ГоловнаПолітика

Последний гвоздь в крышку гроба ПРиБЮТ

Парадоксальность украинской политики, однако, в том, что правдой оказываются даже самые нелепые нелепицы. С «ширкой», лепившейся в общей сложности полтора года, вышло аналогично. На сей раз пикантность ситуации в том, что прежние ее противники и сторонники поменялись местами.

Последний гвоздь в крышку гроба ПРиБЮТ
Фото: УНИАН

Почему Ахметов, орудуя лопатой, поддержал Тимошенко

Так, если ранее Портнов был очень даже «за», теперь выступил, хоть и не радикально, все же против. Зато Турчинов с Кожемякиным, предпочитавшие всуе не упоминать имя Януковича после захода солнца, эстафету Андрея Владимировича подхватили с энтузиазмом.

То же самое в ПР. В мае 2008-го «союз» обрекли Ахметов с Колесниковым. К декабрю «отцы-основатели» взгляды свои пересмотрели. Однако слово Фирташа тогда оказалось сильнее. Сейчас эти двое едва ли не ногами Януковича в объятия Тимошенко выпихивают. Ринат Леонидович, публичности, как правило, чурающийся, не постеснялся открыто на свои симпатии намекнуть. Высаживая деревья по периметру новопостроенного донецкого стадиона, вовсю орудуя лопатой, искренне пожелал правительству всяческих благ и успехов в борьбе с кризисом. Как говорит в таких случаях Портнов – «Жениха тебе хорошего, богатого» (независимо от того, кому говорит – мужчине или женщине).

Логикой группа Ахметова-Колесникова руководствуется весьма странной. Проще, мол, сейчас Виктора Федоровича в парламенте президентом трудоустроить, чем в общенациональную кампанию с ним возиться. Объясняй еще потом, почему он – носитель наивысшего рейтинга, не получил президентских клейнодов. Мысль о том, что шансов их получить у него, в общем-то, немало, в голову им не приходит. Чтоб мечта стала реальностью, нужно всего ничего – отвлечься от кулуарных переговоров да сосредоточиться на наращивании собственного электорального потенциала. Только напрягаться им особо не хочется.

Самому Януковичу президентство сейчас нужно как зайцу стоп-сигнал. Разве в качестве моральной сатисфакции. Даже если главой государства он по немыслимому какому-то недоразумению сделается – управлять страной как положено все равно не станет. Хотя полномочий для этого, по действующей Конституции, предостаточно. Виктору Федоровичу куда милее спокойная дачная жизнь да отдых поле для гольфа. Полномочия свои он предпочтет делегировать ближайшему кругу. То есть – группе Фирташа. Собственными руками «лепить» из Левочкина второго сантехника-Балогу, но уже не при Ющенко – при Януковиче, ни Ахметову, ни Колесникову не досуг. Реанимировать деморализованную партию после позорного «пролета» Лидера – тем более. Иначе говоря, им придется принимать управление ею непосредственно на себя, причем в открытую. Теоретически, «новым Януковичем» могла бы стать Богатырева, а практически – никто, кроме Колесникова, с этой ролью не справится. Роль не из легких – требующая пресловутого «напряга» ежеминутно, а не в дни государственных праздников. Круг, таким образом, замыкается.

«Пол сказал: кто бы ни вышел во второй тур, если он там столкнется с Сеней – шансов зеро, Сеня всех порвет», – аргументируют верховные доны, ссылаясь на верного своего технолога – американца Маннафорта. Откуда во втором туре возьмется Яценюк, если, конечно, они сами, совместно с Банковой, его туда не пропихнут, – не уточняют.

Иным крамольным подозрением – что Юля их попросту кинет, тоже не тревожатся. Тропинка конституционных изменений длинная и скользкая. По пути от 226 «за» до трех сотен всякое может случиться. Единственный предохранитель – гарантированная утрата поддержки «ядерного» электората Западной Украины. Кооперации с «донами» тут не простят – даже ситуативной. С одной стороны, в БЮТ слишком хорошо помнят, как вторую – решающую половину кампании 2006-го им пришлось истратить не на наращивание рейтинга, а на реставрацию прежних позиций, серьезно пострадавших после присвоениями ими, на пару с ПР, Кабмину Еханурова статуса и.о. С другой – подкалывают донецких их же шуточками: «Лоха грех не кинуть».

Тем более если сам субъект не знает, чего хочет. А доны сейчас именно в таком положении – не знают, чего хотят. В чем, кстати, искренне признаются.

Янукович: концепция поменялась

На самом деле, мотив «отцов-содержателей» предельно прост – сэкономить на выборах. Денег сейчас нет ни у кого, даже у них, тем более – лишних.

Президентская кампания 2004-го обошлась в $1,5 млрд. Ситуация в стране тогда, конечно, была иная, однако основные параметры, прежде всего – стоимость эфирного времени на телеканалах, присутствия в СМИ, на рекламных площадях, с тех пор не поменялись. Наоборот даже: подорожало все. А ведь именно это ключевые статьи расходов. Не говоря о стоимости «живых голосов». Она, в свою очередь, складывается как из прямого финансирования «правильного» волеизъявления, так и из оплаты труда членов комиссий. Комиссий всех уровней в стране больше тридцати тысяч. Если умножить на количество наблюдателей – хотя бы необходимого их минимума, арифметика вовсе невеселая получается.

Простой пример. На киевских перевыборах мая 2008-го один голос «стоил» ?100. Ну, а в комиссиях «за спасибо» пахать точно никто не согласится. Таким образом, выборы рискуют быть сорванными из-за элементарной невозможности комплектации большинства комиссий. Сорванными – значит отложенными на неопределенное время. Что, логично, породит хаос, уж совершенно никому не удобный.

Тем паче с учетом конституционных положений, отнюдь не предписывающих Кабмину Тимошенко складывать полномочия перед новоизбранным главой государства. Гарант – не Верховная Рада, ему подобный «бонус» не полагается. Это – еще один аргумент «донецких» относительно того, почему с Юлей проще договариваться сейчас, чем после.

Ведь Юля, к пущей их радости, согласилась на все. Абсолютно на все, включая открытые списки и русский как второй государственный. «Языковый вопрос» решить совсем просто – принятием соответствующего закона.

Одно «но»: концепция, как в том непечатном анекдоте, поменялась у Януковича. Вчера хотел дружить с Тимошенко, сегодня – передумал, а чего хочет – сам, опять-таки, не знает. Круг и тут замыкается.

А ведь реализация конституционных изменений с избранием президента в парламенте могла бы стать воплощением мечты всех донецких не по рождению, но по убеждению (с доброй половиной «сердечных» включительно) – «чтоб у нас все было и нам за это ничего не было». Верховная Рада при таком раскладе окончательно превратилась бы в закрытую корпорацию, принимающую законы для себя и под себя, когда избранным – все, гражданам страны – закон. Тратиться на общенациональные кампании больше бы не пришлось, знай зарабатывай посредством «нужных» голосований.

СП: «регионы» легли под Юлю

Что же остальные «участники банкета»? На Банковой и рады бы привлечь «бело-голубых» на свою сторону, да проклятая их неопределенность мешает. Потому – сосредоточились на «натаскивании» Ющенко на схватку за второй срок. Неформальный его лозунг: «Вср..ся, але не здамся». Официальный будет такой: «Я принес демократию в эту страну, не станет меня во власти – исчезнет и демократия». Для пущей убедительности осталось лишь разъяснить, что общего у Ющенко с демократией.

Впрочем, если совсем честно, то особых надежд на «регионалов» в СП не возлагают. «Бело-голубые», по мнению обитателей Банковой, с потрохами «сдались» Юле.

Возобновление в должности Генпрокурора Святослава Пискуна сочли первым тому подтверждением. Учитывая, что возобновление сие по счету четвертое, все сошлись во мнении: проще в Конституции норму о пожизненном прокурорстве Святослава Михайловича закрепить, чем суды бесполезной работой занимать. Ведь истинная цель Пискуна – отнюдь не кресло Медведько. Уступить которое Александр Иванович совсем не прочь – даже заявление дважды уже писал.

В промежутке между сочинением заявлений наехал на своего зама Рената Кузьмина, велел уволиться по собственному желанию. Кузьмин, вестимо, не послушал.

Во-первых, подобные «рекомендации» шеф ему выдает едва ли не еженедельно. Во-вторых, на сей раз в вину ему вменили излишнюю публичную откровенность, точнее – разоблачение подробностей об отравлении Ющенко. Главной жертвой откровений оказался Медведько – его репутация в глазах Банковой была в очередной раз подмочена. На Кузьмина в СП давно махнули рукой. Раньше его считали «донецким», теперь – из-за дружбы с Портновым – считают бютовским. Да и с СБУ он горшки побил не на шутку. Особенно с Хорошковским – главным фигурантом «дела Интера», которое Кузьмин курирует.

Так вот, истинная цель Пискуна – подставить подножку Ющенко. Теперь, прежде чем уволить Александра Ивановича раньше времени, Виктор Андреевич сто раз подумает – претензии на место Медведько моментально заявит Пискун.

Второе подтверждение – раскрутка «дела Колесникова». Раскрутка в обратную сторону – против тех, кто его в свое время затеял. Если Борису Викторовичу, четыре года назад пообещавшему «во что бы то ни стало засадить банду Москаля, Корнича, Шокина, Луценко», все удастся, удар сокрушит, как ни парадоксально, «бютовцев». Точнее, близких соратников Тимошенко – Луценко с Порошенко (в союзников ЮВТ не от хорошей жизни превратившихся). Показания против них вовсю дают не только непосредственные участники дела Колесникова в 2005-м – рядовые силовики, прессовавшиеся руководством, но даже крупные бизнесмены. Откровения последних куда опаснее для Порошенко. Особенно – Коломойского, вызванного в ГПУ в постпраздничные дни. Не менее опасные откровения Пискуна, с которым у него на то же время намечена очная ставка. В ходе ее прояснится как минимум одна туманная история, в материалах следствия уже задокументированная. А именно, сказ о том, как в 2005-м Петр Алексеевич и Ко якобы предложили Пискуну легко заработать $2 млрд. посредством посадки Бориса Колесникова и Игоря Ахметова, «за которых Ринат отдаст все». Поскольку Пискун будто бы отказался, в «схему» взяли Шокина.

Правда ли это? Не факт. Скорее – полуправда. Предстоит дать ответ на главный вопрос – приглашая 1 апреля 2005-го Колесникова на Банковую, Порошенко ему угрожал или предупреждал о надвигающейся опасности?

Так или иначе, у Петра Алексеевича есть все возможности доказать свою и только свою правоту. Не вбивая, тем самым, последний гвоздь в крышку гроба ПРиБЮТ. Точку, как водится, поставит следствие. Велика, однако, вероятность того, что за шаг до «последней черты» ставить ее не придется – кулуарные договоренности узкого круга печерских игроков, соображения меркантильных выгод и круговой поруки, вполне возможно, возьмут-таки верх. Добрых отношений Колесникова с Порошенко, сложившихся за истекшие четыре года, никто не отменял.

«Своих сдавать» тут не принято – принцип «домино» работает, как часы.

В переводе на общечеловеческий это значит: напугав друг-друга до полусмерти, Борис Викторович с Петром Алексеевичем, не исключено, решат помириться, отделавшись для проформы «малой кровью» – «сливанием» Луценко, то бишь.

***

Есть во всем этом цинично-мрачном калейдоскопе и один позитивный фрагмент – шансы на проведение по-настоящему демократических президентских выборов, на удивление, повышаются.

Судите сами: готовность единого реестра избирателей возможности тотальной фальсификации существенно ограничивает. Административный ресурс полностью дезориентирован – не подчинен ни президенту, ни премьеру. Денег на покупку голосов и комиссий нет. Следовательно, если элекции во всей этой неразберихе таки состоятся – пройдут без сучка без задоринки.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram