ГоловнаБлогиБлог Макса Левина

Почему в Израиле жить хорошо

Неожиданно это лето мне - со старшим сыном Орестом - выпало провести в Израиле.

В стране, окруженной немалым количеством стереотипов (по крайней мере, в моей голове). Но теперь, признаюсь, я начал смотреть на евреев вообще, и на израильтян в частности, совсем по-другому.

Фото: Макс Левин

Итак, начинаю. Предупреждаю только: я не историк, не эксперт в области арабского мира, все нижеизложенное - чисто субъективное ИМХО или путевые заметки.

Тель-Авив. Самолет приземляется около часа ночи (часовой пояс тот же, что и в Киеве).

Уже на выходе бросается в глаза: несколько сотрудников аэропорта ожидают у трапа с инвалидными колясками – вдруг на борту есть инвалиды, которым понадобится помощь. К инвалидам тут вообще отношение особое – еще ни раз упомяну об этом далее.

Аэропорт им. Бен Гуриона – огромный, расположенный менее, чем в десятке километров от Тель-Авива. В Иерусалим, Тель-Авив, Хайфу ходят маршрутки, которые развозят всех пассажиров по их адресам (как такси). На нижнем этаже аэропорта находится железнодорожная станция – 20 мин ожидания и мы уже едем в сторону Тель-Авива.

Поезд, похож на наш “родной Хюндай”, но без лишнего пафоса. Едет бесшумно, кресла мягкие.

В Тель-Авиве встречаем рассвет на пляже: Орест досыпает у меня на руках, а я умиротворенно наблюдаю утренний прибой. У самой кромки воды мелькают многочисленные фигурки – местные жители вышли на пробежку. Здоровый образ жизни здесь в почете, да и вся инфраструктура этому способствует.

Все пляжи Израиля бесплатные, с полосой чистого - шириной минимум в 100 метров (в городах) - песка. Через каждые 100-200 метров установлены бесплатные души, краны для мытья ног и...краники с питьевой водой. Уже позже израильские друзья рассказали: рядом с автоматом по продаже сладкой, газированной воды обязательно должен быть краник с бесплатной питьевой водой – таков закон (или просто общепринятое правило).

Но вернемся к стереотипам. Один из них, описанный в анекдоте (“не пытайся никого обмануть – тут все евреи”) был разрушен уже в аэропорту. Здесь все честно, нет жуликоватых таксистов, подозрительных типов вороватой наружности…

К своему удивлению, здесь я немного встречал евреев-ортодоксов – с пейсами, в черных шляпах. Большинство – арабы. Понимаю, что для людей знающих историю, это не новость, но для меня - культурный шок.

***

Из городов, что довелось посетить, самым уютным, «домашним» таким и …европейским, оказался Тель-Авив. Замечательная набережная: широкая лента чистейшего песка, деревянные навесы от солнца, площадки с тренажерами, велосипедная дорожка. Все - в приличном состоянии, без лишнего лоска (как, скажем, на набережной Батуми).

В центре города возле белоснежного здания Национального театра "Габима" в импровизированном саду бегают, кувыркаются дети. Обувь оставляют на деревянном парапете, родители сидят тут же – удобное место для неспешных бесед на свежем воздухе. Представить себе такое в центре Киева – сложно: наши градостроители тяготеют в монументальным фонтанам и статуям, к стеклу, бетону, асфальту, точно не к обустройству «зеленых островков».

Под этой же площадью - огромная 4-х уровневая подземная парковка: всегда есть, где оставить автомобиль, не возникает нужды искать местечко на парковках, газонах.

Вообще парковки в Израиле - отдельная история. Существует их два типа: возле серенького бордюра – бесплатно, возле сине-белого – платно. Паркоматы рядом, принимают мелочь – сколько денег вкинул – столько и стоишь. Штраф за неоплаченную парковку – 100 шекелей (200грн), поэтому платят все исправно. Третий тип окраски бордюра красно-белый: парковка запрещена. В таких местах машину заберет эвакуатор в считанные минуты: все четко и понятно – нарушать не стоит. Так же строго карается парковка на месте для инвалида (таких мест много на каждой стоянке: они ближе всего к тротуару или пандусу). Да и совершить подобное может только “бык”, как говорят израильтяне.

К инвалидам здесь относятся с большим пониманием, я бы даже сказал, пиететом. Поразила картина: на парковку возле супермаркета подъехал седан бизнес-класса, открылся багажник и оттуда - некое подобие механической руки-робота - достало инвалидную коляску, подав ее прямо к передним дверям. Водитель-инвалид, без посторонней помощи забрался в кресло, и с чувством собственного достоинства поехал в супермаркет.

Фото: Макс Левин

Следующий пункт назначения – Иерусалим, как же иначе. Кстати чтобы увидеть много и за короткое время - взял машину на прокат. Неделя проката авто (маленького, зато экономичного) обойдется всего в 190$. Плюс около 1000 шекелей (2000грн) - на бензин. При том, что объехали почти полстраны (около 1500 км). В Украине прокат такого же автомобиля на неделю стоил бы 470$ - чувствуете разницу?

В Иерусалиме уже чувствуется напряженность по линии арабы-евреи. Сперва моих израильских друзей обеспокоило местоположение отеля, заказанного нами в Иерусалиме – недалеко от центра, но в арабском квартале.

Сам отель оказался весьма благополучен, но район и правда бедный – с неказистыми домами, да кучами мусора на обочинах. По дороге в старый город нас, белых гринго, окружили арабские мальчишки - просили денег. Плюс к этому всю дорогу ощущаешь себя мишенью – со всех сторон за тобой следят десятки глаз. В исторической же части, сразу чувствуется атмосфера восточного города – узкие улочки, облака пряных ароматов, бойкая речь торговцев, количественное преимущество арабов.

Площадь возле Стены Плача, несмотря даже на позднее – около девяти вечера – время, многолюдна.

Фото: Макс Левин

Площадь разделена перегородкой на две части – женская и мужская половины. Прямо на каменном полу сидят верующие: отдыхают, ужинают, кормят детей. А детей у ортодоксальных евреев немало, нормой считается 10-11.

Фото: Макс Левин

Фото: Макс Левин

Религия, в данном случае, очень помогает государству: предохраняться запрещено, официальные браки можно заключать только между иудеями. Таким образом, количество “исконных” евреев стремительно растет. Настолько, что закон о воинской обязанности пересмотрели и уже с 1 августа этого года ортодоксальные евреи вместо изучения Торы должны отдавать долг по защите Родины. Это революционный шаг для глубоко религиозного государства. Но суровые реалии - 5 миллионов евреев и 300 миллионов арабов - вокруг, диктуют свои условия: страну нужно защищать.

Кстати, религия вносит коррективы и в личную жизнь молодежи. Местные девушки не приемлют “легких отношений”, поэтому парни-израильтяне ищут знакомств среди приезжих или довольствуются услугами девушек по вызову – визитки с соответствующей рекламой раскиданы в оживленных местах Тель-Авива.

Фото: Макс Левин

***

Едем дальше, следующий пункт – Мертвое море и несколько национальных парков в его округе. От Иерусалима до Мертвого моря самый короткий путь – 40 км. Но, это – по карте, а в действительности предстоит преодолеть участок палестинской территории. Что сделать на машине с израильскими номерами небезопасно. Пришлось дать огромный крюк – через Хеврон – 230 км.

Дороги в Израиле похожи на американские (судя по фильмам): ровные, с хорошей разметкой, очень подробными указателями на трех языках – иврите, арабском и английском. Именно в такой последовательности. И не зря - знать иврит должен каждый, а разговаривать на нем даже модно. На арабском разговаривает полстраны, а английский понимают, кажется, все. И еще один из стереотипов в моей голове разрушен – здесь очень мало разговаривают по-русски на улицах. В основном, русский – язык домашнего общения для репатриантов, приехавших из стран бывшего соцлагеря.

Еще удобство на дорогах - железные «фишки», наподобие маленького холмика. Такие тянутся полосой вдоль осевой линии, разделяющей потоки, еще - вдоль сплошной линии, ограничивающей дорогу справа. Довольно предусмотрительно – едва отвлекся, задумался и машину повело на обочину или во встречный поток – наскакиваешь на ленту этих фишек и колеса начинают вибрировать. Вообще за рулем в Израиле легко заснуть – монотонное движение по хорошей дороге расслабляет. За окном однообразные пейзажи и +40 по Цельсию.

Почти половина территории Израиля - пустыня, хотя на севере есть и горные массивы - Галилея, Голанские высоты, Кармель.

Все время задавался вопросом: как же тут можно жить – жара почти круглый год, вода – на вес золота, ископаемых практически нет. Вокруг - враждебно настроенные народы, в понимании многих из них государства Израиль вообще существовать не должно. По сравнению с этим Украина – с ее лесами, озерами, полями, плодородными землями – будто Земля Обетованная.

Дома в Израиле, даже богатые особняки, это - по нашим меркам - скромные «коробочки». Хотя стоимость их часто приближается к миллиону долларов, вид из окон наверняка унылый: полноводных озер и полян на опушке леса «на всех» просто не хватает. Тем более, застройки на берегах озер и морей запрещены – народное достояние.

Дом "богача"
Фото: Макс Левин
Дом "богача"

Мертвое море, как по мне, «развлечение» специфическое: вода горячая, на вкус – горькая и очень соленая, все тело щиплет. Едва выйдешь из воды, сразу хочется в душ (он тут общественный) и под кондиционер.

Однако, и в этом израильский народ берет от природы по максимуму: на берегу Мертвого моря множество дорогих отелей. Неподалеку, на склоне горы, расположился национальный парк Эйн-Геди. Фактически это - ущелье, по которому спускается небольшая речка, в некоторых местах образовывая водопады по 3-6 метров. Растительность очень скудная, деревья и кусты – локально, растут лишь у воды. В остальном - все та же пустыня, только с обозначенным маршрутом продвижения. Разочарованно спускаемся вниз, дойдя до первого водопада – 70 шекелей потрачены зря. В Карпатах пейзажи покрасивее, еще и бесплатно. Та же ситуация с крепостью Массада. Фактически, это - плато на краю пустыни, с видом на Мертвое море. Подняться туда можно и пешком – есть маршрут, но в летнее время, тропа закрыта – солнечный удар гарантирован. Поэтому мы испытываем местный фуникулер – (длина маршрута 900 метров, подъем с 257 метров ниже уровня моря до 33 выше уровня, скорость – 8 метров в секунду) канаты натянуты между нижней станцией у подножия плато и верхней - на самом плато. Зрелище потрясающее. Хотя бы за это стоило заплатить 144 шекеля на двоих. Саму же крепость осматриваем бегло - обычные постройки из камня, жара невыносимая. В голове опять один вопрос: как тут жили и воевали люди, если пробыть час под таким солнцем - уже испытание.

Я не зря рассказываю про эти национальные парки – чрезвычайно восхитил сам подход.

Например, на трассе - даже в пустыне - через каждые 10-15 км присутствуют специальные указатели – оповещают о туристических объектах по обе стороны дороги. Пусть большинство из них это – те же кусочки пустыни, но везде есть охрана, касса, место для парковки. Так, чтобы просто взглянуть на каньйон Эйн Авдат с верхней точки, будь добр, заплати 29 шекелей. Прогуляться по нему – 43 шекеля.

Фото: Макс Левин

Фото: Макс Левин

После Мервого моря двигаем на юг Израиля, здесь находится курортный город Эйлат – единственный выход Израиля к Красному морю. Из-за недавней отмены виз, в Эйлате повсюду слышна русская речь. Здесь нас с Орестом интересовали, в первую очередь, океанариум и Дельфиновый риф. Океанариум - чудесное место, чтоб провести с ребенком целый день: такого количества рыб на расстоянии вытянутой руки я не видел еще никогда в жизни.

Дельфиновый Риф – небольшая бухта, в которую свободно (!) заплывают дельфины. Истинный восторг! Для посетителей сооружены мостики на понтонах – сиди себе и жди, когда подплывет дельфин. Конечно, дельфинов подкармливают, те отвечают благодарностью – проделывают разнообразные трюки. Сами, добровольно! Никакого насилия, дрессировщиков и т.д.

Есть возможность даже поплавать в этой бухте вместе с дельфинами, с маской-трубкой или с аквалангом - в сопровождении тренера. Стоит недешево – около 80$, но вопрос честности использования труда дельфинов остается открытым.

Возвращаемся на север, в Хайфу, опять через пустыню. Вокруг нескончаемые пески, местами из-за дюн выглядывают невзрачные домики, на горизонте маячат верблюды. Жарко, очень жарко. Дома-то, даже в самую знойную пору, куда комфортнее. Потому, что дома.

Макс Левин Макс Левин , Фотокорреспондент LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram