Антимонопольный комитет Украины обладает широкими полномочиями и может налагать штрафы на бизнес до 10% от годового оборота компании-нарушителя. Госорган сам расследует нарушения и сам же выносит решения в рамках административного дела, сроки рассмотрения таких дел никак не ограничены, права подследственных детально не прописаны, а решения выносятся за закрытыми дверями. При этом АМКУ может задним числом уменьшать размер наложенных штрафов, мотивируя это «трудным финансовым положением» компании-нарушителя. Но даже если штраф выписан, еще не факт, что он поступит в бюджет. Сам глава АМКУ Юрий Терентьев признавал в 2015 году, что процент собираемости штрафов - всего 5-10%.
Правила работы антимонопольных органов в странах ЕС отличаются, говорится в пояснительной записке к законопроекту №6746 от 17.07.2017, который на прошлой неделе внесла в Верховную Раду группа депутатов. Они предлагают приблизить украинское законодательство в сфере защиты конкуренции к законодательству европейскому. Инициатором выступила внефракционный депутат Виктория Пташник (избиралась по спискам «Самопомощи»). Соавторами — Татьяна Острикова, Елена Сотник (обе — от «Самопомощи»), Андрей Вадатурский, Юрий Соловей (оба — от «Блока Порошенко»), Алёна Шкрум («Батькивщина»), Наталья Кацер-Бучковская («Народный фронт»), Богдан Матковский (внефракционный).
Депутаты делают акцент на борьбе с картельными сговорами. Это нарушение тяжело доказать в суде, не имея на руках веских доказательств (например, от самих участников сговора). Даже если АМКУ накладывает штраф на заговорщиков, они добиваются отмены наказания в судах.
"Думаю, что АМКУ поддержит многие из предложенных нами новелл, ведь они предоставляют возможность эффективнее расследовать дела о нарушении конкуренции, например, внедряют европейскую модель урегулирования спора, что в ЕС является одним из методов раскрытия картелей. В то же время скорее всего придется серьезно дискутировать о нормах, которые дисциплинируют органы АМКУ. Так, например, наш проект предлагает установить четкие сроки для расследования дел о нарушении конкуренции", - говорит Виктория Пташник. Она считает, что Комитет не захочет быть ограниченным в сроках рассмотрения дел.
Вот основные изменения, которые предлагаются:
- Определить четкие сроки рассмотрения дел по нарушениям законодательства о конкуренции (сейчас такой нормы нет). Если в течение обозначенных сроков решение АМКУ не будет принято, дело закрывается в связи с тем, что факт нарушения не был доказан.
- Уточнить статус, расширить права, определить порядок и сроки уведомления лиц, которые участвуют в делах по нарушениям законодательства о конкуренции (сейчас формулировки достаточно общие).
- Четко прописать порядок проведения проверок и консультаций АМКУ в рамках расследований. Предусмотреть отвод сотрудника АМКУ, эксперта или даже переводчика в случае сомнений в их непредвзятости (этих норм сейчас нет или они прописаны недостаточно подробно).
- Улучшить процедуру «сделки со следствием» — процедуру урегулирования по делам о картелях (сейчас возможность урегулирования также декларируется в ст.6 Закона «О защите экономической конкуренции», но довольно общими словами). Прописать условия освобождения от ответственности первому, кто сообщит о картеле и предоставит доказательства. Условия уменьшения размера штрафов на 50%, 30% и 20% второму, третьему и всем последующим участникам картельного сговора, которые предоставили значимые доказательства антиконкурентных действий (сейчас нет системы уменьшения штрафов).
- Проводить открытые слушания по делам о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции по инициативе одной из сторон дела (сейчас слушания не предусмотрены). Ввести должность независимого уполномоченного АМКУ по слушаниям. Гарантией его независимости будет особый порядок конкурсного отбора кандидатов (по примеру отбора кандидатов в Национальное антикоррупционное бюро), назначения и увольнения.
- Уточнить порядок принятия решений АМКУ, необходимость обосновать решение, ввести требования к доказательной базе (сейчас нет настолько детальных требований).
- Остановить начисление пени по штрафу на время, пока решение АМКУ оспаривается в судах разных уровней (сейчас речь идет только на время рассмотрения или пересмотра дела хозсудом).
Сумеет ли АМКУ после принятия такого законопроекта вообще кого-то оштрафовать или же потеряет всю свою власть, не сумев соблюсти все прописанные в документе требования и процедуры? К сожалению, в самом Комитете эту инициативу пока что не комментируют. Журналисты LB.ua несколько раз обращались в пресс-службу АМКУ письменно и по телефону за официальным комментарием, но там за четыре дня так и не смогли ничего ответить. Руководитель ведомства Юрий Терентьев в отпуске. Это не помешало ему написать в личном блоге о работе региональных подразделений АМКУ, но помешало отвечать на вопрос о законопроекте в комментарии к этому сообщению. Сайт LB.ua готов опубликовать позицию Антимонопольного комитета, когда госорган сможет сформулировать свою позицию.