ГоловнаПолітика

Дежавю

Когда оппозиция решила создать Комитет спасения Украины, у меня возникло устойчивое ощущение дежавю.

Дежавю
Фото: Макс Левин

…Начало 2001 года. Оппозиция выводит своих сторонников на улицу. «Украина без Кучмы» и Всеукраинское движение сопротивления «За правду!», ряд оппозиционных политических партий, огромное количество тех, кто желает примазаться, мэры городов и депутаты Верховной Рады, экс-министры и экс-дипломаты. Все собираются в конференц-зале парламента.

Несколько пространных речей о коррумпированной власти, о преступном режиме, о сдаче национальных интересов, о необходимости импичмента президента… Говорят о Гонгадзе и о Мельниченко… В конце объявляют о создании Форума национального спасения. Главное условие – у Форума должен быть коллективный лидер, все решения должны приниматься консенсусом.

Многие политики не поддерживают Форум. Виктор Пинзеник заявляет, что «мы не можем идти в оппозицию, потому что подставим премьера Ющенко». Ющенко умывает руки и называет оппозицию «фашистами». Тимошенко вообще находится в Лукьяновском СИЗО.

…Потом из тюрьмы выходит Тимошенко и уже через месяц монополизирует Форум. Кому не нравится – выходят и уходят. Еще через месяц Тимошенко инициирует референдум по импичменту президента. Ей говорят: Юлия Владимировна, это авантюра! Она не слушает. Еще через два месяца оппозиция уходит на парламентские выборы и о Форуме национального спасения все забывают.

Прошло девять лет. Опять создается структура, ключевым словом в названии которой является «спасение». Опять слова об импичменте и предательстве национальных интересов. Но о Гонгадзе не вспоминают. Мельниченко присутствует уже не в виде символа, а в виде участника. Власть стала не менее коррумпированной (хотя оппозиция – тоже). В зале – экс-министры, экс-дипломаты, экс-мэры городов, действующие депутаты…

Единственное: тех, кто не готов идти защищать Украину от фантомных предательств под знаменами Тимошенко, – намного больше. И намного меньше людей на улицах. В 2001 году по Киеву ходили 100-тысячные демонстрации. В 2010 году оппозиция под стены парламента смогла собрать не более 3 тыс. человек.

Помните героя рассказа Льва Толстого? Мальчика с богатой фантазией, который кричал «Волки! Волки!»? В результате ему перестали верить. Наша современная история – это история девочки, кричащей «Импичмент! Импичмент!» или же «Предательство! Предательство!». Увы! Ей тоже перестали верить…

Кость БондаренкоКость Бондаренко, Інститут української політики
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram