Любая местная кампания - довыборы, перевыборы – которая проходит сейчас в Украине, автоматически получает ярлык «репетиции парламентских». Причем не важен ее масштаб – будь то борьба за сельсовет или мэрство в пгт. Каждая кампания – вызов. Для власти важно доказать: падение рейтингов – не помеха победе. Оппозиции – продемонстрировать единство и потенциал реваншизма.
Выборы в небольшом городе в Киевской области убедительно доказали, что ни власть, ни оппозиция не способны проводить работу над ошибками. Порой создается впечатление, что для наших политиков их деятельность – что-то вроде хобби, которым можно заниматься и аматорам.
— Евгений Магда
И если в селе Погребы оппоненты сошлись «по беспределу» - «не на жизнь, а на смерть», то в Обухове власть добилась успеха практически «в чистую». Убедительно, тем самым, доказав: для получения желаемого вовсе необязательно устраивать «второе Мукачево» (как было в Погребах) – отменяя выборы до тех пор, пока не победит «нужный» кандидат, достаточно просто хорошо подготовиться и технологично отработать саму кампанию. Очевидно, для оппозиции это должно стать уроком. Ибо если выводы, по его «мотивам», не будут сделаны – осеннюю гонку она тоже проиграет. Причем с треском.
***
Итак, 18 марта за кандидата от ПР в мэры Обухова Александр Левченко проголосовало 38,6% пришедших на выборы. Ближайший конкурент - Анатолий Шафаренко - кандидат УДАРа, набрал почти вдвое меньше — 21,8%. Представительница «Батькивщины» Анна Старикова получила всего 17,7% (третье место).
Что из этого следует? Попробуем разобраться.
«Батькивщина»: в проигрыше виноват УДАР
«Только не пишите, что я критиковал КОД, - обращался месяц назад к журналисту LB.ua один из высокопоставленных кличковцев. - Поймите, ситуация шаткая: каждый из членов Комитета ждет, когда другие сорвутся - начнут публично хулить коллег». В «Фронте змин» и в «Батькивщине» повторяли тоже самое.
Обуховские выборы полемику изменили кардинально.
«Ответственность за результат выборов мэра Обухова несет не только власть, но и УДАР, который не согласовал своего кандидата с КОДом (читай: не снял своего ставленника с избирательной гонки)», - запустил первый камень в друзей-оппозиционеров член «Батькивщины» Андрей Шкиль.
По его мнению, корень зла кроется в особом статусе УДАРа в Комитете сопротивления диктатуре, который позволяет кличковцам самостоятельно решать: когда они баллотируются вместе с КОДом, а когда отдельно.
Тот же мотив слышим и от УДАРовца Владимира Куренного. Только по его мнению, виновата в победе Левченко объединенная оппозиция, естественно. Не сняла, де, своего кандидата – но, уже в пользу УДАРа – разумеется.
Куренной настаивает: задолго до выборов, УДАР обратился ко всем представителям Комитета с предложением определить в Обухове единого кандидата от оппозиции. Но призыв поддержала одна только местная организация НУНСа, да и от той мало проку - давно дышит на ладан.
К слову, с аналогичными заявлениями выступали и БЮТовцы, и «Фронт перемен» и, тогда еще состоявшая в КОДе, Наталья Королевская. Видимо, для того, чтоб потом в случае поражения, с обиженным видом заявлять: «мы же предлагали!».
«Мы готовы были отказаться, от кандидатуры Анатолия Шафаренко, если бы праймериз показали, что Анну Старикову поддерживает больше людей», - заверяет Куренной. Правда, проверить искренность его слов, теперь не представляется возможным.
Вопрос о том, почему ударовцы не поддержали коллег без эфемерных праймериз (хорошая, кстати, «отмазка», - ред.), а во имя идеалов оппозиции, Куренного искренне удивил: «Зачем?! У нас же был реальный кандидат, а не непонятно откуда взявшаяся 26-тилетняя девушка».
18 % в Обухове набрала не Старикова, а Тимошенко
«В Обухов на выборы не приехал ни один нардеп от объединенной оппозиции, эта кампания была никому интересна», - продолжает Куринной критиковать представителей КОДа.
Ударовец намекает: Виталий Кличко, в отличие от Яценюка или Турчинова, не только лично явился в Обухов в день выборов, но и захватил с собой передовой отряд нардепов во главе с Ириной Геращенко. Ну, а намедни весь город «украсили» изображения Анатолия Шафаренко в компании лидера УДАРа.
Тогда как об Анне Стариковой – рядовой сотруднице одной из фирм Константина Бондарева, главного «сердечного» области – тут никто не слышал.
Похоже, в БЮТ рассчитывали, что Старикова даст результат за счет одного только оппозиционного статуса. «Люди, поддержавшие Старикову, даже фамилию ее не каждый раз могли вспомнить, говорили: мы за «Батькивщину» голосовали, - продолжил Куренной. - Это не Старикова набрала 18% в Обухове, это Юлия Владимировна Тимошенко набрала 18%».
С Куренным, невзирая на явную его ангажированность, не согласиться сложно. 18% для человека, которого еще вчера город вообще не знал – немало, согласитесь. Тем более, что вся «агитация» сводилась к печати бигбордов, да календариков, где Старикова красовалась на фоне Тимошенко.
Впрочем, подход, явившегося в Обухов Кличко, не сильно отличается от подхода проигнорировавших выборы лидеров БЮТ. Обе политсилы понадеялись протащить «своих» мэров на одной только поддержке общенациональной партии. Результат продемонстрировал: на местах нужно работать, причем активно, а не только фотографироваться в правильном ракурсе.