Обо всем – по порядку.
Дел громадье
Итак, в среду истек срок ознакомления Юлии Тимошенко и ее юристов с материалами второго дела экс-премьера, так называемого «дела ЕЭСУ». На изучение нескольких тысяч страниц суд выделил чуть больше двух месяцев. Требования стороны защиты продлить термин ознакомления, Фемида проигнорировала – в ближайшие дни дело передадут в суд.
Расследование по нему проводила Харьковская СБ. «На выходе» (судя по информации открытых источников) предъявила Тимошенко следующее:
- организация разворовывания в 1996-1999-м 14 миллионов госсредств;
- уклонение от уплаты 4.7 млн. НДС;
- покушение на разворовывание (весьма оригинальная формулировка, - С.К.), посредством незаконного возмещения, 11 млн. грн. того же НДС;
- служебная подделка и уклонение от уплаты 681 тыс. грн. налога на прибыль (будто бы получала прибыль – зачислявшуюся на карту одного из российских банков - от «офшорки», которую не задекларировала).
Суммарно по этим статьям Юлии Владимировне «светит» от 8 до 12.
«Плюсование» «нового срока» к уже имеющемуся украинское законодательство предусматривает лишь в двух случаях:
- если человек, уже будучи осужденным, совершает преступление;
- если человек уже осужден, отбывает наказание, и вдруг выясняется, что – еще до того, как попасть под следствие – он совершил еще одно преступление (о котором, на момент первого следствия, не было известно).
По состоянию на 11 октября 2011-го (день вынесения приговора ЮВТ по «газовому делу»), «дело ЕЭСУ» уже вовсю расследовалось. По логике, все дела Юлии Владимировны должны были быть объединены в одно производство. Этого не случилось.
Теоретически, «приплюсоваться» срок не может. На практике все может обернутся самым непредсказуемым образом.
Как именно – станет понятно уже в ближайшее время.
«Римские каникулы»
Если эпицентром судебных разборок в Украине сейчас временно стал Харьков, то событий «в єкзилі» - Рим.
В воскресенье вечером сюда - с привлечением спецсил итальянской полиции – доставили Арсена Авакова. Задержали его неподалеку - в провинции Фрозиноне, где он, в последние месяцы, проживал.
В нечуждую ему Италию Аваков уехал задолго до начала шумихи вокруг его имени в Украине. Нечуждую, ибо у Арсена Борисовича там имеется – по свидетельству источников – недвижимость (собственно, в Фрозиноне).
Более того, в свое время, он якобы даже предпринимал попытки получения временного вида на жительство в стране. Чем они увенчались – достоверно неизвестно.
Если б не уголовное дело - «по мотивам» распоряжения губернатора об отчуждении значительного участка земли (которое сам он потом и отменил), велика вероятность – сумел бы переждать смутные времена за рубежом.
Коллеги Авакова в Украине настаивали на передаче его дела из Харьковской области в Сумскую – для объективности расследования. Передача сорвалась. Буквально через день, прокурор Харьковщины заявил: Аваков в розыске Интерпола.
В официальной базе Интерпола фамилия Авакова не появилась. При этом, по имеющейся информации, он якобы даже сам приезжал в Лион (в этом французском городе расположена штаб-квартира ведомства, - С.К.) – засвидетельствовать властям свою законопослушность и готовность к кооперации.
Теперь судьбу экс-губернатора решит римский суд. Изберет, в том числе, меру пресечения. Украинская прокуратура уже заявила просьбу экстрадиции – сейчас готовит документы.
Впрочем, как показал опыт Богдана Данилишина, экстрадиция – история сложная и длительная. Главное – чтобы рядом вовремя оказался кто-то, кто убедит потенциального «узника совести» попросить политическое убежище. Убедит, разуверив в целесообразности доказывать свою правоту из-за решетки Лукьяновского СИЗО. Это, поверьте, вам не чешская или итальянская тюрьма.
То, как сложится дальнейшая участь Авакова – весьма показательно для «Батькивщины» в целом. Истинный победитель мэрских выборов, глава Харьковской ячейки (наиболее мощной из областных) – слишком ценный боец, чтобы:
а) отряд не заметил его потери;
б) публика пропустила сие как досадную случайность, не признав в ней грустной закономерности.
Посему, «сердечным» стоило бы фамилию Авакова срочно поднимать на знамя, да бороться за него всеми силами. В том числе – посредством включения в избирательный список. Точно – в первую десятку. А то и в пятерку.
Сие позволит Арсену Борисовичу – по факту избрания в ВР - освободиться из плена (аналогичная счастливая метаморфоза случилась в 2002-м с Андреем Шкилем).
Если, конечно, до того момента, не стрясется чего-то непредвиденного.
Слияние и поглощение
Ну, а предвиденное стрясется уже в пятницу. Собственно – оглашение о тесной кооперации «Батькивщины» и «Фронта змин» на парламентских выборах. Стрясется на съезде «Батькивщины», пройдет который в столичном Доме учителя. В чем сами «сердечные» усматривают чуть ли не особый сакральный смысл - «знаковое место, это был первый украинский парламент!».
Гвоздь программы – подписание совместного заявления-декларации о намерениях Тимошенко и Яценюка. Скрепленного оригинальными подписями лидеров политсил. В начале недели полностью готовый документ, причем – с уже поставленным оригинальным автографом Яценюка – отправили в Качановскую колонию. На утверждение Тимошенко. Обратно бумага вернулась с некоторыми правками, которые и вносятся накануне собрания.
Стоит отметить, пятничный съезд важен не столько даже для выработки конкретных предложений относительно дальнейшей будущности «меньшевиков» (нюансы формирования списка, формата работы на округах обсуждаются, но пока не парафируются. Подробнее об этом Lb.ua рассказывал здесь), сколько – для декларации совместных намерений. Также – поднятия боевого духа.
Причем не только членов партии внутри страны. Но и сочувствующих на Западе.
Которым, кстати, есть чему порадоваться.
Судьба политзаключенных в Украине не перестает быть топ-темой мирового уровня. В чем легко можно убедиться, зайдя на сайт Белого дома, допустим. На страничку, где рассказывается о результатах короткой встречи (если несколькоминутное общение «на ходу» вообще можно назвать встречей) Обамы и Януковича в Сеуле.
Конечно же, американский Президент не мог не выразить обеспокоенности фактами «выборочного правосудия» в нашей стране. О чем, однако, официальная страница АП стыдливо умолчала, «засветив» лишь исключительно приятное чиновничьему взору фотодоказательство рукопожатия Обамы и Януковича.
Выразили его, правда – неделей ранее – высшие руководители и другой страны, России. О чем официальная Банковая, опять таки, умолчала.
Вообще последний визит Виктора Федоровича в Москву оставил у него, судя по всему, не лучший осадок. У Сергея Левочкина, вернувшегося из Белокаменной на полдня раньше и долго потом шушукавшегося о чем-то с Портновым, видимо, тоже.
Вернемся, впрочем, к Виктору Федоровичу. Началось все еще на этапе утверждения повестки дня саммита ЕврАзЭС. Руководил процессом лично господин Медведев. «У кого-то есть дополнения к повестке дня?» - справился у присутствующих. Оные имелись у главы украинского государства. Их, однако, не учли: «У стран-членов организации дополнений нет. А Украина у нас – наблюдатель. Вот, сидите и наблюдайте!» - последовал ответ.
Дальше – больше. Уже на заседании официальный Киев пытался поднять тему «торговой войны», на что получил: «Никакой войны нет. У нас, видимо, просто разное с вами понимание существующих правил».
Ну, и апогей – встреча с главой государства российского Владимиром Путиным. Начавшейся, по словам недоброжелателей, буквально так: «Виктор Федорович, вы помните, чтобы депутат «Единой России», выступая с трибуны Государственной Думы, обвинил бы вас – Президента соседней братской страны, в уголовном преступлении?». Собеседник немного растерялся. «Виктор Федорович, вы помните, чтобы депутат «Единой России», выступая с трибуны Государственной Думы, обвинил бы вас – Президента соседней братской страны, в уголовном преступлении?» - услышал повторно.
Несколькими часами ранее, выступая с трибуны ВР, Инна Богословская обвинила Владимира Путина в преступном пособничестве Юлии Тимошенко.
Стоит ли пояснять, что по ходу дальнейшей беседы ситуацию разрядить не удалось? И даже преподнесенную в дар Виктором Федоровичем картину Владимир Владимирович не принял.
Связано ли это с ситуацией в Украине? Может, просто со скверным настроением российского лидера. А это, как говорят, додумайте сами!