Паломники приобретают в местном маркете, где идет бойкая торговля сувенирами, крещальные рубахи и по удобным пандусам спускаются к воде для погружения в священную реку. После омовения паломник получает сертификат (на родном языке), который свидетельствует о том, что он действительно принял святое омовение в тех же водах, что и Спаситель мира.
Центр по приему христианских паломников «Ярденит» был организован несколько десятилетий назад предприимчивыми израильтянами из соседних кибуцев (сельскохозяйственных общин). Символическое место Крещения стало очень посещаемым. Но для тех историков, которые находятся в поисках примеров фальсификаций святых мест, это не повод для триумфа.
Дело в том, что для паломника, посещающего Святую Землю, погружение здесь – это чуть ли не единственная возможность принять в водах Иордана «второе крещение». Потому, что большая часть этой реки, ниже по течению – это естественное топографическое обрамление восточных границ государства Израиль, а значит – государственная граница, которая с другого берега уже является пограничной зоной Хашимитского Королевства Иордания.
Повествование евангелистов-синоптиков вообще обходят описание и название местности, где происходило Крещение Христа, только св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, четко указал название местности:
«Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн»
(Ин.1:28)
Подлинное место Крещения Христа Спасителя от св. Иоанна Предтечи на Иордане, о котором было известно ещё на заре христианства, длительное время оставалось неизученным из-за объявления иорданской стороной в этом районе закрытой военной зоны, т.к. по Иордану после Шестидневной войны 1967 года проходила «линия прекращения огня» с Израилем. Только после заключения мира в 1994 годуздесь были начаты археологические исследования, в ходе которых были обнаружены уникальные находки: гончарные изделия, монеты и развалины древней базилики. Кстати, в этом регионе археологами также была обнаружена постройка III в. с великолепной мозаикой. Ученые предполагают, что это один из древнейших храмов в мире.
Совокупная информация евангельского повествования и записей паломников византийского и более поздних периодов позволила определить место Крещения Господня в Вади Харрар.
Паломнический маршрут в древности пролегал из Иерусалима в Иерихон и затем через Вади Харрар к холму св. пророка Илии и далее на гору Моисея (гора Нево). Большая часть маршрута шла по римской дороге построенной императором Адрианом в 129 году по Р.Х. Стоявшие на ней через определенное расстояние столбы до сих пор археологи находят вдоль этой некогда оживленной магистрали.
Сегодня почти нет сомнения, что Вади Харрар – это тот самый «Вифавар при Иордане» (Ин. 1:28) где и был крещен Господь Иисус Христос. Другая традиция именует это же место «Вифания за Иорданом», т.е. с четким указанием на Восточный берег, т.к. «за» несомненно, означает «на другом от Иерусалима (берегу Иордана)». Это уточнение, фактически присутствует в евангельском повествовании св. Иоанна Богослова: «И пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн» (Ин. 10:40)
Название «Вифавар» происходит от «Бет Абара», что в переводе с древнееврейского языка означает «дом на переправе». «Вифания» может быть производным от ивритского «Бет Анния» («дом лодки»). Скорее всего, так могли назвать поселок рыбаков, в известной близости от которого проповедовал, совершая крещение св. Иоанн Предтеча. Можно предложить ещё один вариант происхождения названия «Вифания» от древнееврейского «Бет Айнон, Бет Айнаим» («дом источника»). Современное название Вифании «Аль-Махтас», что в переводе с арабского языка означает «место Крещения».
На уникальной мозаичной карте VI в. по Р.Х., которая находится в храме св. Георгия Победоносца в Мадабе (Хашимитское Королевство Иордания), место Крещения названо «Айнон, который ныне Сафсафас». «Сафсафас» в переводе с арамейского языка означает «ива». И сегодня ива, самое распространенное растение в этой местности.
Примечательно, что «Вифавар» на этой же мозаичной карте изображен с западного берега реки Иордан, т.е. со стороны Иерусалима. Скорее всего, название «Бет Абара» – «дом на переправе» эта местность получила ещё при Иисусе Навине. Именно здесь израильтяне воспользовались древней переправой через Иордан при вступлении в Обетованную Землю. Судя по всему, эта переправа сохранялась и в более поздние времена: «Гедеон же послал послов на гору Ефремову сказать: выйдите на встречу Мадианитянам, и перехватите у них переправу через воду до Бефвары и Иордан. И созваны все Ефремляне, и перехватили переправы через воду до Бефвары и Иордан» (Суд. 7:24-25).
Известная паломница Егерия, чьи записи помогли идентифицировать место Крещения Христа-Спасителя, утверждала в 385 году, что и она в этом месте «пересекла Иордан, идя от Иерихона».
Позднее, по свидетельству летописца Феодосия (ок. 530 г.) при византийском императоре Анастасии (491-518 гг.), на участке, которое предание отождествляло с Местом Крещения Господня прямо на берегу реки, построили базилику. Руины этого храма были обнаружены археологами в 1996 году. Уникальность базилики императора Анастасия заключалась в том, что при традиционной трехнефной планировке в алтарной части располагался большой баптистерий, который находился предположительно на том месте, где был крещен Спаситель мира Иисус Христос.
К воде из базилики вели мраморные ступени, которые также были обнаружены учеными во время археологических работ. С обнаружением ступеней подтвердилось сообщение паломника Антонина из Пьченцы, который в 570 годупосетил эти места: «рядом с Иорданом…. Где Господь был крещен, в месте, где вода возвратилась в свое русло…. Мраморные ступени сходят в воду». Обнаруженные археологами ступени как, оказалось, хранили память не только о благочестивых паломниках, которые, переоблачившись в «крещальные рубахи» босыми спускались для погружения на протяжении нескольких веков. Ступени сохраняли «эпиграфическую» память и о рыцарях Готфрида Бульонского, которые, как и в Храме Гроба Господня оставляли изображения крестов остриями своих мечей, а также о доблестных воинах Салах-ад-Дина, которые также не стыдились оставить свои «автографы».
По прошествии ещё ста лет (670 г.) Аркулфий из Франции также оставил важные сведения: «…На излучине реки стоит небольшая квадратная церковь, построенная, как утверждают, на том месте, где покоились снятые Господом одежды, в то время как Он крестился. Туда нельзя ступить, т.к. она (церковь) опирается на четыре каменных свода, возвышающихся над протекающей внизу водой».
В результате пристального изучения археологами руин древнего храма на месте Крещения было заключено, что базилика перестраивалась не менее пяти раз – в V и VI вв. – так как её постоянно разрушали разливы реки и землетрясения.
Дело в том, что живописная рифтовая долина реки Иордан является северной частью Сирийско-Африканского разлома, самой длинной (6440км) и самой глубокой (416 м ниже уровня моря) трещины на поверхности Земли, протянувшейся от юго-востока Турции, через Сирию к северной части Африканского континента. В результате частых землетрясений русло Иордана даже становилось безводным на некоторое время. Сейсмическая нестабильность этого региона послужила причиной того, что в древности, во время очередного землетрясения река Иордан поменяла своё русло, отступив от недавно обнаруженных руин базилики, так далеко, что сегодня необходимо пройти несколько сотен метров, чтобы приблизиться к берегу реки. Только мраморные ступени, когда-то спускавшиеся к реке, и сам баптистерий, напоминают о том, что здесь когда-то плескались воды священной реки.
Если со стороны Иордании к месту Крещения Господня можно попасть на протяжении года беспрепятственно в любой день, то со стороны Израиля существуют ограничения. Попасть сюда можно только под усиленной охраной Армии обороны Израиля и только два раза в году – в Великий Вторник на Страстной Седмице и в Крещенский сочельник, накануне праздника Богоявления.
Праздник Крещения Господня празднуется Православной Церковью 6 (19) января. У нас в этот период года стоят традиционно самые сильные крещенские морозы. А здесь, на Иордане, в это время почти весна. В Крещенский сочельник, как и в сам праздник Богоявления, по уставу Православной Церкви полагается совершать Великое освящение воды. Здесь на Святой Земле этот чин традиционно совершает глава Иерусалимской Православной Церкви. Внешне, здесь, у библейского Иордана Чин освящения воды мало чем отличается от того последования которое совершается у нас. Только вот «иордань» – это не прорубь во льду, в промерзшей реке, а деревянный помост для спуска в лодку, для предстоящего водоосвящения и удобства погружения Креста в священные воды.
Все, что происходит в Крещенский сочельник, здесь на берегу Иордана, способно приблизить к нашему пониманию тот глубокий смысл, который был явлен в Богоявлении два тысячелетия назад. Бог был явлен человеку в Трех Ипостасях. И сегодня взмывающий в небо из рук Иерусалимского Первосвятителя белый голубь восстанавливает евангельские события в нашем сознании, убедительно сообщая, что Библейская история не окончилась Голгофой – она продолжается, и моя жизнь является частью этой Библейской истории – истории Божественной любви Творца к самому хрупкому Его творению – человеку.