ГоловнаПолітика

Хитке примирення

Говорить о том, что республики бывшей Югославии пережили гражданскую войну, не совсем правильно. Как и в Украине, в Югославии было вооруженное вторжение другого государства - Сербия пыталась удержать Хорватию, Боснию и Косово с своём составе. Черногория только частично участвовала в этом процессе. Конечно в том, что мы пережили, были некоторые признаки гражданской войны, в основном из-за того, что сербские меньшинства были разбросаны по всей территории Югославии. Но без сербского вторжения войны не было бы. Поэтому мы понимаем, что сейчас происходит в Украине.

Ситуация между странами на Балканах со временем нормализовалась. Мы смогли найти компромисс. В основном, это происходило на уровне государств. Общества во многих регионах шли к пониманию, что нужно жить в мире. Но даже сейчас, если, на первый взгляд, между Сербией и Боснией нормальные отношения, но общественный компромисс все еще не достигнут, а потому конфликт может вспыхнуть снова, несмотря на все заверения политиков.

Президент Сербии Томислав Николич (справа) пожимает руку своему хорватскому коллеге Иво Йосиповичу(экс-президенту на данный
момент) в Белграде в октябре 2013 года
Фото: EPA/UPG
Президент Сербии Томислав Николич (справа) пожимает руку своему хорватскому коллеге Иво Йосиповичу(экс-президенту на данный момент) в Белграде в октябре 2013 года

Многие в Украине надеются, что миротворцы могут положить конец войне. Но их значение часто преувеличивают.

На Балканах «голубые каски» ООН были только очень ограниченным фактором стабильности. Они патрулировали новые границы, которые образовались в результате агрессии, и имели очень ограниченный мандат. Зачастую они даже не могли помогать мирным жителям.

Не думаю, что Украине хотелось бы, чтобы миротворцы встали между войсками и сепаратистами, к примеру в Дебальцево. Это означало бы, что эта граница сохранилась бы на долгие годы. Мало кому нужно подобное миротворчество.

Конфликт в Югославии закончился сразу по нескольким направлением. Во-первых, Хорватия силой оружия вернула все территории, завоеванные сербами. Во-вторых, сильно ощущалась помощь международных посредников: когда в Боснии под давлением США и ЕС были подписаны Дейтонские соглашения. Или когда по Охридскому соглашению международные посредники разделили власть в Македонии между несколькими этносами. Наконец, в-третьих, у нас также был прецедент, когда в результате внешних военных действий Косово отторгли от Сербии в 1999 году.

Интересно, что когда не было международного посредничества, агрессор постепенно тратил весь свой потенциал и соглашался на условия, казалось, более слабого противника. Так было с Хорватией и Македонией. А когда захотела отделиться Черногория, то Сербия вообще не стала её удерживать.

Что до мирового посредничества, то США сыграли решающую роль в защите территориальной целостности Хорватии, Боснии и Косово. Страны ЕС же, в частности Великобритания и Франция, как правило, предлагали "решения", которые были более приемлемы для Сербии. Старались больше учитывать интересы Белграда. Уже после войны экономическая помощь от США и ЕС была очень важна для нормализации отношений между странами. Хотя и была не всегда эффективной.

Сейчас во всех республиках понимают, что возможно, война была неизбежной. Нации не могли достигнуть компромисса в условиях Югославии, так как общей стране и был заложен главный корень всех раздоров. Её удерживали искусственно, как и Советский Союз. Тогда в 90-х Украине повезло, что распад СССР прошел без войны, но теперь его наследие вылезло наружу.

Фото: EPA/UPG

Скажу непопулярную вещь - ситуация на Балканах остаётся напряженной. Понятно, что у нас нет вооруженных конфликтов. Хотя я не исключаю, что война может вспыхнуть опять. Например, в Боснии постоянно случаются конфронтации, поскольку нации так и не смогли прийти к компромиссу.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram