Представляю политическое ток-шоу на центральном телеканале Украины через 20 лет: постаревший ведущий, утративший былой блеск в глазах от рутинного однообразия своей работы, немного обновленные, но по сути те же декорации, и главное – те же самые участники, что и много лет назад. Постаревшие. Многие с палочками, некоторые – в современных инвалидных креслах эксклюзивного дизайна. Часть из них заботливо выводят к микрофону помощники и пресс-секретари, почти все выступают сидя, стоять уже тяжело – для этого в съемочном павильоне оборудована специальная трибуна с креслом. Они так же спорят друг с другом, перебивают ведущего, кричат. А те, кто помоложе, пытаются затеять драку.
И совсем не важно, кто из них в данный момент представляет власть, а кто – оппозицию. Они успели многократно поменяться местами, перетасовать свои партийные списки миллионы раз. Они и сами периодически забывают, кто за какой лагерь сегодня играет – а что поделаешь, возраст, память уже не та. Но они хорошо помнят правила игры – эти правила за 20 лет не поменялись – сверкать глазами, раздувать щеки, кричать о неминуемой победе над бедностью и коррупцией. Ну, и о том, что в Украине демократия и свобода слова, конечно.
Молодые лица здесь увидеть трудно. Почти невозможно. Ибо все, кто имеет хоть какие-то амбиции, уже давно не здесь. Молодежь, несмотря на вынесенное в эпиграф пророчество Виктора Пелевина, все-таки уезжает. Потому что понимает, что никаких шансов на участие в политике и административном управлении страной больше не осталось. Ну а бизнес и подавно – давно в руках определенных, всем известных людей.
Основная задача политиков будущего – нет, не попасть в парламент, кабинет министров и прочие органы власти. Они давно уже там, успешно воспроизводят во власти сами себя много раз подряд. Некоторые – на одной и той же должности, некоторые – на разных. Они только хотят, понимая, что сами не вечны, передать свое доходное политическое ремесло внукам.
Для этого существуют специальные школы, где малолетних потомков украинского политикума учат секретам голосования депутатскими карточками, тому, как друг с другом образовывать разнообразные политические альянсы, как правильно раздувать щеки и отвечать оппоненту во время ток-шоу на ТВ. Всему, что им понадобиться во взрослой самостоятельной жизни.
…Такая картина нарисовалась в моем воображении после оглашения ведущими политическими силами Украины своих избирательных списков. На манеже все те же. Ни капли свежей крови. Нет – есть, конечно, некоторое количество имен, однако здесь действует «принцип соленого огурца»: если свежий огурец опустить в банку с рассолом, он, хочет того или нет, а станет соленым. Либо новичок принимает правила игры большинства и становится его частью, либо выбывает из игры. Третьего не дано, увы.
Намеренно не привожу здесь никаких имен – они всем известны и не важны. Важен принцип, следуя которому украинская власть продолжает воспроизводить себя по замкнутому кругу.
А ведь бывает и по-другому – думаю, глядя на фото Министра экономики Грузии Вероники Кобалии. Нашим умницам и красавицам – какими бы конструктивными и образованными они ни были – не прорваться никак в высшие эшелоны власти, не ждет там их никто. Или, вот – фото нового Кабинета министров Франции, созданного уже при Олланде. Живые, открытые лица, да и гендерное равенство соблюдено (хотя сейчас я совсем не об этом). Неужели же Украина навеки законсервированная «банка с солеными огурцами» и нет никакой надежды?