ГоловнаПолітика

Дело Гонгадзе: правды не ждите

Раскрытие «дела Гонгадзе» и выяснение истинных обстоятельств произошедшего с журналистом – отнюдь не одно и то же. Раскрытие необходимо в качестве инструмента предвыборной борьбы. Тогда как установление истинны позволит понять, действительно ли Гия убит; не сфабрикована ли экспертиза, установившая принадлежность «таращанского тела» Гонгадзе; чей череп нашли в окрестностях села Сухолесов. Судя по темпу, заданному ГПУ, раскрытия следует ожидать к концу года – аккурат к первому туру. Однако, следуя логике «политической целесообразности», прокуратура рискует обличить весьма неприглядные процессы, происходящие внутри ведомства на Резницкой.

Новые версии – хорошо забытые старые.

Но обо всем по порядку.

Итак, появление генерала Пукача не пролило свет на подробности «дела Гонгадзе» – еще больше все запутало. Без ответа остались не только старые, но и новые вопросы: 
а) почему в первые сутки после задержания с Пукачем общались без протокола? Что за это время было сказано, что услышано, о чем договорились? 
б) почему голову журналиста откопали только через два дня после того, как Пукач указал место? Потому, что он неверно указал (если он действительно знал, то вряд ли мог подобное забыть), или потому, что ее просто не искали? Сколько в действительности «находка» пролежала на месте обнаружения – годы или сутки?
в) зачем вообще голову отделили от тела? Если требовалось запутать следы, то полностью уничтожить труп значительно проще, чем расчленять. Тем более если голову потом прятать на месте совершения преступления – возле села Сухолесов, а тело закапывать в Тараще.

 

Для чего понадобилось везти труп за 20 км – в таращанский лес, разобраться не смог даже суд, вынесший приговоры трем милиционерам-исполнителям. Одним из оснований для приговора послужили результаты экспертизы, установившей принадлежность «таращанского тела» Георгию Гонгадзе. Экспертизы, в достоверности которой в ГПУ сейчас многие сомневаются. Если допустить, что она сфальсифицирована, проблем с идентификацией найденного черепа не избежать.

В данной связи для следствия вновь актуализировались две версии, активно разрабатывавшиеся еще в 2007-м – до смены состава следственной группы. Первая – политическая, вторая – полумистическая.

Обе сводятся к выводу: «дело Гонгадзе» – блеф, грандиозная политическая мистификация. Первая версия больше понравится любителям усматривать везде и всюду «происки Госдепа», как вариант – Кремля. Вторая допускает, что Гонгадзе жив.

Обывателю они могут показаться бредовыми, однако обе – в качестве версий, имеют право на жизнь.

Политическая выстроена на элементарном анализе хронологии.

В ночь с 16 на 17 сентября 2000 года не стало Гонгадзе. 2 ноября в Тараще обнаружили обезглавленный труп. «Украина без Кучмы» развернула знамена уже 23 сентября, стартанув акцией «Найдите Гонгадзе», проходившей на Майдане и впечатления «стихийной» не производившей. Один за другим к «Украине без Кучмы» присоединялись: ПРП, «Собор», Рух, СПУ, «Батькивщина», УНСО – флагманы тогдашней оппозиции. 28 ноября Александр Мороз первым заявил: Кучма причастен к пропаже журналиста. Позже список виновных пополнили Литвин и Деркач (тогда – главы АП и СБУ соответственно). К концу года силами «Батькивщины», УНП и Собора был также создан Фронт национального спасения, добивавшийся свержения Кучмы. 
Сопоставив даты, следователи нашли их четкую последовательность неслучайной. А особенно неслучайным показалось то, что старт антипрезидентской кампании будто специально приурочили к исчезновению журналиста.

Сопоставив, заключили: «дело Гонгадзе» вполне могло быть срежиссировано для фактического свержения Кучмы. В случае досрочного сложения главой государства полномочий, Конституция той поры наделяла статусом и.о. премьер-министра. То есть Виктора Ющенко. «Режиссуру» многоходовки, понятное дело, приписывали США.

Вторая версия, тесно переплетаясь с первой, допускает, что убийство Гонгадзе – инсценировка, журналист жив, выехал через Чехию в Штаты, сделал несколько «пластик» подряд и живет себе там припеваючи. Основывается она на показаниях Леси Гонгадзе. По словам матери, у Гии был брат-близнец, непонятно куда запропастившийся еще в раннем детстве. Теоретически, «таращанское тело» может принадлежать именно ему. Проводить захоронение ввиду отсутствия головы родня отказывается. Так, «таращанское тело» – кому бы оно ни принадлежало: Георгию Гонгадзе, его полумифическому брату-близнецу или вовсе постороннему человеку, уже девять лет лежит неприкаянное в морге.

Впрочем, показания Леси Гонгадзе весьма противоречивы. Если близнец действительно существовал (либо существует?), то как он, «потерянный», оказался на месте Георгия в роковой день 16 сентября? Значит ли это, что они общались? Значит ли, что Георгий – посвященный в «тайный заговор», сознательно его подставил?

Активно освещаемые в свое время СМИ, сегодня эти две версии вновь «востребованы». Предметное обоснование первой доставило бы много приятных минут Тимошенко.

Обвинить ее в причастности к гипотетической возможности приобретения премьером Ющенко статуса и.о. президента невозможно. В оппозицию Виктор Андреевич подался после вылета из Кабмина. Успев напоследок – заодно с Кучмой и Плющом – подписать «письмо трех», именовавшее участников «Украины без Кучмы» «фашистами».

Что касается второй – она, даже если правдива, доказана никогда не будет, поскольку засвидетельствует недееспособность, неэффективность и заангажированность ГПУ, СБУ, МВД и внешней разведки, допустивших подобное.

Следовательно, вероятность «раскрытия» «дела Гонгадзе», как уже отмечалось, куда выше вероятности установления объективной истинны.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram