Уже в понедельник в комитет вошли ПРП, «Народная самооборона», НРУ, Партия защитников Отечества, Европейская партия Украины, «Гражданская позиция», «Фронт змін», партия «За Украину!» и «Свобода». Десять политических сил, основные оппозиционные силы страны, создали... Двайте попытаемся разобраться что они создали и зачем?
Первое, что бросается в глаза – абсолютно нетипичная для политики форма создания комитета: об этом просто сообщили СМИ. Без совместной пресс-конференции и обязательного в таких случаях фото держащихся за руки лидеров. И это не упущение пиарщиков «Батькивщины», это просто означает, что лидеры обозначенных партий, возможно, и не собирались вместе на этапе создания. Осмелюсь также предположить, что бравурное заявление Сергея Соболева о том, что все лидеры партий, вошедших в Комитет сопротивления, собирались вместе и выработали некий план действий, – не более, чем хорошая мина при плохой игре.
Хотя спешку Александра Турчинова сотоварищи можно понять: не объяви они в воскресенье о создании своего Комитета, в понедельник уже им пришлось бы присоединяться к аналогичной структуре, созданной другими. Тоже оппозиционерами, но при этом весьма чуткими к пожеланиям человека, которого небезосновательно подозревают в дирижировании дела Тимошенко – Дмитрия Фирташа.
И это совсем не досужие фантазии – подобные технологии не раз были реализованы в Украине. Достаточно вспомнить славную «каневскую четверку», которая была создана при участии штаба Леонида Кучмы с вполне понятными задачами – ослабить оппозиционных кандидатов, не позволить им договориться по-настоящему накануне первого тура. Что в итоге вывело во второй самого удобного для Леонида Кучмы спарринг-партнера.
Будь подобная технология реализована сейчас – под патронатом Дмитрия Фирташа – объединенные оппозиционеры, разумеется, не прекратили бы требовать освобождения Тимошенко. Уверенна: и критиковать власть не стали бы менее агресивно. Вот только конструктива, позитивной программы действий от них бы не дождались. И, позволю себе предположить, главной целью объединения стало бы «подготовка к успешному участию в парламентских выборах 2012 года». То есть, то, чего и нужно Банковой – ослабление градуса конфликта и переноса его кульминации на год.
Врочем, тот факт, что «Всеукраинский комитет сопротивления» создан БЮТом, вовсе не означает, что его не попробують превратить в модернизированный вариант «каневской четверки» – в «каневскую десятку». Тем более, что первые признаки сего уже наблюдаются. Так, в первой же программе действий «Всеукраинского комитета сопротивления» появился пункт об координации усилий оппозиции касательно нового избирательного законодательства и подготовки к грядущим парламентским выборам. Наряду с пунктами о проведении акций возле Печерского суда и совместном выступлении объединенной оппозиции 24 августа. Было бы интересно узнать, кто именно из лидеров «десятки» так озабочен подготовкой к парламентским выборам. Не тот ли пламенный оппозиционер, призвавший давеча всех противников власти отказаться от участия в выборах, если – внимание – на момент их проведения Тимошенко будет в тюрьме. Очень похожая логика – перенос развязки на отдаленное будущее. К слову, насколько солидарны бывают украинские политики в процессе избирательной компании все увидели в ходе прошлогодних местных выборов. Помнится, тогда «Батькивщину» сняли в нескольких областях с выборов, но никто из оппозиционеров не пошел на демарш из солидарности з партией Тимошенко.
Но самое главный недостаток новосозданного «комитета сопротивления» в том, что он – сборная солянка политиков и партий, случайно оказавшихся вместе. Их объединяет неприязнь к действующей власти, неприятие ее методов, страх за свое будущее. Но общего видениея будущего страны, четкого, понятного для общества ПОЗИТИВНОГО плана действий, у них, увы нет. Упрекать политиков, собравшихся в упомянутом комитете, я бы не советовала – они действуют, как умеют: протестуют, возмущаются, критикуют. Но для страны на сегодняшнем этапе этого явно недостаточно.
Нгастоящий буйных мало?
Прежде чем ответить на извечный попрос «что ж делать-то?» зададимся не менее важным: «кто?».
Очевидно, товарищи, подписавшее документ о создании «Всеукраинского комитета сопротивления» не подходят по причинах, указанных выше. И, главное, в украинском обществе давно созрел запрос на новые лица. Старым просто не поверят. Страна по-настоящему устала от этих персон, не единожды получавших шанс, но даказавших – не умеют, не способны.
Где взять новых?
Во-первых, искать в стане опппозиции. В «Нашей Украине» и ее осколках, в БЮТ, других политических партиях немало людей, доказавших свою профпригодносить и принципиальность, но при этом, не успевших особо замараться.
Во-вторых, новые потенциальные лидеры есть среди активистов третьего сектора. Активисты «налогового Майдана», харьковские экологи, защищающие в неравной борьбе парки родного города от брутального мэра, борцы с коммунальным беспределом во Львове, Днепропетровске, Одессе...
В третьих – успешные руководители местного самоуправления. Они помогут спуститься с Печерских холмов поближе к реальным потребностям людей.
Комитет 2.0
Лидеры «Всеукраинского комитета сопротивления» говорят о борьбе с диктатурой. Но диктатура (хотя не факт, что установившися в Украине политический уклад можно называть именно так), а лишь следствие.
Так почему, вопя о политических репрессиях, об избирательном правосудии, о том, что все решения кого, как и за что судить принимаются в одном кабинете, наши оппозиционеры забывают, что первопричиной всего этого – решение Конституционного суда от 30 сентября 2010 года, весьма сомнительным способом упразднившего конституционную реформу 2004 года.
Разве ж они – искушенные политики, опытные государственные мужи – уже успели забыть, с чего все и началось? Так напоминаю: в прошлом году люди в крысных мантиях, посовещавшись маленько, вернули к жизни Конституцию 1996 года, наделив Виктора Федоровича полномочиями, под которые его не избирали. Вследствие чего Украина получила:
– «Донецкий» Конституционный суд, готовый утвердить любой каприз главы государства;
– Тотальную зависимость от президента судов всех уровней, уничтоженный Верховный Суд;
– Монополию президента на контроль над силовыми структурами
– Парламент, превратившийся в орган визирования президентских инициатив.
Подобного дисбаланса власти, концентрации ее в одних руках не было даже на пике могущества Леонида Кучмы, у которого всегда существовал противовес в виде независимого парламента. Да и суды тогда принимали решения не только по указке из Банковой...
Что в таких условиях должна делать оппозиция? За освобождение Юлии Тимошенко и других лукьяновских сидельцев бороться? Фаера в парламенте кидать? Драться с «Беркутом»?
Или все-таки попытаться посмотреть на ситуацию более глобально?
Почему бы для начала не объявить нынешнюю украинскую власть НЕЛЕГИТИМНОЙ и призвать страну к ВОССТАНОВЛЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ?. Основания для сего есть. И более чем весомые – вердикт Венецианской комиссии, главного европейского органа по конституционному праву. «Венецианцы» без лишних эковоков оценили манипуляции команды Януковича с украинской Конституцией: «Настоящая конституционная система, основанная на решении Конституционного Суда, не является целиком легитимной».
И еще: «Возникает вопрос легитимности настоящих органов власти, поскольку и Президент, и Парламент были избраны на основе правил, которые не имеют юридической силы на сегодняшний день. Президент Украины, в соответствии с этим решением Суда, имеет гораздо больший объем полномочий, нежели тот, которым его наделили избиратели в день выборов. Работа ключевых государственных органов теперь имеет в основании правила, установленные судом, а не Верховной Радой – демократическим и легитимным законодательным органом».
Оценки Венецианской комиссии вполне достаточно, чтобы объединение оппозиции – почему бы не назвать ее «Комитетом защиты Конституции» – видвинул требование в немедленных досрочных парламентских выборах. Восстанавливать конституционный строй с нынешним парламентом, в котором политический выбор украинцев деформирован как раз из-за отмены политреформы, невозможно. Об этом, кстати, уже говорят отдельные представители оппозиции.
Также «Комитет защиты Конституции» мог бы обратиться к парламентам мира с просьбой дать оценку ситуации в Украине, что было бы очень сильным шагом для предания легитимности всему процессу.
Законодательная власть, особенно в европейских странах, весьма чутко относится к неправовым действиям властей любой страны. Это правительства часто готовы смотреть сквозь пальцы на попрание закона где-то у соседей, руководствуясь в первую очередь экономическими мотивами. Парламенты же будут оценивать украинскую ситуацию с точки зрения права.
И не только оценивать. Европейские парламенты, например, вполне могут заставить свои правительства добиться от Украины приведения ее судебной системы до европейских стандартов – или прощай Зона свободной торговли. Какая тут свободная торговля, если все бизнесс-споры будет решать «донецкий» судья? Еще можно заморозить ослабление визового режима – ввиду явных нарушений прав человека в Украине. Можно много чего.
Важный тактический момент – очень многие хорошие начиная в Украине были похоронены прямо на старте из-за неразборчивости в связях. Поэтому уже на старте новое объединение оппозиционеров, если, конечно, подобная инициатива когда-либо будет реализована, должно тсчательно подходить к чисчтоте своих рядов, не подпуская на пушечный выстрел людей с сомнительной репутацией или запятнавших себя сотрудничеством с нынешней властью.
Также было бы нелишним провести своего рода информационную люстрацию, объявить «черный список» подцензурных СМИ и продажных политологов. Подобное уже делалось накануне Оранжевой революции и затея имела серьезный эффект. В конце-концов, и рядовой украинец, и иностранный дипломат имеют право, воспринимая информацию с экрана ТВ или слушая известного политолога, знать, что на них льется поток пропаганды, оплаченой властью...
***
Стоит понимать: суд над Тимошенко и ее арест – лишь одно из многих проявлений ситуации, сложившейся после неправового изменения Конституции. Точно таким же проявлением разрушенного баланса во власти стали участившие рейдерские захваты, монополизация целых отраслей экономики в руках нескольких людей... Это уже не абстрактные угрозы типа «Сегодня в тюрьме Тимошенко – завтра ты!». Нет, это, например, усилившееся давление налоговиков на малый и средний бизнес, от чего пострадали сотни тысяч предпринимателей. Это отсутствие вакцин для прививок. Это в конце-концов, вполне осязаемое дорожание продуктов, которые ощутил на себе каждый из нас...
…Украине уже двадцать лет. Пора нам, ее гражданам наконец понять, что Конституция называется Основным законом не просто так.