ГоловнаПолітика

Остановка в пустыне, или еще немного об украинском парламентаризме

О кризисе украинского парламентаризма со всеми его симптомами, совокупность которых определяется любопытным термином «абсентеизм», в последнее время говорят все чаще. Что такое «абсентеизм»? Совсем не то, что «абесентизм» – разновидность алкоголизма, характеризующаяся непреодолимой тягой к абсенту. Как видите, различие в одной-единственной букве, а какие разные смыслы обозначают эти похожие на первый взгляд слова.

Фото: Макс Левин

Абсентеизм – это постепенное выхолащивание статуса главного законодательного органа, «перехватывание» и замещение полномочий парламента исполнительной властью.

Это – усиление роли партий, всевозможных комитетов, подкомитетов и комиссий в ущерб парламентской деятельности.

По сути, абсентеизм означает «отсутствие», но у нас в языке есть и более точное слово – безразличие. Главный законодательной орган стремительно утрачивает свое значение в Украине при безразличии и попустительстве самих парламентариев, парламентских групп и фракций.

«Полное отсутствие всякого присутствия», – как любят говорить преподаватели студентам. И то правда: включите канал «Рада» и посмотрите на лица народных избранников во время сессионных заседаний.

Существует также и абсентеизм избирателей, – это когда избиратель выражает устойчивое нежелание пользоваться своим избирательным правом, уклоняется от выборов, безразличен или заведомо не доверяет результатам выборов, референдумов, и, в частности – парламенту, его эффективности, а то и ставит под сомнение сам смысл его, парламента, существования.

Так и живет общество – при взаимном безразличии народа и власти, и только еженедельные ток-шоу создают что-то вроде ряби на воде, с большей или меньшей долей успешности имитируя политическую дискуссию и непримиримость мнений.

Что же волнует народных депутатов на самом деле, о чем думают они? Жива ли в нынешней Верховной Раде идея парламентаризма и каким количеством «голосов» она представлена?

Во второй декаде февраля 2012 года Институт Горшенина провел опрос среди народных депутатов ВР. Первый вопрос, на который мы предложили ответить народным избранникам, звучал следующим образом: «Какая форма правления, по Вашему мнению, является оптимальной для Украины?». Абсолютный рекорд побил вариант ответа «парламентско-президентская» – 43,5% ответивших против 17,0% тех респондентов, которые являются сторонниками президентско-парламентской формы правления. 12% опрошенных являются сторонниками президентской формы правления.

Фото: Макс Левин

Как следует из этих данных, большинство народных депутатов Украины не считают существующую на сегодняшний день президентско-парламентскую форму правления оптимальной для Украины. Причем это касается не только представителей оппозиционных фракций (парламентско-президентскую и парламентскую формы правления поддерживают 82% депутатов фракции БЮТ, 68% – НУНС, а также 72% внефракционных), а также и представителей парламентского большинства (Партия регионов – 58%, КПУ – 82%, Народная партия – 40%, группа «Реформы ради будущего» – 75%).

Таким образом, мы имеем парламент с почти пятидесятипроцентной поддержкой ведущей роли парламентаризма в украинской власти. То есть, почти пятьдесят процентов нардепов хотели бы видеть именно такое положение дел, но вынуждены смириться с нынешним статус-кво главного законодательного органа страны.

Почему? Потому что парламент нынешнего созыва состоит из народных избранников, которых народ в свое время избрал по партийным спискам. Соответственно, депутаты жестко зависят от партийной дисциплины и являются заложниками корпоративной этики в ситуации индивидуального голосования. При такой избирательной модели и не может быть иначе. При такой ситуации неизбежно минимизируется, по сути – девальвируется роль каждого народного депутата при принятии любого решения, – кризис парламентаризма только усиливается. Вот и объяснение отсутствующему выражению лиц народных избранников во время сессионных заседаний.

В этом году Украине предстоят очередные парламентские выборы, которые пройдут по смешанной системе. К избирателям возвращаются депутаты-мажоритарщики, что, будем надеяться, слегка реанимирует идею и ценности украинского парламентаризма. Но удивительно, что, за полгода до выборов, в медиа-пространстве не наблюдается хоть какой-нибудь актуализации темы. Согласно результатам исследования Академии украинской прессы и Института социологии НАН Украины, только 2% новостного вещания украинских телеканалов в феврале было посвящено предстоящим парламентским выборам. Причем, о выборах-2012 говорилось только в контексте других событий, эта тема ни разу не была главным событием сюжета. Мы видим, что социум эта перспектива занимает пока не очень, а вот в какой мере этой темой озабочены сами народные депутаты? Этому и был посвящен второй вопрос исследования Института Горшенина – «Планируете ли Вы принимать участие в следующих парламентских выборах?»

Фото: Макс Левин

Только 10,9% народных депутатов уверенно ответили: «Да, буду баллотироваться по партийному списку». Такое скромное количество определившихся с формой своего участия в выборах свидетельствует о том, что планы партийного руководства относительно проходной части списка доселе неизвестны широкому кругу депутатов-однопартийцев. Не исключено, что и само окончательно решение по этому поводу еще не принималось, а, следовательно, рядовой народный депутат не рискует делать ставки на партийный список.

А вот на мажоритарный округ можно попробовать сделать ставку – это и собираются предпринять 39,6% украинских парламентариев.

Почти такое же количество народных избранников (39,4%) еще не определились, будут ли баллотироваться в Верховную Раду следующего созыва и каким образом будут это делать.

Отметим, что большинство желающих баллотироваться по мажоритарным округам среди членов фракции КПУ – 83%. Возможно, это объясняется неуверенностью представителей этой партии в том, что она преодолеет пятипроцентный барьер на выборах в парламент.

Собираются пробовать свои силы на выборах в мажоритарных округах 66% внефракционных народных депутатов, 44% представителей Партии регионов и 40% депутатов из фракции Народной партии. Только 29% депутатов от БЮТ и 25% – от НУНС заявляют о готовности составить им конкуренцию на мажоритарных округах. При этом собираются баллотироваться по мажоритарному округу 12,5% представителей группы «Реформы ради будущего», а 75% этой группы – еще не определились, будут ли вообще участвовать в выборах. Также не определились по этому вопросу 50% депутатов от НУ-НС.

Фото: Макс Левин

Отвечая на вопрос о том, когда должны состояться следующие выборы в Верховную Раду, депутаты продемонстрировали почти полное единодушие: выборы должны состояться в октябре 2012 года (88,4%). Этот отрадный результат говорит о том, что подавляющее большинство нардепов стремится соблюдать Конституцию.

Однако, нашлись и те, кто считает, что следующие парламентские выборы должны быть синхронизированы с президентскими в 2015 году – 7,5%, а 2,7% народных избранников вообще полагают, что очередные парламентские выборы должны быть отложены на неопределенный период.

Нынешнее «затишье перед бурей» в отношении парламентских выборов в медиа, в социуме и среди самих политиков – хорошая возможность для всех нас осмыслить роль парламентаризма в Украине. Нужен ли он стране, или мы, в своем сознательном или бессознательном абсентеизме готовы принести его в жертву власти и борьбе партийных корпораций?

Марина ТкаченкоМарина Ткаченко, письменниця
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram