Тематическая новость – со всеми подробностями – доступна здесь.
Приметно, новость сия датирована 18-м ноября. Теперь же, восемь месяцев (!!!) спустя, Ландик-старший попросил органы разобраться: не нарушили ли мы, часом, его конституционное право на приватность переписки, не оскорбили ль честь, достоинство, ну и что-то еще в том же духе…
Стоит отметить, излишне чувствительные нардепы нередко обращаются к силовикам с подобными жалобами. Силовики, вполне осознавая абсурдность претензий, отделываются формальностями. Коллеги меня поймут – сложно отыскать хоть одного главреда, хоть раз в жизни не дававшего следователям подобных пояснений.
«Наш» следователь, однако, не скрывал: ситуация серьезная, «ритуальными танцами» не ограничиться, готовьтесь, мол, к худшему.
То же, глубже вникнув в суть происходящего, констатировали и юристы Lb.ua.
Удивленные «прыткостью» прокуратуры, мы решили выяснить все самостоятельно. Личная телефонная беседа с Владимиром Ландиком произвела на меня впечатление крайне удручающее. Запуганный, совершенно дезориентированный человек, начавший разговор грубостью, кончивший - откровенным хамством, вперемешку с глупыми угрозами.
- Да, я написал на вас заявление! Причем сразу! Сразу после публикации! А почему прокуратура только сейчас собралась проверять, я не знаю, - вопил, срываясь полуматерный крик, Ландик.
Эти его слова – главное резюме всего разговора.
Итак, фиксируем: Владимир Ландик действительно обращался в прокуратуру восемь месяцев тому.
Отчего ж все это время органы бездействовали? Почему спохватились лишь сейчас? Имеет ли место служебная халатность?
Очевидно, что имеет. Впрочем, не это предмет нашего интереса.
Нам приходится констатировать: обращение Ландика – лишь повод «наехать» на Lb.ua. Конкретно – на руководство сайта, обезвреживание которого, конечно, существенно затруднит работу всей структуры.
Ввиду известных обстоятельств дела Романа Ландика, Владимир Иванович сейчас весьма уязвим. И сговорчив. И его, в данной ситуации, просто использовали.
Не удивлюсь, если завтра его «попросят» переписать жалобу «свежим числом». И он, конечно, перепишет. И может даже попытается сделать вид, что прежнего обращения не существовало.
Только это уже не получится – в распоряжении редакции имеется запись нашего с ним телефонного разговора. Не обнародуемая полностью во-первых, ввиду его личной просьбы.
Во-вторых, ввиду того, что выкладывать «в эфир» «пятиминутку ненависти» от Владимира Ландика, технически сложно – слишком многое доведется вымарать цензурой.
В третьих, истинным «режиссерам» происходящего свести конфликт в плоскость «агрессивный хам Ландик против Lb.ua» - очень выгодно. Они, в таких условиях, предстанут «третьей стороной», которой непременно нужно возбудить дело – «ну, просто чтоб все уяснить». Не дождутся!
Понятно, с правовой точки зрения все претензии Владимира Ивановича, иже с ним – органов, безосновательны. Об этом сегодня говорили многие медиаюристы, специалисты, коллеги. Повторяться смысла нет.
Раз так, простой вопрос: для того ли органы извлекли из нафталина обращение Ландика, чтобы упрятать его – по результатам проверки – обратно? Очевидно, что нет.
Очевидно, следователь по утрам в редакцию не кофе попить приходить. И что за проверкой последует возбуждение дела, предъявление обвинений и избрание меры пресечения. Не исключено – довольно быстро.
Основания для столь мрачных прогнозов нам дает, в том числе, информация, полученная из собственных источников в органах.
Не говоря уж о том, что события развиваются по сценарию, аналогичному тем, по которым развиваются другие громкие дела последнего времени. Кто-то, лет этак через «надцать» вдруг вспоминает о том, что вы совершили некое жуткое злодеяние, за которое вас нужно срочно покарать….
Но почему с Lb.ua это произошло именно сейчас?
А) к началу июля, концу политсезона, плотность событий в информсреде, традиционно, невелика. Значит, больше шансов на то, что история пройдет незамеченной, получит меньшую огласку;
Б) огласку, в том числе – в Европе. Там уже привыкли: делом больше, делом меньше… Если речь об Украине, никто ничему не удивляется. По эту сторону украинской границы «реакция» симметрична: гневным заявлением от Европы больше, заявлением меньше… На что это влияет?;
В) в канун парламентских важно максимально зачистить не только электоральное, но также информационное поле. Чтобы минимум осталось «несогласных», способных баллотироваться; чтоб вовсе не осталось журналистов, способных мыслить критично.
Lb.ua никогда не было оппозиционным изданием. Равно как и провластным. Мы были и остаемся рупором гражданского общества. То есть, независимым, представляющим разные точки зрения, СМИ. Что, разумеется, не всем нравилось. Ибо в политикуме, зачастую, применяют простую формулу: или раб или враг. Третьего не дано. Мы не были рабами, но и не стремились записаться во враги. За что сейчас расплачиваемся;
Г) инициаторы происходящего – своего рода «символисты». Вспомните: наиболее громкие дела, аресты последнего времени, «случайно» приходились на разнообразной значимости даты: юбилей первого лица, именины Инны Богословской, день рождение самой «жертвы», ее ребенка и т.д.
9-го июля, как известно, очередные именины справит Виктор Янукович. Жесточайший «наезд» на неподвластное СМИ - чем не подарок? Тем более, у двух жертв – вашей покорной слуги и Макса Левина (также фигурирующего почему-то в заявлении Ландика, - С.К.) – дни рождения, соответственно, восьмого и седьмого июля;
Вывод элементарен: с Lb.ua сводят счеты. В том числе – личные (С.К.). Началась расправа.
Ее инициаторам важна реакция на происходящее общественности, профессиональной среды. Если коллективное равнодушие, инфантилизм победят, значит следующей жертвой может оказаться кто угодно. Кто угодно «не раб». По какому угодно обвинению.
Еще более абсурдно, еще более жестоко и неумолимо.
Бульдозеру противостоять сложно. Мы, однако, попытаемся отстоять свое право на профессию, на работу в независимом СМИ. Намерены использовать для этого все возможные правовые механизмы. Уповая также на здравый рассудок людей во власти (они есть и их немало), в чьих силах – не допустить усугубления ситуации, возбуждения дела. Не допустить, пока еще возможно. Ибо те, кто является «двигателями процесса», слишком серьезно подставляют и лично первое лицо, и правящую партию, и страну в целом.
За нами – почти два с половиной миллионов наших читателей. Ответственность перед которыми для нас никто не отменял.