В Украине ныне тоже днем с огнем не сыщешь квалифицированного сварщика или фрезеровщика, столяра, плиточника или электрика. Толкового водителя — и то не сыщешь. Согласно статистике, в 2010-2011 гг число студентов на 10 тысяч украинского населения составляло 550 человек, а учащихся профтехучилищ - почти в 6 раз меньше. В Харькове на одного будущего рабочего приходится 14, в Киеве – 28 студентов.
Такой перекос чреват определенными последствиями. Не страшно, когда человек с высшим образованием выполняет квалифицированный рабочий труд. К примеру, наладчику ЧПУ, программисту, компьютерщику-деловоду, электрику-монтажнику высшее образование может пригодиться. Но в то же время, выпускники многих вузов не могут работать рабочими, а по профессии им некуда устроиться.
Профтехучилища ведет неустанную борьбу за выживание. Материально- техническая база устарела (изношенность оборудования в машиностроительных, аграрных, полиграфических, транспортных и др. училищах составляет 96%), за последние 2 года в Украине не издано ни одного учебника для будущих рабочих! Частные профессионально-технические учебные заведения, не имея ни кадров, ни базы, штампуют низкоквалифицированных рабочих, в т.ч. водителей, что особенно заметно на дорогах. Государственная служба занятости паразитирует на процессах переподготовки кадров, усугубляя проблемы в системе.
Вывод напрашивается сам собой: государство не способно решить проблему подготовки рабочих кадров. А это чревато глубоким социально-экономическим кризисом. Ибо доказано, что деквалификация на один рабочий разряд в производстве ведет к 10% уменьшения производительности труда.
Украине нужна революция в системе подготовки кадров. Следует на законодательном уровне осуществить переход от чисто государственной к дуальной системе подготовки рабочих. Такая система действует в Германии и других странах. Государство финансирует теоретическую подготовку и социальную защиту будущих рабочих, а бизнес – практическую подготовку. Учащиеся три дня учат теоретические предметы в лицеях, а остальное время отрабатывают практические умения и навыки на производстве. Для этого в Налоговый Кодекс надо внести изменения, которые позволят бизнесу суммы до 5% фонда зарплаты направлять на подготовку кадров и, при этом, включать их в валовые расходы предприятий. Сумма за год набежит по стране немаленькая – около 15 миллиардов гривен. Ныне на всю систему профтехобразования тратится мизер - около половины этой суммы. Отсюда бедственное положение профтехучилищ, да и вузов тоже. Законодательно нужно обязать предприятия создавать рабочие места для прохождения практики как для рабочих, так и студентов.
Уверен, что позитивных изменений не достичь, если проблемой подготовки рабочих кадров будет заниматься нынешнее интегральное министерство образования, созданное по принципу «у семи нянек дитя без глазу»! Новые программы, содержание образования, современные методы, прямые договора с предпринимателями – все это устарело на век. Нужно создавать Национальное агентство по подготовке рабочих кадров. Стратегическое руководство Агентством должен осуществлять Наблюдательный совет из представителей работодателей, учебных заведений, государства и профсоюзов.
И еще об одном. О центральной фигуре в подготовке рабочих. О фигуре мастера-наставника, профессионала, способного «блоху подковать». Если государство не найдет способа их стимулировать, бережно растить и поддерживать ничего путного с этой затеи не выйдет. Ныне в Украине в системе профтехобразования работает немногим больше полтора десятка тысяч педагогов производственного обучения. Нужна современная оплата труда и система их стимулирования. Ибо за зарплату в 1,5 тысяч гривен на эти должности никого толкового не найдешь.
И как ни крути, уважаемый читатель, мы не избежим разговора об оплате труда в Украине. То, что зарплата составляет около 32% от ВВП страны – это беда! В США, Европе – этот показатель более чем в 2 раза выше. Отсюда следует, что в год в Украине наемным работникам не доплачивают около 500 миллиардов гривен. Отсюда и популярность всех рабочих и инженерных профессий!
Подытоживая эту статью, скажу, что проблема подготовки качественных рабочих, инженерно-технических кадров – это проблема номер один для экономики страны, ее национальной безопасности.