ГоловнаПолітика

Президентское наступление

Виктор Ющенко последним из ключевых кандидатов включился в активную борьбу. Гарант взялся продвигать конституционные изменения, де-факто – свою предвыборную платформу. О реформе избирательной системы на Банковой говорили давно. Приблизительно столько же – о двухпалатном парламенте. Дальше пустых рассуждений дело, правда, не шло. Покуда Виктору Андреевичу не приспичило выступить в Раде. Причем срочно. Чтобы бенефис не случился, как планировалось, в День дурака. Зачем давать лишний повод острякам? Их, поводов, благо, и так предостаточно.

Тогда из-под сукна извлекли прошлогодние наработки Национальной конституционной комиссии, засадили за них Марину Ставнийчук и к трем часам утра 31 марта «платформа президента» была готова. Растиражировать ее, однако, не успели. Текста ежегодного послания главы государства к ВР перед началом заседания депутаты на столах регистрации не получили. Тем более – парламентские журналисты. Да что там, даже большинству губернаторов приглашения на вторничную сессию пришли около десяти вечера понедельника… по факсу.

Премьерство ценой в Конституцию

Неудивительно, что проект получился заведомо мертворожденным. Как все остальное, предлагаемое Ющенко. Подсовывая Раде Основной закон, не имеющий шансов на утверждение, он мало чем отличается от Виктора Януковича, инициирующего отставку правительства за неимением достаточного количества голосов. Зато кардинально отличается от названного своего «политического батьки» Кучмы. Леониду Даниловичу когда Конституцию переписать понадобилось – все силы на это положил. И даже премьер-министра выбирал сообразно данному критерию.

Не секрет: кандидатура Януковича в 2002-м нравилась далеко не всем. Так, постпред президента в ВР Анатолий Толстоухов, мониторивший деятельность Виктора Федоровича в бытность его губернатором, указывая на результаты этого самого мониторинга, высказывался категорически против. Сегодня, правда, Толстоухов – член ПР, зато тогда единомышленников у него было немало.

Кучма принял соломоново решение. Всем кандидатам на премьерство ставил условие: обеспечить триста голосов под принятие новой Конституции. Рада четвертого созыва состояла наполовину из мажоритарщиков – с голосами был напряг. Сергей Тигипко, считавшийся многими наиболее адекватным претендентом на премьерство (особенно с учетом приближения кампании 2004-го), ситуацию оценивал здраво и ручаться за комплектацию конституционного большинства не стал. А Янукович поручился. И сделался премьер-министром. Но слова по факту не сдержал. В роли истинных «собирателей голосов» выступали Медведчук с Волковым. Для полного счастья им не хватило всего четырех «за».

Кстати, достоянием общественности «ультиматумы Данилыча» стали только сейчас. А провал кучмовской Конституции на днях справляет пятилетний юбилей.

Сам Ющенко на Конституцию не рассчитывает

Если по-честному, то на принятие «Конституции Ющенко» даже сам гарант особо не рассчитывает. Не говоря уж о передовых сотрудниках его Секретариата. В неофициальных беседах они это откровенно признают. Не рассчитывают они на это хотя бы потому, что если бы депутаты и приняли проект за основу, окончательная его редакция отличалась бы от первоначальной, как снег от сажи.

Истинных целей у Виктора Андреевича две. Первая – заполнить информационное пространство выгодным для себя контентом. Лучше уж пусть в СМИ о его Конституции пишут, чем об очередной перепалке с Тимошенко. Причем СМИ не только в Украине.

1 апреля СП отправил свое творение на заключение в Венецианскую комиссию. Надеясь, конечно, получить письменное свидетельство его полезности и значимости.

Куда оригинальнее пошутил Сергей Головатый. «Посланник» Украины в ПАСЕ несколькими месяцами ранее умудрился туда же отправить на аналогичное заключение проект Конституции… по версии ПРиБЮТ. То бишь, документ, не имеющий даже официального статуса. Не говоря уже о том, что обращаться с подобными запросами позволено лишь Раде в целом – никак не отдельным ее депутатам.

Правда, проверять запрос Головатого на достоверность в Венецианской комиссии никому в голову не пришло.

Вторая задача гаранта – обеспечить базис предвыборной платформы. Если он вздумает-таки баллотироваться, вполне сможет эксплуатировать свою задумку в агитационных целях. И не беда, ежели ее уже сегодня подвергнут обструкции, наоборот даже, скажет: «Видите, я хотел – мне не дали».

Приманка для «регионалов»

Конечно, если Виктор Андреевич очень постарается, первые 226 голосов за свою Конституцию соберет. Но для получения «одобрямса» в Конституционном суде Банковой придется заручиться поддержкой судей из квоты ПР. То есть, глобально – самой ПР.

А «регионалам» менять Конституцию ни к чему. Даже наличие в «президентском» варианте глав, предусматривающих значительное расширение прав местного самоуправления (вплоть до замены администраций исполкомами), их не привлекает. Еще в декабре они это хотели и могли. Но время упущено, а приоритеты смещены. Перевыборы для них теперь куда более желанны. Хотя и необязательны.

Желанны потому, что у «бело-голубых» пока еще высокий рейтинг. Накручивают они его при помощи спекуляций темой этих самых перевыборов, точнее – при помощи радикальных высказываний, столь милых уху полуголодного украинца в период кризиса. Необязательны оттого, что тратить лишние деньги, которые и на президентскую-то кампанию с трудом ищут, неохота.

Впрочем, для перевыборов кроме политического компромисса (невозможного, покуда спикерское кресло занимает Литвин) необходимы еще и юридические основания. Которых не было, нет и взяться им неоткуда. И нечего попусту надеяться на запрос Ющенко в КС на предмет того, нужно ли выбирать нового премьера и новый Кабмин в случае частичного переформатирования коалиции (произошедшего после присоединения к ней Литвина и Ко).

Позитивное для Ющенко решение де-юре, безусловно, дало бы ему шанс. Де-факто он им не обязательно воспользовался бы. Леониду Кучме КС третий срок тоже, помнится, разрешал. Правда, с тех самых пор ни одного сугубо «политического» решения судьи-конституционалисты больше не приняли – «острых углов» стараются избегать.

Сценарий сложения 150 мандатов тоже непроходной. Во-первых – уже использовался. Во-вторых – фракция ПР не настолько монолитна, чтобы все без исключения ее члены сделали себе политическое харакири.

Единственное, что остается «бело-голубым», – блокировать трибуну 30 дней. Начать осаду они могут, но кончить… В смысле, месяц продержаться – вряд ли. Не потому даже, что ПР большая, а Шуфрич с Лукьяновым маленькие. Скорее из-за Литвина, помнящего отчаянные бои 2004-го, когда из-под него даже кресло вырывали, а то и вовсе приходилось в зал с черного входа заходить и дистанционным микрофоном пользоваться, но сессию он все же вел. Закалка даром не проходит.

Виктор Федорович – не Юлия Владимировна: игра «в долгую» для него немыслима. Запустить маховик досрочных выборов, довести дело до логического конца, вплоть до защиты собственного результата, – слишком хлопотное, как для него, занятие.

Тем более что неопределенность с датой начала президентской гонки значительно минимизирует вероятность преждевременной ротации Рады. Покуда СП с ВР выясняют отношения в КС, времени для издания соответствующего указа остается все меньше и меньше. Даже если он невероятным каким-то образом появится-таки на свет, депутаты его преспокойно просаботируют.

В контексте вышеизложенного угрозы Банковой об очередных внеочередных следует признать профанацией такой же, как новая Конституция. Тем более что личный интерес в них Виктора Андреевича довольно сомнителен. Точнее – незначителен, ограничивается пиар-плоскостью. Иначе зачем ему указывать на перезапуск Рады только лишь после переписывания Основного закона, реализовать которое невозможно?

«Ринат смирился с Юлей как с неизбежным злом»

Долгосрочных прогнозов ни в ПР, ни в БЮТ, ни тем более на Банковой сегодня не делают. Дожидаются летних деньков. Чем ближе дата официального старта гонки – тем очевиднее обозначатся приоритетные ставки.

Победа Тимошенко, казавшаяся аксиомой еще полгода тому, сегодня уже под вопросом. Ситуация настолько динамична, что кардинальные изменения могут произойти за неделю.

Соответственно, решения о том, баллотироваться ли ему вновь в президенты, носитель трехпроцентного рейтинга пока не принял. Обещает объявить его летом. В зависимости, в том числе, и от судьбы авантюры с перевыборами.

Аргументов «за» и «против» у него приблизительно поровну.

Главное «за» – не сдаваться Тимошенко без боя ни в коем случае. Даже если бой заведомо проигрышный не только для него, но даже для Тимошенко. Виктор Андреевич, два года подряд концентрировавшийся на вредительстве Юлии Владимировне, иначе поступить не может. «Вопреки Юле!» – главный его девиз.

Куда более логичными «за» оперирует «ближний круг» гаранта.

Во-первых, Балога и Ко вдохновлены тернопольской эпопеей. По их глубокому убеждению, фальсифицировать выборы реально не только на отдельно взятой территории, но и в масштабах всей страны. Впрочем, повсеместно делать этого нужды нет. Достаточно «нарисовать» нужный результат. Хотя бы там, где удастся заручиться поддержкой местного руководства, также – «правильных» наблюдателей и членов комиссий. Правда, риск реализации подобного сценария довольно велик, 2004-й – лучшее тому подтверждение.

Во-вторых, помощи «технических» кандидатов, агитирующих либо открыто «за Ющенко», либо подспудно – «против Тимошенко», никто не отменял.

В-третьих, при самом худшем раскладе на выборах можно будет, по крайней мере, слегка подработать. Слегка. Не тем, ясно, кто в них вкладывает – тем, кто непосредственно занимается организацией кампании. Упомянутому окружению, то есть.

В-четвертых, маститым американским пиарщикам, выманенным из-за океана Катериной Михайловной, уже плачены-переплачены денежки Дмитрия Фирташа. Пиарщики пашут вовсю который месяц – сил на жалеют, «лепят» из Виктора Андреевича «кандидата с человеческим лицом».

Аргумент «против» на Банковой один, но железобетонный – «популярность» Ющенко. Ниже плинтуса опуститься тоже, оказывается, можно. Подняться – точно нет. Зато реально сравнять с этим уровнем любого другого, более рейтингового товарища, назвав его своим преемником.

Куда полезнее «породить» его тихонько, причем не только Банковой, но и «регионалам». Речь, вестимо, о Яценюке. Этаком Викторе Ющенко образца 2002-го: молодой демократ, на вид не страшный, в экономике разбирается, с иностранцами дружит, опыт высоких постов имеет… чего ж еще? При Кучме на Ющенко тоже большие надежды возлагали. Не меньшие, чем при Ющенко – на Яценюка. Разочарование, соответственно, окажется сопоставимым.

Зачем «регионалам» Яценюк? Вопреки Тимошенко! Может ли Ющенко оспорить собственный лозунг? Конечно, нет. Значит, в этом деле он с ПР заодно.

«Бело-голубые» уверены: если Арсений Петрович прорвется во второй тур – трон достанется ему. «Родному» Виктору Федоровичу прочат почетное второе место, особых надежд на его триумф не возлагают. Динамика личностных показателей – «приманка» для заинтересованных сторон, конечно, хорошая, но объективные шансы Арсения Петровича прояснятся ближе к лету. Тогда же станет понятно, стоило в него вкладывать или нет. В «окупаемости» инвестиций в ПР не сомневаются, тем более что привязка к нескольким лобби одновременно спасет Яценюка от ярлыка чьего-либо ставленника.

Но даже если экс-спикер «не сыграет», «бело-голубые» не очень расстроятся, они уверены: с Тимошенко всегда смогут договориться. «Ринат смирился с Юлей как с неизбежным злом», – говорят в его ближайшем окружении. ЮВТ с ним, впрочем, тоже. Передача «Днепроэнерго» под контроль «короля Донбасса», а не государства, как Тимошенко обещала в 2007-м, – отличный пример.

На камеры эти двое говорить могут что угодно, за кулисами ссориться не станут: покуда живут в одной стране – сами в этом заинтересованы.

Что касается Юлии Владимировны – ее виды на президентство вполне очевидны. И если она не хочет получить «почетный приз» вместо Януковича, уже сейчас должна безотлагательно решить несколько проблем внутри «сердечной» команды.

Так, уроки киевских и тернопольских выборов очевидны для всех, кроме самих «бютовцев». «Оргвыводов» после столичной кампании они вообще не сделали, после областной – еще не сделали. И вряд ли вообще сделают. Миф о непобедимости БЮТ развенчан давно. Миф о тотальном господстве БЮТ в судах основательно пошатнулся.

Тернополь «тимошенковцы» изначально «продули» именно в судах – допустив сам факт проведения выборов.

К тому же, в блоке не один юридический центр, а два – семейный подряд Онопенко-Корнейчук и Портнов со товарищи.

Корнейчук вслух возмущается тем, что до сих пор сидит в кресле замглавы, а не главы Минюста. Тогда как Портнов обижен на Тимошенко за несправедливо низкую оценку результатов его труда на благо партии и правительства. Судите сами: сегодня Портнов спасает из СБУ чиновника, растаможившего газ РУЭ, завтра БЮТ утверждает в должности Наливайченко. Контраргументов Портнова и близких к нему Писаренко, Пилипенко и Олейника никто не слушает. Не говоря о том, что бюджетные преференции достаются почему-то другим юридическим фирмам, особенно тем из них, что близки к Корнейчуку. Вот и приходится Портнову заявлять о целесообразности «кадровых чисток» «сердечных рядов» в СМИ. Иначе его просто не слышат.

Общее с Виктором Андреевичем, как мы выяснили, имеется не только у Виктора Федоровича, Юлия Владимировна – не исключение. Она, как и действующий гарант, страшно не любит разбираться с проблемами своего хозяйства. Предпочитает их игнорировать. Значит, «Батьківщина» имеет все шансы повторить незавидную участь «Народного союза» и ПР.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram