ГоловнаПолітика

Октябрь 2013 года, официальный визит Президента Украины в Эстонию

Таллинн – столица Эстонии, один из последних городов, где Президент Украины провел переговоры накануне Вильнюсского саммита 29 ноября – независимо от того, чем он станет для Украины. Тень Вильнюса еще около 40 дней будет отбрасываться на все отношения Украины с другими странами. Понятно, что Эстония с ее населением в миллион 400 тысяч человек – никогда не станет серьезным торговым партнером для Украины. Ясно, что проблемы этой страны при ее интеграции в ЕС нельзя и сравнивать с потенциальными украинскими сложностями – ведь представим себе, что в ЕС интегрируется отдельно взятый Печерский или Шевченковский район Киева?!

Фото: president.gov.ua

Текущее состояние двусторонних отношений: политика

За последние годы политические контакты реализовывались в основном на уровне правительств и руководителей внешнеполитических ведомств. Это нормально: Эстония является парламентским государством, где исполнительная власть фактически сосредоточена в руках премьера. Но внешней политикой руководит глава эстонского государства.

7 декабря 2010 года в Киеве состоялась краткая встреча Президента Украины с министром иностранных дел Эстонии. 12 апреля 2013 года – его переговоры с премьером этой страны Андрусом Ансипом.

24 сентября 2013 года президент Эстонии, 60-летний Тоомас Хендрик Ильвес в Нью-Йорке участвовал в инициированных президентом Польши Брониславом Коморовским восьмисторонних переговорах руководителя Украины и глав восточноевропейских государств.

За последний год появилось несколько эстонских инициатив, доказывающих, что эта страна – едва ли менее активна в поддержке западной политики Украины, чем председательствующая в ЕС Литва.

25 февраля 2013 года Эстония приветствовала саммит Украина-ЕС в Брюсселе заявлением Ансипа на эстонском «Радио 24»: «большинство украинцев хотят присоединиться к Европейскому Союзу и одновременно находятся силы, которые пытаются этому помешать».

24 июня 2013 года министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт сказал на встрече глав МИД стран ЕС в Люксембурге, что «Эстония желает на предстоящем саммите Восточного партнерства добиться конкретных результатов по созданию единого пространства ЕС с государствами программы Восточного партнерства».

27 августа 2013 года именно пресс-служба эстонского правительства сообщила о заявлении верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности Евросоюза Кэтрин Эштон «мы не можем потерять Украину».

Конечно, Эстония – небольшая страна, она лавирует между позициями ее более могущественных партнеров по ЕС.

Есть общие для всего ЕС слова Ансипа от 27 августа 2013 года «мы не можем согласиться с избирательным правосудием, и Украина уже делает шаги для решения этой проблемы». Но существует и его заявление от 11 апреля 2013 года: «неправильно ставить судьбу отношений между Украиной и Эстонией, между Украиной и ЕС на одну карту, на одну даму».

12 сентября 2013 года Эстония подключила к своей политике в отношении Украины ее депутата в Европарламенте Кристину Оджуланд. Та сказала, что «шансы Украины на подписание соглашение об ассоциации в Вильнюсе очень высоки. Украине надо набраться терпения и двигаться вперед к своей цели. На первых этапах Украина ощутит сокращение прибылей от торговли в определенных сферах. Однако опыт балтийских стран, что в долгосрочной перспективе переориентация нашего производства на Запад была очень полезной, и все три страны могут это подтвердить».

Это общая позиция Эстонии – не приукрашивать действительность, прямо говорить о проблемах.

16 июля 2013 года Матэ Мурд, заместитель посла Эстонии в Украине, выступая в Киеве, сказал: «членство в ЕС – длительный… процесс, он для Украины требует еще около 15-ти лет, ибо государства отличаются менталитетом, национальными особенностями, геополитическим расположением и историческими предпосылками - нецелесообразно копировать опыт десоветизации и европеизации Эстонии».

Первые переговоры: президент Эстонии

Глава Эстонского государства – 60-летний Тоомас Хендрик Ильвес, президент Эстонии с 2006 года. Выпускник Колумбийского университета в Нью-Йорке и университета Пенсильвании. В 1984-93 годах – аналитик исследовательского института, заведующий отделом эстонской редакции радио «Свободная Европа». Бывший посол Эстонии в США, Канаде и Мексике, министр иностранных дел в 1996-98 и 1999-2000 годах. Депутат Европарламента с 2004 года. В 2011 году переизбран парламентом Эстонии президентом этой страны на второй срок. Согласно статье 78 конституции страны президент как глава государства, представляет Эстонию в международных отношениях.

Фото: president.gov.ua

Сами переговоры состоялись в резиденции президента. 

Эстонии, в таллиннском районе Кадриог. Это здание 1938 года постройки, где ранее располагался Президиум Верховного Совета Эстонской Советской Социалистической Республики. Здание не назвать ни уродливым, ни выдающимся, а вот напоминающий Петергоф парк, в котором оно расположено – выше всяких похвал.

Сначала эти переговоры проходили в формате один на один, что, впрочем, с формальной точки зрения не соответствовало действительности: вместе с главами государств в обмене мнениями участвовали их оба советника по внешней политике: Виктору Януковичу помогал Андрей Гончарук, его советник.

После этого президенты выступили с заявлениями для прессы. Виктор Янукович сказал, что «заключение Соглашения об ассоциации с ЕС отвечает интересам как Украины, так и Евросоюза и что подписание Соглашения саммите «Восточного партнерства» – ключевая задача Украины». Президент Ильвес свое заявление начал так: «широкий консенсус украинских партий и политиков по вопросам интеграции с Европейским Союзом… внушает Европе уверенность в том, что выбранное Украиной будущее является продуманным и оптимальным».

Ильвес указал, что «Договор о свободной торговле позволил бы Украине стать участницей внутреннего рынка Европейского Союза с 500 миллионами потребителей – самого большого и стабильного рынка в мире». Ильвес счел нужным упомянуть и о председательствовании Украины в ОБСЕ, сказав об «активном участии Киева в решении проблемы Приднестровья».

Фото: president.gov.ua

Слово «Тимошенко» Ильвес в своем заявлении не произнес. Неким намеком на поворот речи в известной нам стилистике прозвучали такие его слова: «равное обращение в системе правосудия – все это полезно Украине как государству, а также обществу, всем гражданам».

В присутствии Януковича и Ильвеса был подписан протокол о намерениях между Министерством инфраструктуры Украины и Министерством экономических дел Эстонии о сотрудничестве в сфере развития транспортного коридора между Балтийским и Черным морями. Он касается увеличения перевозок в рамках транспортного проекта «Зубр» – это переброска контейнеров между портами Черного и Балтийского морей. Предполагается, что количество участников «Зубра» удастся расширить за счет других стран.

Текущее состояние двусторонних отношений: экономика

11 апреля 2013 года Николай Азаров, после переговоров с премьер-министром Эстонии Андрусом Ансипом, назвал некоторые цифры: товарооборот между странами составил 600 млн. долл. Ансип же заявил, что его страна инвестирует в Украину в четыре раза больше средств, чем Украина в Эстонию. «Украина является шестым государством по инвестированию в Эстонию, что довольно значительно, для Украины это не такие крупные инвестиции, но для нас важны эти деньги», – сказал он.

12 апреля 2013 года Ансип в интервью общественному телеканалу ЕТV говорил и о проблемах эстонских бизнесменов, имевших глупость инвестировать в Украину: «мы знаем, что ряд эстонских бизнесменов пострадали во время, когда Тимошенко была премьером. Осуществив свои инвестиции в соответствии с полученной от государства лицензией, вдруг правительство Тимошенко заявляет, что деятельность в определенных сферах запрещена, делая инвестиции бессодержательными. Деньги были потеряны». Здесь речь шла об игорном бизнесе.

Что такое самая крупная украинская инвестиция в Эстонию и самая крупная эстонская инвестиция в Украину?

Наши в Эстонии – это химическое предприятие «Нитроферт». 28 марта 2013 года холдинг «Ostchem» Дмитрия Фирташа запустил это предприятие после почти 4-летней остановки. «Нитроферт» является единственным в Эстонии производителем минеральных удобрений.

Эстонцы же могут похвастаться следующими успехами.

27 ноября 2012 компания «Skinest Finants» заявила о намерении приобрести 75% акций Кременчугского завода металлоизделий, который производит шпалы для железнодорожных и трамвайных путей, металлические сооружения и каркасы. Собственник «Skinest» Олег Осиновский к этому же времени владел в Украине 25% акций Крюковского вагоностроительного завода.

Украина экспортирует в Эстонию локомотивы, черные металлы. Мы импортируем из этой страны рыбу, деревянную мебель, одежду.

Весьма затребованы в Эстонии и профессиональные умения украинских инженеров. Еще в 2005 году одесский институт «ЧерноморНИИпроект» выиграл тендер, спроектировал и осуществил реконструкцию порта Палдиски-Северный на северо-западе Эстонии, у восточного берега залива Палдиски-Лахти. Железобетонные сваи укладывались в трубы, которые забили сквозь толщу каменной наброски. И шторма не сдвинули эту украинскую конструкцию с места.

Вторые переговоры: премьер-министр Эстонии

57-летний Андрус Ансип, премьер-министр Эстонии. Выпускник отделения органической химии Тартуского университета и Эстонской сельскохозяйственной академии. В 1985-1989 годах – инструктор отдела, заведующий орготделом Тартуского райкома Компартии Эстонии. После этого – в бизнесе, член совета директоров Народного банка Тарту, «Rahvapank», исполнительный директор акционерного общества «Fondiinvesteeringu Maakler AS». Мер города Тарту с 1998 году, министр экономики Эстонии с 2004 года. Премьер-министр страны с марта 2005 года, переизбран в 2011 году.

Фото: president.gov.ua

Переговоры прошли в здании правительства и госканцелярии Эстонии, известном как «Дом Стенбока». Он построен в 1792 году для городской резиденции графа Якоба Понтуса Стенбока, губернатора Эстляндской губернии.

Здание находится фактически рядом с известной во всем мире смотровой площадкой, откуда сфотографированы самые разрекламированные виды Таллинна. Ансип сначала пригласил Януковича на балкон своего здания, и скромно прокомментировал: вот старый город Таллинна, он даже входит в список ЮНЕСКО.

Затем эстонский премьер пригласил Президента Украины и трех министров в комнату заседаний правительства Эстонии и долго рассказывал о механизмах электронного голосования. Выслушали его вежливо, но мне кажется, что идея о том, что государственные люди Украины когда-либо не будут лично визировать документы, переданные им на подпись, долгое время не будет в Украине, мягко говоря, популярной.

После этого обе делегации перешли в комнату переговоров, где их главы выступили со вступительным словом. «2013 год стал определяющим годом в отношениях Украина-ЕС. Мы фактически идем к завершению подготовки к Саммиту. Остались штрихи», – сказал Президент Виктор Янукович. «Наши предприниматели ждут подписания Соглашения об ассоциации и создания зоны свободной торговли с ЕС. Я думаю , что это будет очень выгодно для украинцев», – сказал Ансип.

Третьи переговоры: спикер парламента Эстонии

69-летняя Эне Эргма, председатель Рийгикогу, парламента Эстонии. Выпускница физических факультетов Тартуского и Московского университетов, научный секретарь Института астрономии АН СССР в 1974-1988 годах, вице-президент Академии наук Эстонии в 1999-2004 годах. Второй раз избрана спикером парламента.

Фото: president.gov.ua

3 октября 2013 года на переговорах с министром иностранных дел Леонидом Кожарой она заявила о готовности эстонских депутатов ратифицировать Соглашение об ассоциации в случае его подписания.

Последние переговоры в Эстонии с участием Президента Украины прошли в здании парламента Эстонии. Оно входит в замковый комплекс Тоомпеа, построенный во второй половине XIV века.

Потом Тоомпеа неоднократно перестраивали и реконструировали, в свое время здесь была и конюшня, и казарма.

Самый интересный здесь – зал заседаний Рийгикогу. Представьте себе зал в два этажа, вогнутый лимонно-желтый складчатый потолок, который отделен от стен зубчатым карнизом, а за ним спрятаны светильники. В справочниках о парламентах Европы можно найти мнение: это самое оригинальное европейское парламентское здание Старого Света.

Начались переговоры с приветствия Эне Эргмы. Говорила она по-русски. «Мы тоже испытывали сомнения, вступать ли нам в Европейский Союз или нет, ведь только что были в союзе», - поделилась она воспоминаниями двадцатилетней давности, видимо, не считая нужным добавить, что Эстония вступала в ЕС, а не готовилась к некоему Соглашению об ассоциации. А может, и наоборот, Эргма имеет основания считать, что Соглашение о зоне свободной торговли – и есть главное то, что пришлось пережить эстонцам, и придется пережить украинцам. 

Выводы из наблюдений в Эстонии

Как я уже говорил, фамилия Юлии Тимошенко официально не звучала, в чем легко убедится, проанализировав сообщения о переговорах в Таллинне, появившиеся на трех государственных сайтах Эстонии – президента, правительства и Рийгикогу. Но нельзя исключить, что о ней говорили на тех переговорах, которые вели главы государств вместе со своими внешнеполитическими советниками.

Мой личный вывод: многим и в Украине и на Западе надо начать привыкать к мысли, что Тимошенко не выйдет на свободу к Вильнюсскому саммиту 29 ноября 2013 года. Этим я не утверждаю, что на Соглашении уже сейчас надо ставить крест – нет, я просто утверждаю, что ультиматумом, требованиями, а самое точное слово, по моему мнению, – применением шантажа украинской власти Тимошенко не выйдет на свободу.

И еще один очевидный вывод из поездки в Эстонию.

Становятся лучше понятны слова Матэ Мурда, заместителя посла Эстонии в Украине, который сказал, что «государства отличаются менталитетом и национальными особенностями».

То, как в одной власти уживаются Ильвес, один из бывших руководителей эстонской редакции Радио «Свободная Европа», бывший партапаратчик КПСС Ансип, бывший научный работник Эргма – одно из тех обстоятельств, которое отличает нынешнюю Эстонию от других стран бывшего СССР.

Фото: president.gov.ua

Совершенно невозможно себе представить, чтобы Владимир Путин делился властью с наследниками НТС из Лондона, Гурбангуллы Бердымухамедов пригласил к себе во власть политических соратников бывших басмачей, а Леонид Кучма отдал бы должность председателя Госкомтелерадио Украины Роману Купчинскому.

Консенсус вокруг выбора Эстонией своего политического пути в Европейский Союз, конечно, на 100% завязан, на этнический, на национальный фактор.

И Ильвес, и Ансип выбирают общий путь, ибо их национальность, их «эстонскость» для них важнее всего, она и служит основанием такого выбора. Но он имеет, как и в других странах Прибалтики, другую, неприятную сторону: население, не владеющее и не использующее язык, как любит выражаться Олег Тягныбок, «титульної нації», фактически не участвует в общественной жизни страны.

Уровня единства политической нации на этнической основе, которого получилось добиться в Эстонии, в Украине достичь невозможно. Для этого было дать права выбирать либо только западноукраинцам, либо только восточноукраинцам.

20 последних лет социологи Украины как минимум один раз в год проводят опрос, в котором спрашивают наших граждан, правильным ли путем развиваются события в Украине. Все 20 лет, как бы не изменялась ситуация в Украине, граждане в этом опросе отвечают: в неправильную сторону развиваются события в нашей стране.

Думаю, что они так бы отвечали и в годы Леонида Брежнева и Владимира Щербицкого. Но за последние 20 лет Украина двигалась куда угодно, в ЕС и в ЕЭП, и на Запад, и на Восток, по всем векторам, кроме Прибалтики, Луны и Китая. Поэтому оценка гражданами Украины пути развития нашей страны вряд ли изменится. Через 20 лет вряд ли кто-то будет помнить, кто такая Тимошенко, и за что она сидела. Повторю: всем надо привыкать, что Тимошенко не выпустят из мест лишения свободы к 29 ноябрю, как когда-то к красному дню календаря. И Москвой пугать не надо. А вот через 20 лет эти дни будут не как время Тимошенко, а как упущенные шансы Запада по отношению к Украине, который переоценил свои шантажистские способности. Это опять-таки мое выражение. На Западе предпочитают слово «ультиматум». Но мне кажется, шантаж надо называть шантажом.

LB.ua в соцмережах: