«Надеемся, в 2012 году нам все-таки удастся подписать Соглашение об ассоциации»
Грядущий саммит Украина-ЕС, который многие считают определяющим для дальнейшего развития Украины. Каковы ваши ожидания от данной встречи?
Киевский Саммит Украина – ЕС - главное событие политического диалога между Украиной и Евросоюзом. Мы ожидаем, что в его ходе сможем в доверительной и открытой атмосфере обсудить все вопросы, касающиеся отношений Киева и Брюсселя. И самое главное - перспективы постепенного приближения Украины к ЕС. Я очень надеюсь, что саммит даст новый импульс нашему сотрудничеству. Это важно перед 2012 годом, который обещает быть насыщенным в двусторонних отношениях.
Почему насыщенным?
Мы надеемся, что в 2012 году нам все-таки удастся подписать Соглашение об ассоциации, которое поставит окончательную точку в дискуссии о том, куда движется Украина.
И таким образом мы однозначно подтвердим, что она движется именно в сторону Европейского союза.
Немало экспертов озвучивают опасения, что Саммит вообще не состоится.
Для меня этот вопрос не подлежит обсуждению. Саммит - событие высокого уровня, которое предусмотрено Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС. И проходит он на ежегодной основе.
Вы знаете, что с 1998 года, с момента вступления в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве история наших отношений знала разные периоды и даже драматичные моменты. И всегда саммиты проходили. Этот год не станет исключением. К тому же нынешний Саммит будет в определенной мере юбилейным – пятнадцатым.
«Важно понимать: это соглашение - не подарок для Украины»
Ранее вы говорили, что Соглашение об ассоциации готово на 98%. Его успеют «дошлифовать» за оставшиеся недели?
Тут есть несколько составляющих. С технической точки зрения нам надо сейчас подготовить более двух тысяч страниц: сверить англо-украинские переводы, цифры и - на техническом уровне - подготовить парафирование. Эта работа сейчас продолжается. И вторая составляющая, более важная, - политическая. Речь идет о политической готовности двух сторон парафировать соглашение. На данном этапе политическая готовность стороны ЕС парафировать данное соглашение - для меня большой вопрос.
Вот как? А политическая готовность украинской стороны у вас не вызывает вопросов?
У украинской стороны однозначно есть политическая воля заключить это соглашение в кратчайшие сроки. Но вот уверенности относительно такой готовности со стороны ЕС у меня, повторяю, нет. По крайней мере, на сегодня. Важно понимать: это соглашение - не подарок для Украины. Это взаимовыгодный документ, который принесет пользу как Украине, так и ЕС. И нельзя преподносить его как игрушку – «сегодня ты ее не получишь, потому что провинился». Это стратегическое решение и сейчас мы как никогда близки к тому, что бы это решение принять. Конечно, такой шаг требует определенной стратегической смелости со стороны ЕС. Я надеюсь, что определенные столицы ЕС эту смелость проявят. Если мы не заключим данное Соглашение, то в проигрыше окажемся как мы, так и европейцы. Не каждый день ЕС заключает соглашение с 46-миллионной европейской страной. Сам факт заключения такого документа будет большой победой, прежде всего, для наших граждан, как ЕС, так и Украины.
Расскажите подробнее о процедуре, которая последует за подписанием Соглашения об ассоциации.
Соглашение можно условно поделить на две составляющие: это т.н. "политическая", которая включает в себя диалог в политической сфере, сфере безопасности, диалог в секторальных сферах и вопросы, связанные с институциональными аспектами. Вторая часть касается углубленной и всеобъемлющей Зоны свободной торговли. По первой составляющей мы начали переговоры в марте 2007 года, по второй - в 2008 году.
Речь идет об одном Соглашении, и подписываться, а потом ратифицироваться будет одно Соглашение. Таким образом, после парафирования текст документа будет направлен на перевод на 23 официальных языках ЕС, а также на проведение юридической экспертизы соответствующими службами Евросоюза. Для подписания необходимо также получить официальное согласие со стороны Европейского парламента. Все эти процедуры - довольно длительные и займут не один месяц.
После этих формальностей, а также выполнения соответствующих внутренних процедур в Украине, Соглашение выносится на подписание двумя сторонами во взаимно согласованные часовые рамки. Причем часть Соглашения, касающаяся ЗСТ, будет временно применяться с момента подписания, поскольку это является компетенцией Еврокомиссии. После процедуры подписания документ в целом будет подлежать ратификации: с украинской стороны - Верховной Радой, со стороны ЕС - как Европарламентом, так и всеми членами Европейского союза, а это 28 государств (включая, как мы ожидаем, и Хорватию).
Однако, в целом, я хотел бы очертить три ключевые стадии: парафирование, подписание и ратификация.
Насколько принципиально парафирование документа для украинской стороны?
Для меня этап финализации документа включает его парафирование. Парафирование - это когда уполномоченные лица ставят инициалы на тексте соглашения, сертифицируя и подтверждая, что после этого текст больше не подлежит изменению. Если не удастся парафировать соглашение – значит, в будущем у любой стороны будет искушение внести изменения. А вы знаете, что ситуация может быстро измениться. К тому же у нас уже есть прецеденты, когда вносились не совсем приемлемые для Украины изменения в уже предварительно согласованные статьи документа. Потому так важно поставить точку в данном многолетнем переговорном процессе.
Но в тексте соглашения об ассоциации сказано, что в часть, касающуюся Зоны свободной торговли, при необходимости, можно вносить изменения?
Да, нам удалось добиться внесения в текст Соглашения порядка пересмотра его целей и положений. Другими словами: то, о чем мы договоримся сейчас и подпишем, это не будет догмой, то есть через определенный период времени по обоюдному согласию сторон некоторые из положений (тарифные квоты, условия торговли, условия предоставления услуг) могут быть модифицированы, усовершенствованы либо откорректированы соответствующим образом.
Более того, будет создан совместный орган - Совет Ассоциации Украина-ЕС. Данная структура будет действовать на постоянной основе, а ее решения будут иметь обязательный характер для двух сторон. Это важно для обеспечения надлежащего выполнения Соглашения. Жизнь меняется, меняются экономические, финансовые, социальные, политические условия. Совет Ассоциации призван реагировать на все это, принимая соответствующие решения.
Как ЗСТ отразится на экономике Украины?
Имплементация части ЗСТ в среднесрочной перспективе, по экспертным оценкам, будет гарантировать нам прирост валового внутреннего продукта до 5% в год. Это выгодно Украине, несмотря на то, что первые два-три года имплементации соглашения будут непростыми.
Надеюсь, далее мы заключим пакетные договоренности, включающие в себя компенсационный механизм, который позволит избежать негативных последствий имплементаций ЗСТ в краткосрочной перспективе. Прежде всего, для уязвимых отраслей экономики - виноделия, сельского хозяйства, автопрома и т.д.
С точки зрения рядового потребителя, усиление взаимодействия с ЕС будет выгодно, ведь украинцы смогут покупать качественные товары европейских производителей по более низким ценам, чем сейчас. С другой стороны, у производителей заведомо нерентабельной продукции, возникнут трудности - они не всегда смогут выдержать давление конкуренции со стороны ЕС. ЗСТ будет служить инструментом модернизации украинской экономики и поможет в обеспечении ее развития.
«Расследование «дела Тимошенко» будет влиять на результаты саммита»
Может ли ситуация с Тимошенко сказаться на украино-европейских отношений в целом и на ходе саммита 19-го декабря в частности?
На этот вопрос уже много раз отвечали и Президент Украины, и Министр иностранных дел. Напомню: отношения Украины и ЕС касаются не только внешней стороны, но и внутреннего развития Украины. Любая проблема – от известных криминальных дел до реформы законодательства о выборах тут же зеркально отражается на наших отношениях с Евросоюзом. Палитра нашего сотрудничества настолько широка, что любой вопрос всегда вызывает бурные и активные дискуссии. В этой связи ситуация вокруг дела Тимошенко тоже не может не влиять на подготовку к Саммиту. И я был бы не искренним, если б не признавал этого факта.
«Дела Тимошенко» вполне достаточно для того, чтоб Европа отказала в подписании Соглашения об ассоциации
Расследование дела будет иметь влияние на результаты Саммита, безусловно, как мы и говорили. Однако, я не хотел бы драматизировать ситуацию, не хотел бы предвосхищать развитие событий. Вы прекрасно знаете, что скоро начнется процедура апелляции, и я надеюсь, что до Саммита ситуация, в определенной мере, прояснится.
Вообще я заметил, что Украина переживает в какой-то мере «дежа-вю». В 2008 году на Бухарестском саммите мы хотели получить План действий относительно членства в НАТО. И нам тогда отказали под предлогом, что население Украины недостаточно поддерживает сближение с НАТО. Рассмотрение заявки заблокировали две ключевые европейские столицы. А «дежа-вю» состоит в том, что мы сейчас как никогда близки к заключению Соглашения об ассоциации, но опять есть проблемы с аналогичными странами. Но если раньше нам отказывали под предлогом низкого уровня поддержки со стороны населения, то сейчас это - известные криминальные дела в Украине. Правда, есть одна большая разница: в 2008 году у нас был «план Б» - ускорение курса на европейскую интеграцию. В нынешней же ситуации путей для отступления нет.
Я бы не хотел, чтобы предлог, какой бы он ни был, стал основанием для отказа от заключения Соглашения, которое очень важно для 46 миллионов украинцев. Я не согласен с позицией отдельных столиц, которые говорят, что пока не решите вопрос с Тимошенко, мы не будем подписывать с вами соглашение. Я считаю, что наоборот это Соглашение будет стимулировать нас к тому, что быть более демократичными, чтобы внедрить и обеспечить европейские стандарты во всех сферах нашей жизни. Это буде также важнейший инструмент в руках гражданского общества, чтобы стимулировать позитивные трансформации.
Как известно, после ареста Юлии Тимошенко ряд лидеров Евросоюза выступили с резкими заявлениями в адрес Украины. Повлияло ли это на тональность вашего общения с евро-чиновниками?
Заметьте, ни в одном из своих официальных заявлений лидеры ЕС не требуют немедленно освободить Юлию Тимошенко. Они требуют обеспечить справедливость, непредвзятость и транспарентность в рассмотрении этого дела на всех этапах. И они очень надеются, что такие критерии будут применены при рассмотрении апелляции. Я искренне верю, что здравый смысл возьмет верх, мы с ЕС найдем взаимопонимание, и это больше не будет преградой на пути приближения Украины к Европейскому союзу.
Существующий текст Соглашения формально не исключает перспективы членства Украины в ЕС
Поговорим о перспективе членства Украины в ЕС. Недавно были завершены переговоры по тексту соглашения об ассоциации. И украинской делегации удалось согласовать все вопросы, кроме одного - закрепления в тексте соглашения перспектив членства. Этот вопрос решено было вынести на высокий политический уровень, то есть обсудить уже непосредственно на саммите.
Готов подтвердить и доказать, что даже существующий текст Соглашения формально не исключает перспективы членства Украины в ЕС. Надлежащее выполнение положений текста этого документа украинской стороной будет приближать Украину к выполнению необходимых критериев для будущего членства в Европейском союзе.
Немецкий эксперт, экс-руководитель Фонда имени Фридриха Эберта Винфрид Шнайдер-Детерс заявлял, что в «европейской перспективе» Украине отказывает не Брюссель, а прежде всего Берлин. Мол «плательщики нетто» Европейского союза, в особенности Германия, опасаются огромного финансового бремени, которое ляжет на них вследствие вступления Украины. Насколько это обоснованные переживания?
Вы правильно заметили, у Украины действительно нет никаких проблем с Брюсселем. И это, правда, что у нас есть определенные сложности с некоторыми столицами Евросоюза.
А какие еще столицы, кроме Берлина, против перспектив членства Украины в ЕС? И почему у этих «некоторых стран» такая позиция?
Я бы не стал возлагать все бремя ответственности на какую-либо отдельную страну либо группу стран или строить теории заговора против Украины. Справедливо будет сказать, что в данный момент отсутствует общий консенсус среди стран ЕС относительно членства Украины в Евросоюзе. У каждой страны есть свой взгляд на дальнейшее расширение ЕС, а также свои политические и экономические тонкости в восприятии Украины как потенциального члена.
Важной задачей, как для дипломатов, так и политиков, бизнесменов, представителей гражданского общества и даже рядовых граждан является создание благоприятных условий для утвердительного ответа в каждой европейской столице на вопрос о членстве Украины в ЕС.
Часто можно услышать, что украинская сторона и вовсе настаивает на перспективе членства, только для того, чтоб отсрочить финализацию Соглашения…
Действительно, в рамках дискуссии некоторые столицы ЕС высказывали такую точку зрения. Но я совершенно не воспринимаю эту логику.
Во-первых, о том, что Украина заинтересована в перспективе членства, мы говорим уже более 10 лет. Говорили еще в самом начале переговорного процесса. Более того, хочу напомнить, что в 2005 году мы серьезно рассматривали вопрос о подачи заявки на членство в ЕС.
Во-вторых, перспектива членства - не только приоритет руководства Украины. Это – объективное требование украинского общества. Игнорировать его мы не имеем права.
В-третьих, в этой позиции нас поддерживает и Европарламент. А вы знаете, что Европарламент - это орган, который выражает общественное мнение населения Евросоюза. Таким образом, население Европейского союза поддерживает предоставление Украине перспективы членства.
Возможное присоединение Украины к Таможенному союзу может навредить европейскому курсу Украины?
Этого вопроса для меня не существует. Конституционным большинством парламента принят закон «Об основах внутренней и внешней политики», и в нем четко написано, что стратегический приоритет Украины – интеграция в ЕС. Исходя из этой политической установки, мы и работаем. Что касается членства в Таможенном союзе – это просто определенные спекуляции, которые направлены на то, чтоб отвлечь наше внимание от евроинтеграционной повестки дня.
«Вопрос выдачи виз идет вне политики и касается права европейцев, которыми являются украинцы, свободно передвигаться по территории ЕС»
8 ноября в Брюсселе состоялись переговоры относительно внесения изменений в соглашение между Украиной и ЕС об упрощении визового режима. Украинская сторона добилась каких-то успехов в ходе переговоров?
Переговоры по этому вопросу продолжаются на постоянной основе. Мы двигаемся в двух плоскостях: одна – упрощение существующего визового режима. Сейчас идет серьезная дискуссия о том, чтобы внести новые изменения в соглашение. Речь идет об отмене виз для собственников служебных паспортов, упрощении выдачи виз для некоторых категорий граждан Украины, увеличении количества долгосрочных виз. Это первая плоскость. Вторая – непосредственно безвизовый режим. Мы сейчас ускоренными темпами выполняем План действий безвизового режима, который нам предоставил ЕС в прошлом году. За последний год, и особенно в последние 2-3 месяца, украинский парламент принял ряд законодательных актов, которые позитивно восприняли в ЕС. Только один пример – в рамках выполнения первого этапа Плана действий в Украине было принято около 20 законов и 40 подзаконных нормативно-правовых актов. Буквально на днях Киев посетили европейские эксперты, которые делали оценку выполнения украинской стороной первой фазы имплементации Плана действий.
Есть вероятность упрощения визового режима по результатам саммита?
Мы ожидаем, что до 19 декабря Европейский союз подготовит доклад, в котором даст свою оценку выполнения первой фазы Плана действий. И как раз Саммит призван стать важным событием, на котором, надеюсь, будет принято решение о сроках перехода на вторую завершающую - имплементационную фазу выполнения Плана действий.
Тут есть определенные сложности: «благодаря ряду европейских столиц» (к слову, в том числе тех, которые пока блокируют парафирование Соглашения), нам усложнили путь к продвижению безвизовой цели. Теперь чтобы перейти на вторую фазу нам надо выполнить еще два политических условия. Первое – Брюссель должен дать оценку рисков введения Европейским союзом безвизового режима между Украиной и ЕС. Второе условие – решение о переходе на вторую фазу должно быть принято государствами-членами на уровне Совета ЕС. Но решение об окончательном введении безвизового режима будет зависеть, прежде всего, от успехов в выполнении украинской стороной технических критериев, содержащихся в упомянутом Плане действий.
Известны ли вам какие-то факты об ограничении выдачи украинцам шенгенских виз в последнее время, о которых так много пишет наша пресса?
Эта информация не соответствует действительности. Потому что вопрос выдачи виз идет вне политики и касается права европейцев, которыми являются украинцы, свободно передвигаться по территории ЕС. Я считаю, что эти истории - не более чем выдумки самих авторов.
Есть вероятность, что Виктор Янукович приедет в Брюссель до Саммита?
Вы знаете, что решение о переносе визита было принято не нами, это была инициатива ЕС. Как показывает анализ, европейская сторона осознает: это было в какой-то мере поспешное и эмоциональное решение. И тому свидетельство - резолюция Европарламента от 27 октября, в которой содержится призыв к руководству ЕС назначить новую дату визита Президента Украины в Брюссель.
Что касается следующего визита, на мой взгляд, сторона, которая инициировала его перенос, должна предложить решение ситуации: либо предложить новую дату визита, либо другие альтернативные пути контактов на высоком политическом уровне. Пока, кроме обращения Европарламента, со стороны ЕС таких инициатив не было. Я бы не хотел вокруг этого вопроса создавать ажиотаж. Киев и Брюссель сейчас не должны спорить о том, кто прав, кто виноват в отношении несостоявшегося визита, а сосредоточить все свои интеллектуальные ресурсы для соответствующей подготовки предстоящего Саммита в Киеве.