и другие дела. Он очень много тянул на себе, его выпадение из коллектива значительно ослабило нас организационно, - говорит Гриценко.
Сложно придумать что-то тревожнее неизестности – Гриценко признает, что часть коллег испугались случившегося. Другие же поняли, что бояться – это прямой путь к поражению, поэтому, наоборот, еще больше сгруппировались и усилили меры безопасности.
- Его ищут и спецслужбы милиции, и наши люди со связями, и те, кто может, из народных депутатов. Проверяли все пограничные зоны, по камерам, по всем сведениям - он не пересекал границу, - рассказывает пресс-секретарь «Автомайдана» Катерина Бутко. Катерина, как и ее товарищи по движению, по-прежнему верит в то, что Булатов и другие пропавшие без вести живы. Кроме Булатова, разыскивают также Алексея Петруненко, Александра Шевченко и Александра Онищенко. Возможно, они без сознания где-то в больницах. Может, сами прячутся. Но Гриценко склоняется к тому, что ребят похитили. Известно, что Дмитрию Булатову накануне его исчезновения приходили смс с угрозами.
Движение в Европе
У самого молодого лидера движения, «парня в оранжевом» Сергея Кобы, под арест попало все недвижимое имущество. 23 января, после инсайдерской информации о том, что его самого вот-вот собираются арестовать, активист перебрался за границу, но не спрятался, а возглавил движение в Европе. Некоторые участники группы Автомайдан на facebook осуждают Кобу. Мол, позвал людей на Грушевского, а сам сбежал. Однако Бутко от имени движения одобряет то, что он успел выехать:
- Нам совсем не нужно, чтобы был еще один человек в тюрьме. Сейчас он в Европе создает «Автомайдан» - в понедельник в Австрии они пикетировали резиденции Клюева и сына Азарова.
В Вене Сергей Коба также организовал митинг у Министерства внутренних дел Австрии - с просьбой проверить деятельность украинских олигархов, а также предоставить политическое убежище и медицинскую помощь пострадавшим от действий украинских властей. Перед этим он провел митинг в Давосе, во время Всемирного экономического форума. В середине января Коба побывал с «Автомайданом» в Париже, где колонну украинцев даже охраняла полиция. В ближайшее время активист с колонной диаспорян автопробегом планирует посетить другие страны Евросоюза, где спрятаны офисы и дома «регионалов». Он объявил в интернете об открытии 2-го фронта наступления на власть Януковича.
Планы на будущее
Лишившись нескольких лидеров, «Автомайдан», тем не менее, стал еще более сплоченным и начинает приобретать очертания организации, которую в будущем планируют зарегистрировать официально. Точную структуру и систему безопасности участники не раскрывают, но уже определен временный орган управления и принятия политических решений – 25 человек, пользующихся наибольшим доверием и авторитетом, участники «Автомайдана» с самого его старта. Более широкий «костяк» движения составляют 150 активистов. За ними ведется охота со стороны правоохранительных органов, у которых, по словам Гриценко, есть список с фамилиями и номерами авто.
- Стоит задача их арестовать, обвинить в «массовых беспорядках» и привлечь к уголовной ответственности. "Милиционеры" у же начали ходить по домам. К одному парню, которого я знаю лично, пришли и сказали, что его машина кого-то сбила. А мы-то знаем, что она никого не сбивала, а осталась в Черкассах разбитая.
Перед входом в штаб в «Украинском доме» – ящик для сбора пожертвований на ремонт автомобилей. В середине – множество крупных купюр. Сочувствующие на facebook жертвуют и дистанционно, перечисляя деньги через банк.
- Сейчас нужно восстановить людей, поставить на ноги пострадавших. Восстановить автомобили – насколько возможно. Организуем патрули по городу. Развозим раненых и других пострадавших по больницам. Доставляем депутатов в те точки, где они нужны. Или, например, едет фура с дровами – надо ее разгрузить и завезти в город, кто, как не мы? – перечисляет Гончар самые важные функции движения.
Продолжатся публичные акции в защиту задержанных. Один из инициаторов «Автомайдана», руководитель «Дорожного контроля» по оперативной работе Андрей Дзиндзя, проведший почти 2 месяца в изоляторе, не смотря на все ухищрения охраны и отдаленную камеру, хорошо слышал новогодний салют, который устроили для него друзья. Он знает, как укрепляют силу духа такие акции.
- Будем жестко наводить порядок в сфере ГАИ - я вижу, они очень расслабились. Юридически подковывать водителей, помогать митингующим. Автомайдан действует совместно с Дорожным контролем. Очень много водителей в принципе не знают, как вести себя с теми же гаишниками - делают глупости, а потом ходят по судам. У нас же практика уже 5 лет: что говорить, как предотвращать их правонарушения, - Дзиндзя, освобожденный из под стражи прямо в зале суда 27 января, полон энергии и желания действовать.
Колесницы Майдана
После двух ловушек, в которые попали автомайдановцы, арестов и исчезновения участников, в первых пунктах на повестке дня – вопросы безопасности. Проверка информации, проработка маршрутов движения. Несмотря ни на что, движение постоянно расширяется:
- Огромное количество людей к нам прибывает, записываются, говорят свои возможности. Людей не запугать – и это больше всего вдохновляет, - улыбается Гончар. Он раскрывает небольшой секрет: Автомайдан уже вышел на национальный уровень, ячейки созданы в каждом регионе. - Налажена координация с областными региональными подразделениями. Люди самоорганизовались, мы проводили инструктаж. Только Львов готов предоставить 700 автомобилей.
На отдельных акциях уже собирается до 2 тыс участников. В группе Автомайдана на facebook – больше 7,5 тыс человек. Теперь в составе движения есть отряд байкеров. Вчера президент мотоклуба «Нічні птахи» Иван Рудяк выступил на Громадском ТВ с призывом к мотоциклистам присоединяться к протестам. В первый же день в отряде насчитывалось несколько десятков человек.
- К нам часто подходили мотоциклисты на улице и просили, чтоб мы их объединили в одну группу, чтоб они могли действовать сообща. И чтобы другие, которые сидят дома и не выходят, узнали, что мы есть, и нас много. Поначалу группа будет работать на своих автомобилях, у кого они есть, в экипажах других машин и пешком. К весне спадет температура – все сядут все на мотоциклы и будут активно участвовать в процессе. Главное - иметь желание и сделать поступок. Прийти и заявить о себе. Все остальное приложится, - говорит Рудяк.
Иван уверен – Автомайдан продолжит действовать после революции, бороться с режимом, с коррупцией, независимо от того, кто будет у власти. Несколько десятков человек уже записались в отряд – всего же в Украине 30 тыс. мотоциклистов. С учетом того, насколько сплоченная эта формация - потенциал для роста огромный.
Автомайдан может стать активным элементом гражданского общества. Мы еще рассматриваем идеалистическую модель - создать в Украине «Антикоррупционное бюро» по праобразу польского.
— Алексей Гриценко
К разговорам о компромиссах с властью автомобилисты относятся скептически. Все понимают, что, после всех обманов и ловушек, Януковичу доверять нельзя – нет никаких гарантий, что он выполнит условия соглашений. Однако Гриценко не исключает, что удастся достигнуть договоренностей с бизнесменами, приближенными к Партии Регионов. По его мнению, все предприниматели хотят одного – сохранить бизнес и легально работать в правовом поле. Вместе с тем, он знает: «верхушка» регионалов будет делать все, чтобы навредить «колесницам Майдана», чьи визиты «в гости» к некоторым власть имущим доставляют тем немало проблем:
- По нашей информации, непосредственно Ефремов, Портнов и Лукаш категорически против «Автомайдана», и они настаивают на том, чтобы участники движения понесли наказание. Потому что мы для них - реально серьезная сила, которая может им противостоять, - убежден активист.
***
Сегодня ночью в Киеве сожгли более 20 автомобилей, еще ряд лековушек побили битами. Государство открыло «сезон охоты» на Автомайдан?