Событие такого уровня настолько сильно всколыхнуло как общественность, так и руководство страны, что оставить без внимания очевидные пробелы в безопасности дорожного движения уже не получится. Но для того, чтобы делать выводы, нужно узнать причины аварии в Марганце, а с этим у властей проблемы – прошло больше десяти дней, а сказать точно, почему автобус попал под локомотив, никто не может.
Одно следствие – разные мнения
Главной версией случившегося уже в день аварии сочли нарушение ПДД водителем автобуса. Учитывая то, что видимость на переезде в обе стороны составляет около километра, а семафор работает, сложно предположить, что водитель не заметил локомотив. Тем не менее, в МВД рассматривают все версии, включая самые «экзотические».
«Рассматриваются абсолютно все версии, доминирующая версия - нарушение водителем Правил дорожного движения. В том числе неимоверные - возможность причастности водителя к деструктивным сектам», - сказал начальник пресс-службы МВД Дмитрий Андреев.
Стать причиной роковой ошибки могли многие факторы – подавленность водителя, его неудовлетворительное психическое или физическое состояние, банальная рассеянность. Официально сообщают, что в день аварии шофер Николай Гречко проходил медицинское обследование, однако реальный уровень ответственности на транспортных предприятиях оставляет желать лучшего. Частые проверки перевозчиков уже не раз доказали – к таким вещам, как ежедневная инспекция транспорта и проверка водителей на адекватность, проводятся далеко не всегда. Уже достоверно известно, что с 2004 года Николай Гречко не имел медицинской справки о профпригодности для вождения.
Так или иначе, но все основные версии сходятся в одном – ошибку допустил именно водитель маршрутки. По одной из версий следствия, к аварии привели действия машинистов, однако водители локомотива, которые находятся на реабилитации, за собой вины не чувствуют.
Все фото: new-most.info
Трое человек, которые были в локомотиве на момент ДТП, получили сильнейшее эмоциональное потрясение, и с ними работают психологи. По словам родственников, находившиеся в кабине электровоза люди сделали все, что могли, дабы предотвратить аварию, однако обстоятельства оказались сильнее.
Пока расследование не может выявить точную причину аварии, однако косвенно замешанные в ней люди начинают пропадать без следа. Так, например, владелец рокового автобуса уже сбежал – по неофициальным данным он уехал в Москву прежде, чем его успели задержать. Документы, которые следователи проверили уже постфактум, свидетельствуют о том, что на маршруте должны были работать 8 автомобилей «Мерседес», а вместо этого был только один «Мерседес» и один «Эталон», что в очередной раз возвращает нас к проблемной ситуации в общественном транспорте Украины.
Фантастическое везение
Если внимательно посмотреть на фото автобуса «Эталон» уже после аварии, трудно поверить, что в такой «мясорубке» кто-то мог остаться жив. Тем не менее, из 53 человек восьмерым удалось выжить, и большая часть из них находится в днепропетровской больнице им. Мечникова. Одним из самых везучих пассажиров злосчастного автобуса стал молодой человек по имени Дмитрий Олейник. В страшной аварии он «отделался» сотрясением мозга, сломанным ребром и поврежденной спиной. Сейчас его уже выписали из больницы, оставшееся до полного выздоровления время Дмитрий проведет дома, с семьей.
Относительно хорошо чувствует себя и другая выжившая в аварии женщина – 33-летняя Оксана Бойченко. У нее сломана рука, а также большой шрам на лице, которым уже занялись врачи. Оба пострадавших пришли в себя, однако не смогли пролить свет на причины произошедшего. Оксана и Дмитрий находились в самом конце автобуса и общались между собой, а потому не обратили внимания на то, как водитель смог не заметить приближающийся электровоз. По их словам, оба почти ничего не успели понять перед столкновением, а уже после него пришли в себя, лежа на обочине железнодорожных путей. Оксана Бойченко вспоминает, что когда водитель начал проезжать переезд, другие пассажиры автобуса закричали о приближающемся поезде, однако он их проигнорировал. Тем не менее, почему все случилось именно так, ни Дмитрий, ни Оксана сказать не могут.
Последствия и выводы
12 октября потрясло многих, а также стало благодатной почвой для проверяющих органов всех мастей. Высокое начальство в лице Президента Украины, нескольких министров и глав отраслевых предприятий всех мастей, инициировали громадное количество проверок на железной дороге, в транспортных предприятиях, местных АТП и всем, что связано с транспортом. С одной стороны, это абсолютно правильно, но с другой трагедия быстро забудется, а нарушения – останутся.
Вечером того же дня, 12 октября, с поездом столкнулась карета «скорой помощи» - и снова трагедия произошла на переезде. А к тому моменту про аварию в Марганце знала вся страна. Остановился водитель «скорой», поостерегся за себя и своих пассажиров? - Нет. Одной из причин этих двух аварий стало и отсутствие обычного автоматического шлагбаума, которому положено быть на таких переездах.
Но ответ у «Укрзалiзницi» всегда один – нет денег. Получается, что выделить несколько миллионов в помощь пострадавшим – есть, а финансировать превентивные меры – нет. Тем не менее, определенные положительные сдвиги появились. Конкретно в Марганце на роковом переезде появится либо подземный проезд под рельсами, либо путепровод. То же самое планируют сделать на всех остальных железнодорожных переездах, однако реализация такой программы может занять годы. По мнению первого вице-премьера Андрея Клюева, постройка путепроводов или мостов на всех переездах в стране может занять около 5-7 лет.
Власти не оставили без внимания семьи погибших и пострадавших в аварии людей. Изначально всем им пообещали по 100 тысяч гривен компенсации. На данный момент на благотворительный счет уже перечислено 500 тысяч гривен от «Укрзалiзницi», 300 тысяч - от облгосадминистрации и 7 миллионов гривен - от Кабинета министров. Правда, пока все семьи, кроме трех, получили только по 15 тысяч гривен. Есть одна семья, которой уже не помочь деньгами - 40-летний сын погибшей в аварии в Марганце 73-летней Ольги Левченко Дмитрий покончил с собой. По словам брата покойного, мать была для Дмитрия самым близким человеком, и перенести ее смерть мужчина не смог. Он попрощался с соседями, а накануне ушел в церковь и долго молился. Переговорив с братом последний раз, Дмитрий покончил жизнь самоубийством.
К несчастью, в Украине начинают предпринимать меры только после того, как трагедия уже случилась. Так было со взрывом девятиэтажного дома на Мандрыковской в Днепропетровске; так было, когда украинские ПВО, вероятно, сбили российский самолет с 64 пассажирами на борту; так случилось и в Марганце. Меры безопасности, которые во многих других странах считаются нормой, в Украине становятся таковыми только ценой десятков человеческих жизней.