ГоловнаПолітика

Парламент-подкаблучник. Последняя битва

Не имея возможности реализовать краткосрочный план - «ширку», ПР и БЮТ сосредоточились на обдумывании долгосрочного - организации внеочередных выборов ВР сразу после президентской кампании.

Парламент-подкаблучник. Последняя битва
Фото: Phl.com.ua

Переговоры о возможном объединении все еще продолжаются. Режим - вялотекущий. Виктор Федорович и Юлия Владимировна, понимая полную бесперспективность консультаций, готовятся к противостоянию в открытой схватке. Причина бесперспективности прежняя - несогласованность статей новой Конституции. А схватка станет «настоящей последней битвой». Битвой даже не за симпатии избирателей - за верховенство в собственных командах.

Без оглядки на «Лидера» и «маму»

Парадокс: чем отчаяннее сопротивляются «ширке» лидеры ПР и БЮТ, тем больше аргументов в ее пользу приводят рядовые «сердечные» и «бело-голубые». Точнее, в пользу принятия новой Конституции. Ибо объединение двух политгигантов минимизирует и без того незначительную роль рядовых «кнопкодавов»-пешек до роли запасных пешек. Тогда как возвращение смешанной системы позволило бы им попытать счастья в округах. Соответственно - не оглядываться на кодекс внутрипартийного поведения в оставшееся время каденции.

В установлении прежних, действовавших для Рады четвертого (2002-2006) созыва правил игры заинтересованы также крупные бизнесмены. Таким как Губский или Вилкул проще купить себе округ, чем перманентно оглядываться на «Лидера» иили «маму».

Необходимость отказа от «пропорционалки» назрела еще потому, что система себя напрочь дискредитировала. Не оттого, что плоха - просто для Украины на данном этапе непригодна. Ибо ни одну из наших политических сил полноценной партией, в классическом понимании слова, не назовешь. Невозможно представить, чтоб партия А, на уровне предвыборной программы зафиксировавшая свое противостояние с партией Б, садилась с ней затем за стол коалиционных переговоров.

Все три ключевых игрока - ПР, БЮТ и НСНУ - вождистские объединения. Отчаянно трещащие сегодня по швам.

Балога - Ющенко: «Или оставьте в покое Дурдинца, или все мы - закарпатцы - выйдем вон»

Традиционно плохо обстоят дела в НСНУ. Вождь уходит со сцены - соратники, бывшие и нынешние, следуют за ним.

«Встречаю я на прошлой неделе Медведчука, - делится с «Левым берегом» молодой депутат, один из тех, кто в 2004-м не жалел «живота своего», а за превращение НСНУ в полноценную партию боролся до последнего. - «Ну, как тебе живется при твоем Ющенко?» - с издевкой спрашивает он. А мне-то, представь, и ответить нечего!».

Нечего ответить не потому, что проект «Ющенко» потерпел фиаско, потому, что проект «Народный союз» без Ющенко» тоже потерпел фиаско. Реализовать его в парламенте пытались «любі друзі», позвав на помощь коалиции Литвина. Расчет их был на постепенное сближение с Тимошенко - с последующим растворением в БЮТ.

Однако, Юлии Владимировне «корова» оказалась не нужна. Во-первых, в собственной фракции нелады - не до того. Во-вторых, контрольного пакета голосов у коалиции все равно нет - самостоятельно принимать решения она не способна. «Любих друзів» - бизнесменов, в том числе близких к Коломойскому (группа Третьякова-Палицы), отсутствие контрольного пакета не волнует - они считают, что сделали все, чтобы он появился. И теперь требуют сатисфакций. Их (в виде бизнес-выгод) Тимошенко не предоставляет, в результате негатив выплескивается внутрь - «оранжевые без Ющенко» начинают воевать между собой. Первая линия фронта - Третьяков с Палицей против Мартыненко.

Секретариат заигрывает с обоими лагерями одновременно. Глава СП Ульянченко и будущий глава избирательного штаба Ющенко Тарасюк (нынешний руководитель ДУСи) работают плечом к плечу. Цель - максимально эффективно использовать возможности того, что осталось от НСНУ на местах. Виктор Балога этим, понятно, не просто не занимался - прилагал максимум усилий, чтоб от НСНУ вообще ничего не осталось. После громкого разоблачения «компроматной» подоплеки увольнения «сантехника», сделанного нами в прошлом номере, «Левый берег» узнал новые подробности. Оказывается, закарпатцы все как один стали на защиту Тиберия Дурдинца, к которому у Ющенко (не без влияния Рената Кузьмина) появились вполне обоснованные претензии. «Или вы оставите в покое Дурдинца, или уйду я и вся моя команда», - заявил гаранту Балога. В тот же день Дурдинец, заявившись на Владимирскую, порадовал коллектив новостью: 12 мая, после праздников, Рената Кузьмина уволят - жизнь наладится. Только 12-е ознаменовалось не снятием Кузьмина - проведением обысков у самого Дурдинца и выдачей ордера на его арест.

Ход дальнейших событий - вплоть до отступления из СП Пукшина - известен.

К прослушке причастны не «орлы» Дурдинца - люди Кожемякина

БЮТ хоть и имеет партийную основу, лидерской политсилой быть от этого не перестает. Логично, что рано или поздно ее постигнет та же печальная участь, что и «оранжевых» коллег по Майдану. В случае изменения избирательной системы так точно. Протестное крыло БЮТ осознает: строптивых товарищей, какими бы высококлассными профессионалами они ни были, в следующий список просто не возьмут. Единственный вариант для них - «мажоритарка». А если закон «мажоритарку» позволит, то и ограничиваться сейчас в самовыражении смысла нет. Наоборот даже: чем активнее, чем противоречивее по отношению к «генеральной линии» выступать - тем больше шансов быть замеченным электоратом.  

«Протестное крыло» - это прежде всего «группа Портнова». Не сам Портнов, а именно группа. Один из наиболее узнаваемых ее субъектов - Святослав Олийнык, окончательно побивший горшки с Андреем Кожемякиным. Говорим «Кожемякин», подразумеваем - «Турчинов», хотя справедливости ради следует признать: кабминовские небожители от внутрифракционных разборок стараются дистанцироваться. Игнорируя проблему, еще больше ее усугубляют.

Олийнык не один такой. Слишком многие коллеги по фракции не просто упрекают Кожемякина в самодурстве, а подозревают в самоуправстве. В этой связи намекают: в резонансном деле о прослушке, как и в прослушке самой по себе, запятнаны не только и не столько «орлы» Дурдинца из управления «К», сколько... близкие люди Кожемякина. Те из них, кто не имеет мандата, в ближайшее время будут, скорее всего, заключены под стражу. Формальным тому основанием может стать письмо высокопоставленного сотрудника СБУ на имя одного из нардепов-оппонентов Кожемякина с подробным описанием злодеяний последнего, указанием всех «явок, адресов и паролей». Не говоря о том, что, по имеющимся сведениям, действуют эти светлые личности не только через людей, расставленных на нужные позиции не без содействия Наливайченко, но и с помощью прикупленного ими спецоборудования.

...В четвертой Раде «инакомыслящие» объединялись в независимые группы. Памятны «Центр», «Третья сила», другие - функционировать им позволяли особенности законодательства той поры. Группы формировались «мажоритарщиками» с редкими «вкраплениями» «отщепенцев-списочков». В нынешнем парламенте, трудящемся в режиме «упрощенной версии» императивного мандата, выход из фракции - путь в никуда. Но это если выходить в одиночку, как, к примеру, Игорь Рыбаков. На самом деле, все не столь безнадежно. Действительно, официально создать новое объединение «отщепенцы» не могут, неофициально - пожалуйста. Остальные вынуждены будут с ними считаться - доказано группой «ЕЦ».

Было бы вокруг кого объединяться. В БЮТ роль неформального лидера способен сыграть Николай Томенко. Более того, по информации «Левого берега», предварительно он уже «зондирует почву» на предмет поддержки «маленького БЮТ» в регионах. Днепропетровск - первый протянувший руку навстречу.  

Единственное, что усмиряет пыл инакомыслящих, - вероятность избрания Тимошенко президентом. Могущественность главы государства, как известно, не от объема полномочий зависит - от фамилии их носителя. Засев на Банковой, Юлия Владимировна, несомненно, сделает все, чтобы получить парламент-подкаблучника. Для этого ей, понятно, нужны собственные премьер и коалиция, получить которые без перевыборов невозможно. На каком основании проводить оные после сразу после президентских - вопрос философский.

Бизнес-элиты на перевыборы вполне могут согласиться. Сопутствующее условие - переписывание Конституции. В крайнем случае - изменение тематического закона, без которого кампанию все равно не «слепить». Изменение, направленное в том числе на возвращение к смешанной системе. Их резон - напичкать Раду собственным большинством - сформированным кооперацией интересов бизнес-элит, а не ситуативным совпадением . Большинством, постоянно удерживающим над Тимошенко дамоклов меч импичмента.

Если уж президентства Леди Ю не избежать, надо максимально обезопасить себя от негативных его последствий.

Обезопасить, понятно, от беспредела образца 2005-го. Поводов для тревог больше всего у ПР. Служившая последним образцом партийной монолитности, нынче она грозит развалиться под напором внутренних разборок. Разборок, направленных на минимизацию влиятельности увальня-Лидера. В пользу, само собой, отцов-содержателей во главе с Ахметовым. У них с Виктором Федоровичем, видите ли, разнится понимание того, «что такое хорошо, что такое плохо». Когда Ахметов-Колесников полагали, что дружить с Банковой и Балогой - хорошо, Янукович настаивал - плохо. Когда эти двое, поразмыслив, согласились, что Юля - тоже хорошо, дважды несудимый возразил - нет, ребята, плохо. И так - до бесконечности.

Главная проблема ПР не в том, что она с кем-то дружит, с кем-то - воюет, а в том, что она никак не может определиться, с кем дружить, а с кем воевать. «Отцы-содержатели» делают все, чтобы сузить поле Виктора Федоровича для маневра. Чтоб ему сказали: «Надо!», а он - куда деваться - ответил: «Есть!». С этой целью обрабатывают его «тылы», отсекая возможные «группы поддержки». Наезд на луганчанина Тихонова - лучший пример. ПР, таким образом, как справедливо подметили эксперты, вновь превращается в партию даже не Юго-востока - одного Донецкого региона. В котором кто правит бал? Правильно, Ахметов. Значит, ПР превращается в партию имени кого? Вот-вот...

Другой парадокс: большинство «бело-голубых» президентства Януковича не хотят. Не хотят даже больше, чем не хотели президентства Ющенко в 2004-м. Мотивируют тем, что, инаугурировавшись, Федорович не пробудет на Банковой и часа - поедет играть в гольф, оставив вместо себя Левочкина. Оставив на все последующие пять лет. Кто-кто, а Левочкин не станет помогать нынешним «верховным донам» реализовывать то, что они могли бы сделать, имея «своего президента». Раз так, превращать Януковича в бутафорию «своего» президента им невыгодно. Финансово. Верховные, в конце-концов, всегда смогут договориться с Юлей. В крайнем случае - уедут на первые полгода из страны. У «регионалов» калибром поменьше такой возможности нет - за границей они высидят, от силы, месяц - на дольше денег не хватит. Посему и ропщут на партбоссов - те о себе, мол, только думают.

Янукович соображает хоть туго, но регулярно. «Двойной игры» отцов-содержателей не замечать не может. Вывод прост: первые, с кем он поквитается, придя к власти, будут именно они, а не «идеологические оппоненты». Посему те, кому его правление теоретически наиболее выгодно (о чем они публично лицемерят), сделают все, дабы его не случилось.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram