ГоловнаПолітика

Кризис оппозиции

То, что произошло в Верховной Раде Украины 27 апреля, можно охарактеризовать кратко: кризис оппозиции.

Кризис оппозиции
Фото: Павел Подуфалов

Животрепещущий для страны вопрос – а оппозиция вскладчину смогла подтянуть около 5 тыс. человек. Зачем было заливать клеем аппаратуру, поджигать дымовые шашки, забрасывать Литвина яйцами – и при этом спокойно наблюдать за процессом голосования? Создалось впечатление игры в поддавки или же красочной, тщательно отрежиссированной сцены «игры в оппозицию» – мы типа протестуем, а вы как будто сопротивляетесь. Станиславский бы в этой ситуации воскликнул: «Не верю!»

Не только я, но и прочие эксперты неоднократно говорили о том, что после президентских выборов именно на Юлии Тимошенко лежит судьба украинской демократии. Именно она – как лидер оппозиции – просто обязана была прекратить никому не нужную суету вокруг признания или непризнания результатов выборов и приступить к формированию настоящей оппозиции. Но Тимошенко сделала все, чтобы выставить оппозицию смешной – начиная от своего поведения в суде до представления «потешного» оппозиционного Кабмина.

Кризис российской демократии начинался не с «плохого» Путина. Авторитаризм в России стал следствием того, что оппозиция оказалась смешной. Схема абсолютно простая. Вам не нравятся Путин с Медведевым? Голосуйте за экстравагантную Новодворскую, человека со специфической «пятой графой» Каспарова, казнокрада Касьянова... Украинская оппозиция сегодня формируется по тем же лекалам. Но в России ее выставляли в смешном свете. У нас оппозиция сама себя делает смешной и неубедительной.

Похоже, Тимошенко смирилась с тем, что в Украине тоже будет сформирована четырехпартийная система. Роль «Единой России» будет играть Партия регионов. Роль «Справедливой России» – Сергей Тигипко (вроде как во власти – и в то же время старается не испачкаться о власть). Роль ЛДПР отведена Арсению Яценюку (квазиопозиция, играющая в общую игру с властью, – в первую очередь с целью регулирования градуса оппозиционности общества). Тимошенко же уготована участь Геннадия Зюганова и КПРФ – такая себе сувенирная оппозиция, оппозиция напоказ, люди из прошлого, но при этом абсолютно прогнозируемые и нестрашные.

Я не верю в 11 мая. Я не верю во второй Майдан. Я не верю в то, что оппозиция может сегодня объединиться и решить вопрос лидерства и единой программы. Это – не оппозиция. Это – политическое лицемерие. Потому – следом за Станиславским – еще и еще раз повторяю: «Не верю!». Но верю в то, что настоящая оппозиция в Украине все же появится.

Кость БондаренкоКость Бондаренко, Інститут української політики
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram