Что, конечно, обидно. Единственное, что в данной ситуации хоть как-то утешает, так это то, что Патриарх является активным пользователем интернета. Так что, ежели, пребывая в Украине, он уделяет больше внимания местным сайтам, то не исключено, что глас вопрошающего все же достигнет адресата. Конечно, желательно, дабы сие свершилось до приезда Кирилла в Киев. Где пребывание главы РПЦ традиционно будет связано со Свято-Успенской Киево-Печерской Лаврой. Которой, как известно, вот уже семнадцатый год подряд руководит архиепископ Павел. Известный в миру еще и как Петр Лебедь. Посему сложно сомневаться, что глава РПЦ и наместник Лавры разминутся. И в надежде, что с помощью интернета случится чудо, хотелось бы открыто уведомить главу РПЦ о некоторых нелицеприятных фактах поведения вышеуказанного наместника Лавры, которые ставят под сомнение искренность действий, декларируемых Русской православной церковью. Точнее, озвучить те самые вопросы, которые хотелось бы задать патриарху, если б такая возможность предоставилась.
Итак, вопрос номер один - «Священный Синод Русской православной церкви 1 октября 2004 одобрил «Концепцию участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом». В частности, там говорится: «Церковь ясно свидетельствует, что болезни и связанные с ними страдания, в том числе переживаемое больными отчуждение и презрение со стороны окружающих, - это последствия греха, пренебрежения богозаповеданными нравственными нормами и интересами ближних. Обличая грех, Церковь, следуя примеру своего Господа, совершает служение милосердия в отношении больных».
Помимо этого, в тексте концепции сказано: «Святые отцы не считают возможным установить однозначную связь болезни с тем или иным личным грехом человека». Со ссылкой на святителя Иоанна Златоуста, который сказал: «Есть много людей неразумных, которые из несчастий другого обыкновенно выводят дурное заключение о его жизни»... Также разработчики концепции отметили, что: «В ситуации эпидемии ВИЧ/СПИДа священнослужители и миряне должны сделать все возможное для того, чтобы попытки людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, прийти в Церковь не были встречены холодом равнодушия, а тем более презрения и осуждения. Человек с ВИЧ/СПИДом призван обрести в Церкви дом Отчий, тихую гавань спасения и заботливую семью». Кроме этого, концепция однозначно разъясняет весьма важный аспект, связанный с ВИЧСПИДом: «С уважением относясь к медицинским рекомендациям, верующие помнят, что
Крещение - это не "прием общей ванны", но церковное Таинство, и вода для его совершения освящается. То же касается и прикосновения верующих к святыням, и прежде всего приобщения высочайшей Святыни - Тела и Крови Христовых. По глубочайшему убеждению многих поколений верующих, передача инфекции через лжицу, погружаемую в истинную Кровь Христову, невозможна».
Не менее четко прописаны и задачи, которые ставятся перед РПЦ для реализации положений концепции. А именно: «В силу организации и внутреннего уклада жизни монастыри предоставляют хорошую возможность для реабилитации лиц, живущих с ВИЧ/СПИДом. Поэтому при монастырях целесообразно создание центров реабилитации ВИЧ-инфицированных… … «Социальным отделам епархий Русской Православной Церкви следует включить в сферу своей деятельности работу с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом, координируя и поддерживая эту деятельность на приходах, в сестричествах и братствах, в монастырях и специализированных церковных организациях.
Необходимо вести разъяснительную работу среди священнослужителей в отношении ВИЧ, о необходимости и способах оказания поддержки ВИЧ-инфицированным, особенностях литургической практики и душепопечения в отношении таких людей»… «Важнейшими направлениями работы Церкви по предотвращению распространения ВИЧ/СПИДа и заботы о ВИЧ-инфицированных в сфере социальной деятельности, где возможно сотрудничество с общественными организациями и государственными структурами, являются:
- создание церковной анти-СПИД сети, призванной осуществлять координацию православных инициатив в сфере профилактики и борьбы со СПИДом;
- поддержка церковно-общественных проектов на местах по созданию консультационных служб и телефонов доверия по проблемам ВИЧ/СПИДа;
- содействие социальной реабилитации и защите прав людей, живущих с ВИЧ/СПИДом;
- правовая консультация ВИЧ-инфицированных и их близких;
- психологическая помощь людям, живущим с ВИЧ/СПИДом (в медицинских учреждениях - больницах, клиниках, роддомах, в местах заключения и так далее), а также их близким;
- уход за детьми-сиротами, рожденными от ВИЧ-инфицированных матерей;
- патронаж и уход за ВИЧ-инфицированными детьми-сиротами;
- патронаж и уход за взрослыми ВИЧ-инфицированными, в том числе в терминальной стадии;
- работа в заведениях пенитенциарной системы, в том числе с ВИЧ-инфицированными заключенными»...
Так вот, вопрос звучит следующим образом: как с данной концепцией соотносятся действия наместника Лавры архиепископа Павла, который является одним из главных инициаторов «изгнания страждущих от Храма». Т.е. принудительного выселения (фактически вышвыривания на улицу) инфекционного отделения клиники Института эпидемиологии и инфекционных болезней имени Громашевского, расположенной возле Киево-Печерской лавры где лечат больных ВИЧ/СПИД? При том, что на сегодня Украина по динамике роста числа заболевших ВИЧ уже обогнала африканские страны, где рост болезни удалось остановить, и вместе с Россией является абсолютными лидерами по заболеваемости в Европе. Как с данной концепцией в частности, и с христианскими постулатами вообще соотносится такое себе "Послание Павла киевлянам", процитированное множеством украинских и российских СМИ. В частности, в отношении одной из лучших специализированных клиник по лечению больных ВИЧСПИД в СНГ было сказано следующее: «"Вы хотели бы, чтобы у вас в подъезде был притон? Чтобы в вашей в квартире, рядом или хотя бы на одной площадке жили люди со страшными заболеваниями?"… И еще: «Я их (больных ВИЧСПИД – А.К.) не осуждаю, но они должны находиться в том месте, где они должны быть, а не в центре вселенского православия - Киево-Печерской Лавре". Или вот: «Мне неприятно, например, что со мной живет человек, который гулял, получил все болезни, какие только можно получить. А я молюсь, прошу у Бога прощения... И чтобы меня кто-то наградил здесь, ходя по территории"…
Фото: Макс Левин
Интересно, насколько сложно спрогнозировать, что после этих слов о церкви вообще и о Московском патриархате в частности будут думать те, чье отчаяние требует именно того участия, которое озвучено в концепции…
Вопрос номер два. «Насколько известно, сперва Священный Собор, а затем и Священный Синод Русской православной церкви еще в 1993-1994 г.г. однозначно определились с участием священнослужителей РПЦ в выборах депутатов различных уровней власти, категорически запретив им подобное участие в мирском аспекте жизни. Распространив это предписание не только на территорию РФ, но и страны СНГ и Балтии.
18 апреля 2008 года Священный Синод УПЦ МП на своем очередном заседании в Киеве под председательством митрополита Владимира, принял решение, которое сделал невозможным участие (цитирую российское интернет издание «Портал-Credo.ru) «архиепископа Вышгородского Павла наместника Киево-Печерской лавры, одного из самых богатых и влиятельных иерархов Украины - в выборах депутатов Киевской рады, назначенных на 25 мая. Пикантность ситуации с участием архиепископа в выборах заключалась в том, что он сначала дал согласие войти в головную часть списка Коммунистической партии Украины, а потом решил баллотироваться от "Партии регионов", за что был уличен лидером украинских коммунистов во лжи и непорядочности». Помимо этого Священный Синод решил "отказаться от участия епископата и клириков УПЦ в выборах в местные органы самоуправления всех уровней из соображений пастырского характера", а также "наладить системное сотрудничество с влиятельными политическими партиями и блоками для защиты церковных интересов в местных органах власти".
Фото: kp.ua
Стоит добавить, что решение Священного Синода УПЦ МП было каким-то образом проигнорировано, и наместник Лавры все же стал депутатом Киевсовета от Партии Регионов. Примечательно, что в одном из многочисленных интервью архиепископ Вышгородский Павел заявил, что является еще и одним из создателей Партии регионов. Посему вопрос состоит из двух частей. Первое – как с позиций руководства РПЦ можно оценить согласие архиепископа Павла войти в головную часть избирательного списка от Коммунистической партии Украины? И второе – как с учетом решений, как Священного Синода РПЦ, так и Священного Синода УПЦ (МП) можно расценивать нынешнее депутатство архиепископа Павла, среди прихожан которого явно имеются сторонники иных украинских политических сил?
Вопрос номер три. И украинские и российские СМИ неоднократно сообщали о том, что архиепископ Павел является одним из самых богатых украинских церковных иерархов. В качестве примера приводилась, в частности, декларация кандидата в депутаты Киевсовета от Партии регионов, где гражданин Петр Лебедь указал, что в его собственности имеется элитная недвижимость и два автомобиля марки «мерседес». Здесь уместна еще одна цитата из интервью архиепископа Павла, которое он дал в октябре 2009 года журналу «Русский репортер»: «Да, ездим на машинах, у меня «мерседес». Это не роскошь, а средство передвижения. Если бы выпустили хорошую нашу машину, я бы на ней ездил. Я не вижу здесь ничего такого. Меня сегодня упрекают: «Вы ездите даже по Лавре!» Но мне почти пятьдесят лет, сахарный диабет, суставы болят. А нужно несколько раз в день побывать на дальних, ближних и верхних территориях. Хорошо, я пройдусь, но я не смогу ходить целый день. А если нужно выехать по делам в город? Если человек умер, нужно справку взять о том, что он не дышит. В конце концов, роскошь царя Давида ничем не помешала ему войти в Царство Небесное. Вот такой мой ответ»…
Фото: www.segodnya.ua
В этой связи можно даже не проявлять риторического любопытства по поводу того, а как же справлялись со своими обязанностями предшественники депутата-архиепископа Павла, скажем, в 19 веке? Когда с «мерседесами» в стране была проблема, территория Лавры была гораздо больше, а в монастыре проживало порядка 7 тысяч монахов…
Ну, а сам последний вопрос предельно краток: согласна ли по-прежнему Русская православная церковь с известным изречением Христа о прохождении верблюда сквозь игольное ушко и проценте вероятности попадания богатых в царство небесное? Или ситуация уже уподобилась тому анекдоту, когда в Госдуме РФ спикер объявляет: «Господа депутаты, в сегодняшней повестке дня два вопроса - «не укради» и «не убий». В данный момент фракции работают над поправками…