Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский отметил двух основных субъектов рекламной кампании – Арсения Яценюка и Юлию Тимошенко. «Кампания Тимошенко
достаточно ожидаемая – на ее посылы нечего возразить. Напомнить, что человек работает – это природно. О каких-то значительных успехах говорить сейчас сложно, но то, что премьер работает – это факт»,
- сказал эксперт. По его мнению, это наилучший месседж для Тимошенко. Но использование его задолго до активной фазы кампании Погрбинский считает не достаточно эффективным. Kасательно Яценюка, то
наиболее ожидаемым с его стороны был посыл о том, что он новый кандидат. «Но он представил иную идею. Возможно, сейчас мы наблюдаем неудачную часть его кампании, которая не достигнет цели, но,
несомненно, обращает на себя внимание, и в этом ее позитив», - сказал он, выразив надежду, что лучшие идеи будут представлены командой Яценюка позднее.
Президент Центра социальных исследований «София» Андрей Ермолаев считает, что рекламная кампания будущихкандидатов началась фальстартом и ее участники плохо понимают друг друга и не знают, с чем им
конкурировать. «Они делают ставку на манипулятивные технологии, а не на роботу с сознанием. В отличие от крайне идеологизированной кампании 2004 года, где было четкое противопоставление оранжевых и
синих, слоганы сегодняшних кандидатов преимущественно анонимные, в них отсутствует субъект обращения, отсутствует любая идеология и любые политические бренды», - сказал политолог.
По его словам, без внимания остались содержательные тексты кандидатов, на них сегодня просто нет общественного запроса. «В центре внимания – биг-борды», - подчеркнул Ермолаев. В ходе этой
кампании, по его мнению, можно ожидать различного рода мистификации вроде теории заговора, судьбы гривни, клеймения олигархов-собственников облэнерго и банков. «С точки зрения сюжета - основным
игроком кампании будет Юлия Тимошенко, чей штаб будет вводить дискуссию о том, выиграет или проиграет эти выборы премьер», - заключил эксперт.
Директор Института Горшенина Кость Бондаренко отметил, что отличием текущей рекламной кампании является повышение роли национального фактора. «Началом была книга о национальном происхождении Юлии
Тимошенко, далее появилась информация о том, что Виктор Янукович совсем не белорус по происхождению, сегодня мы слышим, что Арсений Яценюк имеет не украинские корни, очевидно, завтра, Сергей Тигипко
будет обвинен в том, что он - молдаванин», - сказал он.
Директор Центра политического маркетинга Василий Стоякин обратил внимание на две тенденции в политрекламе после 2004 года. Во-первых, по его мнению, реклама кандидатов приобрела все признаки
тоталитарной пропаганды американского образца, примером которой эксперт считает слоган «Так! Ющенко!» и легенду про Богом обраного президента. «По похожей схеме в этом году строится и реклама БЮТ –
такая себе светлая блондинка в белом, с большим сердцем, правда, кампания Ющенко в 2004 году была построена по схеме «неправда против насилия» (проверить богоизбранность президента Ющенко очень
сложно), а кампания Тимошенко все-таки направлена больше на думающего избирателя. Действительно, в том, что премьер работает, нет неправды», - сказал он. Второй тенденцией эксперт считает сугубо
рыночные признаки и демократический характер, примером которой он считает образ кролика-фронтовика, продвигаемый штабом Арсения Яценюка.
Директор центра «Социополис» Владимир Поляков прогнозирует, что рекламная кампания будет иррациональной. «У общества сейчас нет запроса на интеллектуальные посылы, которые стремятся продуцировать
Тигипко и Гриценко. Востребованными являются разделение на «свой-чужой», обещания и гарантии. Двумя основными кандидатами будут Янукович и Тимошенко, и последняя вышла с более агрессивными лозунгами
с элементами контрпропаганды – она работает, а все мешают. Виктор Янукович сегодня говорит, что по социологическим данным наиболее отражает ожидания граждан – стабильность и порядок. Возможно, в
дальнейшем он будет также использовать контрпропаганду против Юлии Тимошенко, подчеркивая, что она не использовала своих предыдущих обещаний. В то же время Тимошенко старается сделать свою кампанию
черно-белой».
Директор PR-групи «Политтех» Тарас Березовец поделился наблюдениями за слоганами, с которыми кандидаты идут на выборы: «Вірю. Знаю. Можемо», «Бандитам - тюрми» и «Так!» - были основные месседжи
Виктора Ющенко. Основной месседж Януковича: «При мне такого не было», «За мной Москва» и «Я помню как». Слоганы Тимошенко: «Пока Тимошенко борется с кризисом, все борятся с Тимошенко», «Если б не
Тимошенко, удар мирового кризиса был бы сильнее», «Я сильный лидер, Украина сильная, вместе мы сильные». Яценюк: «Все старые, я новый», «Только я - надежда» (слоган Обамы), «Если не я – нас ждет
раскол» и «Я знаю, как сделать, но пока не скажу». Наиболее удачной, по его мнению, является реклама Юлии Тимошенко, где фамилии не называются четко. «Люди устали от прямой рекламы, нужна более
изысканная, скрытая реклама. Реклама же Януковича и Яценюка свидетельствует, что там работают именно российские технологи», - отметил он.