Он напомнил, что существует разница между временем уплаты налога на добавленную стоимость на внутреннем рынке и при импорте. При ввозе товара в страну НДС платится в день пересечения таможенной границы, а на внутреннем рынке налоговые обязательства наступают через 30—60 дней.
"Фактически я получаю кредит от государства на внутреннем рынке. На сегодняшний день это практически 60 дней. Посчитайте: 60 дней на среднюю ставку, которая у нас сегодня есть по кредиту, — и мы получаем кредитование экономики. Увеличив ставку с 20 до 25 процентов, мы одновременно защищаем внутренний рынок и увеличиваем кредитование отечественного производства, потому что эти средства, которые должны поступить в бюджет, фактически использует производитель", — подчеркнул чиновник.
По словам Парнюка, существущая сегодня налоговая система, построенная на подходах, предусматривающих определение в качестве базы налогообложения дополнительную стоимость и ее составляющие (налог, фонд оплаты труда, зарплату), привела к угнетению развития отраслей экономики с высоким уровнем дополнительной стоимости в структуре производства и преимуществ для материало- и энергоемких видов экономической деятельности.
По оценкам чиновника, в частности, из-за высокой доли материальных затрат с единицы полученного дохода предприятия металлурги платят на 10 процентных пунктов меньше налогов и отчислений в социальные фонды, чем предприятия машиностроения.
Парнюк также отметил, что в структуре производства товаров и услуг промежуточное потребление сейчас составляет 56%, тогда как в развитых странах эта доля — гораздо ниже.
"Нужно изменить эту структуру, дать толчок для развития наукоемких отраслей", — подчеркнул он, предложив перейти к налогообложению не прибылей, а затрат предприятий на приобретение ресурсов.
Владимир Парнюк также отметил, что налогообложение прибыли создает мотивацию для ее сокрытия и минимизации.
По словам чиновника, такие материалоемкие отрасли, как металлургический комплекс или химическая отрасль, фактически переложили ответственность за формирование пенсионного и социального фондов на отрасли с высокой долей заработной платы.
По его данным, в 2008 году химическая отрасль с объемом реализованной продукции 55,6 млрд гривен уплатила в пенсионный и социальные фонды 1,6 миллиардов гривен, тогда как предприятия по предоставлению коммунальных и индивидуальных услуг, предприятия в сфере культуры и спорта с втрое меньшим объемом реализации (17 миллиардов гривен) уплатили в упомянутые фонды почти столько же — 1,3 миллиарда гривен.
Именно из-за такого налогообложения в Украине не развиваются наукоемкие отрасли, где заработная плата с начислением составляет 40—50%, подчеркнул чиновник.
"Если начисления на заработную плату сохранятся, даже при условиях существенного снижения ставки — с 37% до 25%, как предлагается, материалоемкие и энергоемкие отрасли все равно будут иметь преимущества. Такое налогообложение все дальше и дальше ведет экономику Украины в тупик. Нужно принципиально сменить подход к формированию пенсионного и социальных фондов, взяв за основу налог с оборота", — заявил он.
"Введение налога с оборота в размере 3% практически решает проблему наполнения пенсионного и социального фондов. Это также устранит существующую дифференциацию в налогообложении структурных элементов затрат в зависимости от их целевого назначения — на заработную плату или на материальные ресурсы", — убежден чиновник.