Об этом в эфире "Радио Свобода" заявила адвокат Луценко в Европейском суде по правам человека Валентина Теличенко.
"Ключевые злоупотребления в деле Луценко - это, во-первых, содержание лица под стражей без такой необходимости. Во-вторых, игнорирование ходатайств об изменении меры пресечения, когда защитники ссылались на пилотное дело "Харченко против Украины" и разъясняли превосходство европейских стандартов над стандартами украинского судопроизводства. В-третьих, защитники отмечали, что содержание Луценко под стражей - это нарушение украинского Уголовно-процессуального кодекса, потому что кодекс говорит, что суд может вынести решение о содержании лица под стражей только при наличии соответствующих оснований, а у нас этих оснований не было", - отметила Теличенко.
"Есть еще статья 6 Конвенции о справедливом суде, и есть несколько европейских стандартов как признаков справедливости суда, которые нарушить нельзя. Если защита заявляет о необходимости допросить свидетеля, то свидетеля нужно допросить. Не допросили свидетеля - нарушили европейские стандарты. Таких нарушений было очень много", - добавила адвокат.
Она также напомнила о принципе непосредственности судебного процесса. "То есть, если суд лично допросил свидетеля - значит, допросил. Допросом в суде не может считаться то, что суд прочитал протоколы досудебного следствия и не посмотрел на этого свидетеля вживую, хотя он мог явиться на допрос. В деле Луценко были просто зачитаны протоколы с досудебного следствия около 40 свидетелей - и это в то время, когда допрошенные в суде свидетели без исключения сказали о наличии давления на этапе досудебного следствия, в значительной степени отказались от того, что подписали на этом этапе", - отметила Валентина Теличенко.
По ее словам, "все это - грубейшие нарушения европейских стандартов, что также является грубым нарушением украинских законов".
"Я веду к тому, что даже изменение Уголовно-процессуального кодекса, действующего сегодня, на новый, даже если он будет лучше, нашу проблему не решит. Потому что у нас системно созданы предпосылки для управления судами и судьями в ручном режиме теми, кто сидит выше", - резюмировала Теличенко.