Президент снова хочет видеть главой оборонного ведомства Юрия Еханурова. Об этом Виктор Ющенко заявил в Эмиратах, пообещав, что в ближайшие дни внесет представление на это назначение. По его словам, отставка Юрия Еханурова с поста министра обороны в свое время была инициирована премьер-министром из-за обвинений в коррупции. «Прошло более пяти месяцев. Ни одно уголовное дело по факту коррупции министра Еханурова не рассматривается в судах», – сказал Ющенко, выразив мнение, что это свидетельствует о том, что Юлия Тимошенко ввела в заблуждение украинское общество, обвиняя министра обороны в коррупции.
История вокруг Юрия Еханурова развивалась примерно так. 20 мая на заседании Кабинета министров были обнародованы результаты проверки Главным контрольно-ревизионным управлением хозяйственной деятельности Министерства обороны и было заявлено о выявлении масштабных нарушений в земельной сфере, о коррупции при организации питания солдат и закупки горючего для военной техники. Часть обвинений озвучила сама премьер-министр. «Самый яркий пример: колбаса самого низкого качества покупалась по 68,4 грн за килограмм, тогда как колбаса лучшего качества в розничной торговле у других поставщиков стоит 36 грн», – говорила Тимошенко. Было заявлено и о нарушениях при закупке горюче-смазочных материалов, а также о незаконной передаче 53 земучастков площадью 266 га.
5 июня Верховная Рада освободила Еханурова от должности министра обороны. Тогда за увольнение Еханурова проголосовали 363 депутата – коалиция и Партия регионов. Но уже через месяц сам Ехануров сообщил, что Окружной административный суд Киева признал безосновательными обвинения ГлавКРУ в адрес руководства Минобороны на основании документов, предоставленных Генеральной прокуратурой. По словам Еханурова, Генпрокуратура подтвердила, что злоупотреблений со стороны Минобороны в земельных вопросах, а также в сфере обеспечения армии продуктами питания не было.
Что после этого в сухом остатке? Первое – или прокуратора плохо работает, или ГлавКРУ «за базар не отвечает», так как вынуждено решать политические задачи на злобу дня. Что, например, уже имело место в раскладе с другим премьером – Виктором Янковичем и другим министром обороны – Анатолием Гриценко – в то время еще из президентского лагеря. Тогда ГлавКРУ тоже проводило ревизию в военном ведомстве, огласив сумму хищений в МО на сумму 9 млрд. грн. Звучало громко, но не так запомнилось, как «ехануровская колбаса». Но Гриценко снял не Янукович, а сам президент, заменив его Ехануровым – совершив первый промах, если мы действительно говорим об интересах армии.
Имеет ли Юрий Ехануров шансы снова стать министром, получив одобрение парламента? Минимальные. О чем уже заявили в Верховной Раде представители и БЮТ, и Партии регионов. Хотя сам Ехануров утверждал, что он будет лично убеждать все парламентские фракции в целесообразности своего возвращения на должность министра. В теории компромиссы возможны. Чему подтверждение – недавнее назначение министром иностранных дел Петра Порошенко, которое на удивление тихо устроило и БЮТ, и Регионы. Но Ехануров – не Порошенко, он слишком тесно интегрирован в команду Ющенко и посему непринятен для Тимошенко.
Будет ли провал этой кандидатуры неожиданностью для президента? Вряд ли. После чего может быть предпринята повторная попытка выдвижения этой же кандидатуры. А потом военно-кадровая тема просто отойдет на второй план, так как активная фаза избирательной кампании девальвирует необходимость этого назначения. Так как неважно, кто – новый министр или временно исполняющий его обязанности – будет временщиком до того, как определится судьба самого Верховного главнокомандующего.
Как отразится это зависание на самих Вооруженных силах? Никак. Начальник Генштаба у армии с этой недели уже есть. Но сейчас для армии главная угроза – не битва с внешним агрессором, а исход баталии на внутреннем финансовом фронте. Генерал-полковник Иван Свида, до назначения на НГШ занимавший должность командующего сухопутными войсками, уже заявил о том, на следующий год армии по минимуму нужно около 20 млрд. грн, а реально запланировано 8,3 млрд. грн. И что этого категорически недостаточно. Напомню: для жизни армии в казармах – то есть на еду, коммунальные услуги и выплату зарплат – действительно нужно около 9 млрд. грн. Но это для той армии, которая не ездит, не плавает, не стреляет, не ремонтируется, не перевооружается. «Я буду убеждать всех, от кого зависит выделение средств, сделаю все для того, чтобы донести эту информацию до депутатов и Кабинета министров – президента не нужно в этом убеждать, он сам знает состояние дел и поддерживает нас в этом», – утверждал новый НГШ.
Да, президент действительно в сентябре заявил о том, что не будет подписывать задекларированный правительством бюджет на 2010 год, предусматривающий финансирование армии на уровне 8,3 млрд. грн: «Это бюджет развала Вооруженных сил Украины». Но подобное заявление президент делал и в 2008 году. После чего таки подписал не менее куцый бюджет, по которому из 12,8 млрд. грн, предусмотренных на финансирование армии, де-факто выделено всего 7,4 млрд. грн. То есть в пределах прожиточного казарменного минимума. А контраргументация со стороны правительства в последнее время традиционно сводится к тому, что, мол, сколько денег военным ни дай, все равно разворуют. С такими раскладами начало потешной войны вокруг министра обороны никоим образом не является войной за интересы армии. Не до них сейчас…